Главная ?> Авторы ?> Филатов -> Нирвана или жизнь?
Версия для печати

Нирвана или жизнь?

Каждый год Министерство юстиции Российской Федерации производит учет численности религиозных организаций, действующих на территории страны. Однако в религиозной жизни постоянно происходят изменения — появляются новые организации и, напротив, некоторые общины распадаются, — а количество граф в статистической таблице Минюста на протяжении последних лет остается практически неизменным. В результате из поля зрения статистики исчезают многие процессы, развивающиеся в реальности.

О сложностях, связанных с упорядочением данных Минюста РФ и о наиболее значительных пробелах в статистических таблицах «Русский Архипелаг» попросил высказать свое мнение старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, руководителя проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергея Борисовича Филатова.

— Пытаясь составить представление о том, что происходит сегодня в религиозной жизни страны, мы обратились к официальным статистическим таблицам. Однако обнаружилось, что они имеют целый ряд недочетов, значительно усложняющих труд исследователя. Один из них — хаотичность расположения организаций: например, чтобы узнать, какова численность христианских организаций в стране, нужно самостоятельно отметить и пересчитать разбросанные в произвольном порядке христианские объединения. А чтобы проследить динамику их численности, нужно «пересобрать» минюстовкие данные в другом порядке, — что мы и сделали, собрав данные за последние годы и упорядочив их в сводной таблице (см. таб.1). При этом были использованы только те графы, которые присутствовали в исходных таблицах. Изменения коснулись порядка расположения религиозных организаций и объединения их в группы. Конечно, и эта таблица получилась не совершенной. Каковы, на Ваш взгляд, ее основные недостатки?

— В первую очередь бросается в глаза то, что пятидесятнические церкви не объединены в отдельную группу. Поскольку на сегодняшний день пятидесятничество является наиболее крупным и бурно развивающимся направлением в протестантизме, немаловажно иметь представление об общей численности пятидесятнических организаций. Пятидесятники представлены в следующих рубриках: «Евангельские христиане в духе апостолов», «харизматические церкви», «христиане веры евангельской-пятидесятники», «Церкви полного Евангелия». Пресвитерианская церковь в России является таковой только по названию и по организации (но пресвитерианская организация у большинства пятидесятнических объединений), а, по сути, практически все российские пресвитерианские церкви являются пятидесятническими, — т.е. входят в пятидесятничесике союзы, признают харизматическую практику глоссолалии. По крайней мере, проводя «полевые» исследования в различных регионах страны, мы не нашли ни одной пресвитерианской церкви, которая по существу не являлась бы пятидесятнической. Кроме того, под названием «Церковь Христа» в России действуют два совершенно различных христианских движения: т. наз. Бостонское движение и одно из течений пятидесятничества.

В целом внутри протестантизма следует выделять: лютеран, реформистов (кальвинистов), англикан, методистов и связанных с ними представителей церквей веслиянской традиции, таких как Армия Спасения, адвентистов, а также баптистов-евангелистов и пятидесятников.

Возникают сомнения и трудности и при зачислении некоторых организаций в ту или иную группу.

Например, Новоапостольскую церковь обычно относят к протестантизму, хотя учение новоапостольцев не во всем соответствует протестантским принципам, являясь неким «пограничным состоянием». Приверженцы этого движения считают Священное Писание лишь одним из оснований Церкви, придавая большее значение «живому» апостольскому слову. В то же время у новоапостольцев нет какого-либо дополнительного, своего «Священного Писания», они просто перетолковали Библию. Поэтому Новоапостольскую церковь можно охарактеризовать с некоторыми оговорками как протестанское движение. Гораздо больше аргументов против причисления к протестантизму Бостонского движения (Церковь Христа) и квакеров (Общество друзей). В данном случае корректнее говорить об околопротестантских движениях или движениях, вышедших из протестантизма.  

Квакеры убеждены, что в каждом есть «что-то от Бога», в каждом есть «искра Божья», но это не означает, что все квакеры признают Христа: кто-то из них верит в Христа (квакеры-евангелисты), а кто-то обращается к иным религиозным традициям: квакер может быть христианином, буддистом, универсалистом, и при этом быть квакером. Но традиционно их относят к протестантам.

А вот отечественные копты не имеют к Коптской церкви никакого отношения. Это квази-религиозное движение с теософско-хипповской доктриной, не проводящее богослужений, и называющее себя коптской церковью видимо только в силу красивого звучания словосочетания. Эта община существовала в Питере в единственном экземпляре до 2003 года включительно. В статистических данных Минюста за 2004 год в графе «Коптская церковь» стоит 0, хотя сама графа сохранилась.

Еще одно значительное упущение данных статистических таблиц состоит, в ряде случаев, в отсутствии деления — как деноминационного, так и юрисдикционного — внутри религиозных течений. Например, ислам представлен всего одной строкой, в результате чего нет возможности даже примерно предположить, каково соотношение между количеством организаций, входящих в Совет муфтиев России Равиля Гайнутдина и в ЦДУМ Талгата Таджутдина.

Так же — одной строкой — дается статистика численности буддистских организаций, хотя юрисдикционно российский буддизм разделен на три бурятских союза, два калмыцких, один тувинский. Есть и объединения русских буддистов вне регионов традиционного распространения этой религии.

При этом в Калмыкии буддистские общины существуют самостоятельно, входя в союзы формально. В Бурятии, наряду с Буддийской традиционной Сангхой России, возглавляемой Аюшевым, существуют два оппозиционных союза — Духовное Управление Буддистов России (ДУБ), возглавляемое  ламой Нимажапом Ильичом Илюхиновым, и Буддийская централизованная организация «Майдар», возглавляемая ламой Самаевым Данзан-Хайбзуном (Федором Сергеевичем).

Конечно, наибольшее количество бурятских дацанов находится под контролем Аюшева, что позволяет ему иметь огромное влияние. Пока ушедшая в альтернативные союзы бурятская интеллигенция занята медитацией, Аюшеев хранит традиции: люди идут в дацан за требами, астрологией, тибетской медициной. Здесь руководствуются убеждением, что медитация — не дело для простого человека. Простой человек нуждается не в нирване, а в хорошем здоровье.

Существуют буддистские организации европейцев, но общенациональное значение имеет только одна — по всей России активно действует Карма-кагью Оле Нидала. Это совершенно самостоятельное молодежное европейское движение, имеющее общероссийскую сеть.

Доктринального деления между всеми этими союзами нет, они практикуют тибетский буддизм. Кроме того,  в России есть небольшие и немногочисленные интеллигентские общины дзен (чань) и тхеравады, однако обычно они не регистрируются.

Иудаизм поделен только на ортодоксальный и прогрессивный, хотя, во-первых, прогрессивный иудаизм правильнее называть современным, во-вторых, по своей организационной структуре, современные (прогрессивные) общины входят в ортодоксальные: современный иудаизм в России представлен объединением под названием ОРОСИР (Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России), которое является составным подразделением ортодоксального иудаистского объединения — КЕООР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России). В то же время созданный хасидами ФЕООР (Федерация еврейских ортодоксальных общин России) вообще не отмечен в таблицах Минюста.

Организации консервативного иудаизма в России нет, хотя, по реальной идеологии, по вероучению российских иудеев, большинство из них — консерваторы. Но, являясь таковыми по сути, организационно консерваторы состоят в общинах либо современного иудаизма, либо ортодоксального, либо хасидского. То есть консервативный иудаизм в России есть, а организации консервативных иудеев — нет.

— Если рассматривать переструктурированную, упорядоченную таблицу, какие обнаруживаются «дыры»? Какую реальность упускает Минюст, не отводя под уже немалочисленные и развивающиеся организации отдельные графы?

— Таких «дыр» много. Например, отсутствуют данные о Церкви Назарянина и Веслианской церкви, относящихся к методистской, веслиянской традиции, хотя на протяжении последних лет отмечается медленный, но устойчивый рост общин, и с уверенностью можно сказать, что через десять лет их количество на территории России будет более заметным. По всей видимости, эти церкви при регистрации попадают в графу «Неденоминированные христианские церкви».

В разделе «Лютеране» отсутствуют Сибирская евангелическо-лютеранская церковь, хотя численность ее приходов уже превышает 10, и продолжит расти в дальнейшем, а также Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод, насчитывающая около 5 приходов и несколько миссий.

Конечно, некоторые церкви, имеющие небольшое количество приходов и ведущие свою деятельность в том или ином регионе, а не по всей стране в целом (как, например, Свердловская евангелическо-лютеранская церковь или Карельская евангелическо-лютеранская церковь) вполне оправданно при регистрации занести в графу «Другие». Но Сибирская евангелическо-лютеранская церковь и Христианская евангелическо-лютеранская церковь Висконсин-Синод — это крупные самостоятельные церкви, появление которых стало заметным явлением в религиозной жизни России.

Что касается Католической Церкви, то очень важна информация об униатах. На сегодняшний день в России присутствуют католики латинского обряда и католики восточного обряда, среди которых: Греко-католики — украинцы, Греко-католики — русские и Армяно-католики. В таблицах Минюста это никак не отражается.

Среди языческих организаций, к сожалению, не выделяется славянское язычество, попадая в одну графу с национальными верованиями якутов, марийцев, удмуртов, — хотя это принципиально иное, новое культурное явление.

А в разделе «Старообрядчество» следует выделить Древлеправославную Церковь (Курскую епископию), возглавляемую епископом Апполинарием, вероятно, при регистрации попадающую в графу «Другие согласия», — количество ее приходов постоянно растет. На данный момент их насчитывается пять, и мы убеждены, что у этой церкви в России есть будущее.

— Сегодня старообрядчество становится сугубо деревенским явлением, или эта традиция может воспроизводиться и в городах?

— В городах существуют и развиваются старообрядческие общины, — но это, в основном, поповцы. Дело в том, что у беспоповцев много строгих требований и предписаний, они очень жестко завязаны на традиционный образ жизни, который невозможно сохранить в современных городских условиях. Если же происходят попытки провести реформы, то, как правило, они заканчиваются тем, что беспоповская община становится поповской. В крупных городах есть несколько крупных беспоповских общин, но они состоят почти исключительно из пенсионеров.

Неприятие официального духовенства роднит беспоповские общины с евангелическими движениями. Я часто был свидетелем того, как на личном уровне между староверами-беспоповцами и протестантами возникал бурный диалог о  вере, о Библии. И староверы, и протестанты психологически готовы к «пре» за истину. Разумеется, на официальном уровне никакого диалога между протестантами и староверами нет.

октябрь 2004 г.

 

 Классификация религиозных организаций

1. Христианство (всего)

1.1. Православные церкви (всего)

1.1.1. Новообрядцы (никониане) (всего)

 в т.ч. юрисдикции

Истинно-православная церковь (катакомбная)

Российская православная автономная церковь (суздальцы)

Российская православная кафолическая церковь

Российская православная свободная церковь

Русская православная церковь (Московский патриархат)

Русская православная церковь заграницей

Украинская православная церковь (Киевский патриархат)

Церковь Божьей матери державная

1.1.2. Старообрядцы (всего)

в т.ч. согласия

Древнеправославная церковь

Поморская церковь

Русская православная старообрядческая церковь

Другие согласия

1.2. Дохалкидонские церкви: монофизиты и несториане (всего)

 

Армянская апостольская церковь

Ассирийская церковь

Коптская церковь

1.3. Католическая церковь (всего)

 

1.3.1. Восточного обряда

 

Греко-католическая церковь

 

1.3.2. Латинского обряда

 

Римско-католическая церковь

1.4. Духовное христианство (всего)

 

Духоборцы

Молокане

1.5. Протестантизм (всего)

 

1.5.1. Лютеране (всего)

 

Евангелическо-лютеранская церковь

Единая евангелическо-лютеранская церковь России

Церковь Ингрии

Другие евангелическо-лютеранские церкви

 

1.5.2. Кальвинисты (всего)

 

Реформатская церковь

Пресвитерианская церковь

 

1.5.3. Англиканская церковь

 

1.5.4. Методизм и Церкви веслиянской традиции (всего)

 

Армия Спасения

Методистская церковь

 

1.5.5. Адвентисты седьмого дня

 

1.5.6. Евангельские движения (всего)

 в т.ч. деноминации, конфессии и юрисдикции

Евангелическая церковь

Евангельские христиане-баптисты

Евангельские христиане-трезвенники

Евангельские христиане-трезвенники (чуриковцы)

Евангельские христиане (прохановцы)

Евангельские христиане в духе апостолов

Меннониты

Совет церквей ЕХБ

Харизматические церкви

Христиане веры евангельской — пятидесятники

Христиане иудействующие (миссианские евреи)

Церковь полного Евангелия

Церковь Христа — ???

1.6. Околопротестантские движения

 

Бостонское движение (Церковь Христа)

Квакеры (Религиозное общество «друзей»)

Новоапостольская церковь

1.7. Неденоминированные христианские организации

2. Ислам (всего)

3. Иудаизм (всего)

 

Ортодоксальный

Современный (прогрессивный)

Караимы

4. Буддизм

5. Религии индуистского происхождения (всего)

 

Индуизм

Сикхизм

Сознание Кришны (вайшнавы)

Тантризм

6. Даосизм

7. Зороастризм

8. Этнические верования и шаманизм (всего)

 

Шаманизм

Языческие верования

9. Движения "Новых откровений" (всего)

9.1. в иудео-христианской традиции

 

Ассоциация «Церквей объединения» (Муна)

Духовное единство (толстовство)

Саентистская церковь (Общество христианской науки)

Свидетели Иеговы

Церковь Иисуса Христа св. последних дней (мормоны)

Церковь последнего завета (виссарионовцы)

9.2. в иных традициях

 

Бахаи

Живая этика (рериховцы)

Саентологическая церковь

10. Иные вероисповедания

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.