Главная ?> Авторы ?> Гонтмахер -> Масштабные задачи в короткий срок
Версия для печати

Масштабные задачи в короткий срок

Задача обеспечить к 2008 году снижение количества бедных, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, до уровня 10% населения при всей ее внешней привлекательности рождает много вопросов.

1. Нынешний 20-процентный уровень бедности — средняя цифра по России. На самом деле этот показатель в 2002 году варьировал от 7,6% в Ямало-Ненецком автономном округе до 87,6% в Ингушетии. Необходимо понимать, что 10% в среднем означает практически ноль во многих регионах: цифра нереальная, если учитывать, что даже в самых богатых обществах «нормой» является 5-10% т.н. бедных. Это, прежде всего, маргинальные слои — деклассированные и асоциальные элементы, люмпены. Думаю, что, например, в Ямало-Ненецком автономном округе нынешний показатель вряд ли может сколько-нибудь серьезно уменьшиться.

Эти несложные размышления наводят на мысль, что реально существующую задачу по преодолению бедности нужно было бы сформулировать более точно. Как?

2. Принципиально важно подходить к бедным как к категории, делящейся на три части:

  • маргиналы, которые никогда не будут предпринимать усилий по выходу из бедности;
  • люди, которые по объективным причинам (прежде всего, состояние здоровья и возраст) не могут выйти из зоны бедности;
  • трудоспособные или занятые люди, оказавшиеся в зоне бедности в силу неблагоприятных для них обстоятельств и способных — при определенной и временной поддержке общества — покинуть эту зону.

Очевидно, что к 2008 году третья группа нынешних бедных должна перестать быть таковыми, а первая и вторая группы не должны стать больше. Это задача-минимум.

3. Кто такие бедные из третьей группы? Перечисляю:

  • бюджетники, особенно те, кто имеет несовершеннолетних детей;
  • занятые в сельском хозяйстве и на финансово несостоятельных предприятиях;
  • реально безработные;
  • трудоспособные инвалиды.

Таким образом, очевидно, что для решения поставленной задачи необходимо:

  • провести реформу оплаты труда в бюджетной сфере, что в свою очередь непосредственно связано с модернизацией образования, здравоохранения, культуры и других социальных отраслей, успешным завершением процесса разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местным самоуправлением, налаживанием новых межбюджетных отношений;
  • ускорить реструктуризацию экономики, более решительно концентрироваться (в т.ч. в сфере занятости) на наиболее перспективных и конкурентных направлениях. Тем более это необходимо в связи с будущим вступлением России во Всемирную торговую организацию;
  • активизировать государственную политику на рынке труда, включая стимулирование малого бизнеса, что крайне важно в связи с неизбежным высвобождением людей из бюджетной сферы и ликвидацией неконкурентоспособных предприятий;
  • предпринять дополнительные меры (в рамках индивидуальных программ реабилитации) к трудоустройству работоспособных инвалидов, особенно детей-инвалидов.

4. Возвращаясь ко второй группе нынешних бедных, необходимо сконцентрировать усилия на максимально возможном улучшении их положения. Речь идет о нетрудоспособных инвалидах и одиноких пожилых людях. Что можно предпринять?

В дополнение к монетизации части льгот (что может существенно повысить доходы определенной части этой категории бедных) необходимо:

  • создавать местные реестры людей, нуждающихся в государственной социальной помощи (в дальнейшем эти реестры могут быть объединены на федеральном уровне с использованием системы персонифицированного учета Пенсионного фонда России);
  • на базе этих реестров оказывать персонифицированную помощь, прежде всего, предоставлением за счет местных источников натуральных услуг (надомное обслуживание, дополнительные лекарственные программы и т.п.).

5. Что касается маргинальных слоев, то крайне важно предпринимать усилия по недопущению их расширения в будущем. Для этого надо сконцентрироваться на следующих направлениях:

  • борьба с детской безнадзорностью (развитие внешкольной досуговой инфраструктуры, стимулирование развития института приемной семьи и детских домов семейного типа);
  • активизация действий по борьбе с распространением наркомании и ВИЧ/СПИДа.

6. Таким образом, даже краткий обзор проблем, возникающих при анализе поставленной задачи по преодолению бедности, показывает, что в течение заявленного короткого срока (2004-2007 гг.) ее успешное решение возможно только при ясном понимании масштаба и системности требуемых изменений. Понимают ли это те, кто поставил такую задачу и те, перед кем она поставлена?

 

Источник: Форум "Стратегии регионального развития", 8 июня 2004 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2016 Русский архипелаг. Все права защищены.