Главная ?> Авторы ?> Дубровский -> Водное крещение
Версия для печати

Водное крещение

Вступление

Водное крещение является одним из основных признаков принадлежности человека к христианской церкви. На протяжении всей истории Церкви и во всех христианских конфессиях (за редким исключением) христиане практиковали крещение в воде как знак присоединения к Телу Христа. Но при этом толкования смысла происходящего при крещении, а также отношение к тому, как и когда надо совершать крещение отличаются довольно сильно. Вот только некоторые из вопросов: Можно ли крестить детей или крещение должно преподаваться только взрослым? В последнем случае возникает еще один вопрос: с какого возраста человек может принимать крещение? Какой должна быть форма крещения: погружение, обливание или окропление? Что происходит при водном крещении?

Мы попробуем ответить на эти (и некоторые другие) вопросы с точки зрения Нового Завета, а также – практики жизни церкви.

История вопроса

Очистительные обряды в иудаизме

Надо отметить, что обряд очищения водой не является христианским "изобретением". Такого рода очищение было заповедано еще Моисеем:

При посвящении священников на служение их омывали:

Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою. (Исх.29:4)

Подобное омовение священники должны были совершать и при каждом служении:

…сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их. (Исх.30:18-21)

Омовение совершалось при очищении прокаженного:

Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего; в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело свое водою, и будет чист (Лев.14:8-9)

Водой очищались и все нечистые предметы:

…и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду (Числ.31:23)

Ритуальные омовения в Новом Завете

В Новом Завете упоминается омовение рук, а также чаш, котлов, скамей и других предметов. Причем, речь идет не о гигиене, а именно ритуальной чистоте:

Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. (Мк.7:3-4)

Полное омовение (можно сказать, крещение) совершалось по отношению к язычникам, переходившим в иудаизм. Надо отметить, что это омовение означало их смерть для прошлой жизни и рождение для жизни новой. (Правда, нет точных данных, практиковался ли этот обряд для прозелитов в первой половине I века[1]). Поэтому, когда Иоанн Креститель стал проповедовать и предлагать омовение для прощения грехов, он действовал вполне в рамках традиции. Единственным отличием было то, что он предлагал пройти через обряд крещения тем, кто считал, что им этого делать не нужно:

Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (Лк.3:7-9)

Тем не менее, слушатели Иоанна хорошо понимали, что именно он им предлагает. А потому принятие крещение от Иоанна означало, что человек действительно сознает свою нужду в покаянии и прощении. Таким образом Иоанн готовил путь Господу.

От омовения Иоанна – к христианскому крещению

Первые из учеников Христа в прошлом были учениками Иоанна Крестителя (Ин.1:35-40). Евангелия свидетельствуют, что, хотя сам Иисус не крестил людей, Его ученики делали это (Ин.3:25-26; 4:1-3). Можно утверждать, что ученики крестили "крещением Иоанна", т.е. проповедовали покаяние для оставления грехов и омывали в знак этого покаяния. Христианское крещение начинается только после Пятидесятницы, когда ученики начинают крестить "во имя Иисуса Христа". Этот факт приводит нас к интересным заключениям:

  • никто из Двенадцати (и даже 120) не был крещен "христианским" крещением
  • мы не можем с уверенностью утверждать, что все они были крещены "Иоанновым крещением" (хотя, скорее всего, это омовение приняли все)

Возникает вопрос: требовали ли апостолы крещения от тех, кто уже был омыт Иоанном? Мы знаем, что много позже Павел в Эфесе крестит таких людей еще раз. Но к тому времени христианство уже выделялось из иудаизма как самостоятельное религиозное движение, во многом отличное от иудаизма. В период зарождения Церкви в Иерусалиме такого разделения еще нет. Вполне возможно, что апостолы не крестили повторно тех, кто уже был омыт Иоанном, "засчитывая" им Иоанново крещение как христианское!

Некоторые выводы

Что мы можем видеть на основании этого краткого обзора?

Во-первых, крещение (омовение) как символ очищения было глубоко укоренено в традиции, а значит – в сознании (и подсознании) иудеев.

Во-вторых, в представлении иудеев "символ очищения" и само очищение – вещи неразделимые; очищение происходило в тот момент, когда происходило омовение.

В-третьих, ранняя Церковь "заимствует" этот обряд, постепенно наполняя его другим смыслом.

Теперь нам нужно разобраться, какой смысл стал вкладываться в водное крещение христианской церковью.

Водное крещение: христианская перспектива

Новый Завет о водном крещении

В Новом Завете есть несколько отрывков, которые говорят о смысле христианского водного крещения.

1. Крещение и прощение грехов

В церкви существуют два наиболее распространенных толкования смысла водного крещения:

  • крещение необходимо, чтобы грехи были прощены; в этом случае  мы имеем дело с таинством, когда Бог производит очищение греха в процессе крещения
  • крещение свидетельствует об обращении (публичное выражение веры в Христа) и является косвенным подтверждением того, что грехи уже прощены

В своей проповеди в день Пятидесятницы Петр произносит такие слова:

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38)

- Возвратитесь к Богу! — ответил Петр. — И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа, чтобы Бог простил вам грехи. Тогда вы получите от Бога дар — Его Святой Дух. (Деян.2:38, пер. РБО 2000)

Затем Павел, рассказывая о своем обращении, приводит слова Анании:

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса (Деян.22:16)

Так зачем медлить? Встань, крестись и омой грехи, призвав Его имя!" (Деян.22:16, пер. РБО 2000)

Оба места намеренно привожу в двух переводах, чтобы исключить неточности. В обоих отрывках связь крещения и прощения грехов очевидна и недвусмысленна. Буквальное прочтение этих отрывков требует следующего истолкования смысла водного крещения: именно во время водного крещения происходит очищение грехов. Другими словами, если человек не принял крещения, он еще во грехе. Однако не стоит делать окончательный вывод на основе только этих отрывков. Рассмотрим другие места Писания, чтобы наши заключения были более обоснованы.

Петр в Кесарии

Тот же Петр, проповедуя в доме Корнилия, произносит следующие слова:

И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. (Деян.10:42-43)

Здесь Петр говорит о том, что для прощения грехов необходима вера и ничего не упоминает о крещении. Но еще более значимо то, что происходит после этого:

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. (Деян.10:44-48)

Иудеи изумились не случайно: тот факт, что Бог излил на язычников Духа Святого говорит о том, что их грехи уже были прощены! Петр косвенно подтверждает это на соборе в Иерусалиме (приводя в пример как раз тот случай в Кесарии):

По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. (Деян.15:7-9)

Петр в этом отрывке делает очень важный вывод: очищение сердца (прощение грехов) происходит верой, и Дух Святой есть свидетельство того, что это уже произошло. Таким образом, ситуация в Кесарии демонстрирует процесс постепенного переосмысления Церковью значения водного крещения. Если для иудейского сознания омовение и очищение неразрывны, то для христиан внешнее действие есть свидетельство, подтверждение внутреннего очищения сердца, которое происходит через веру.

Случай в Кесарии показывает и еще один важный факт: человек может получить дар Святого Духа до водного крещения. Сейчас это происходит довольно часто, но тогда этот случай был исключением. Однако это исключение также свидетельствует в пользу того, что прощение грехов происходит не во время крещения, а раньше. Крещение же свидетельствует, что грехи уже прощены.

Павел о прощении грехов

Проповеди Павла в Деяниях показывают, что он верит в прощение грехов через веру:

Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий. (Деян.13:38-39)

…открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными. (Деян.26:18)

В своих письмах Павел также говорит о прощении грехов (или оправдании) как о том, что человек получает через веру:

Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон, и Пророки тоже свидетельствуют о нем. Это оправдание за веру в Иисуса Христа — для всех, кто верит, без разницы: все согрешили и все лишены сияния Божьей славы. И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу. Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему. Бог явил Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прошлом (Рим.3:21-25, пер. РБО)

Для Павла вообще характерен акцент на внутреннем изменении, которое происходит через веру и только через веру, независимо ни от каких внешних действий. При этом он не отрицает крещение как таковое, но и не ставит прощение грехов в зависимость от него. Более того, в некоторых случаях он даже противопоставляет одно другому:

Слава Богу, я никого из вас не крестил, только Криспа да Гая, так что никто не может сказать, что вас крестили во имя меня! (Впрочем, я крестил еще Стефанаса с домочадцами. А больше не помню, крестил ли еще кого.) Ведь Христос послал меня не крестить, а возвещать Радостную Весть. (1Кор.1:14-17, пер. РБО)

Если бы крещение было необходимо для прощения грехов, Павел никогда бы такого не сказал!

2. Крещение и новая жизнь

Есть два основных отрывка, которые говорят о связи крещения и смерти – воскресения.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Рим.6:3-4)

Или вы забыли, что, когда мы крестились, чтобы соединиться с Христом Иисусом, мы тем самым разделили Его смерть: крещением — соучастием в смерти — мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью. (Рим.6:3-4, пер. РБО)

Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол.2:12)

Крещением вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе с Ним — благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых. (Кол.2:12, пер. РБО)

Отметим, что в Кол.2:12 синодальный перевод связывает наше воскресение с Христом, в то время как перевод РБО – с крещением! Так или иначе, в этих отрывках проводится мысль о том, что в результате крещения человек начинает жить новой жизнью. Нам снова (как и в вопросе о прощении грехов) нужно принять одну из двух возможных точек зрения:

  • именно в крещении происходит наше соединение с Христом, а потому именно в крещении и начинается новая жизнь
  • в ранней церкви обращение и крещение происходили практически одновременно, а потому и воспринимались как одно целое; внешнее наглядно выражает внутреннее

Для нас вторая точка зрения более привычна и понятна, она не ставит отношения человека с Богом в зависимость от внешних факторов и сосредотачивает на внутренней перемене, а не внешнем действии. Другие места Писания также говорят в пользу этого взгляда, утверждая, что новая жизнь начинается с обращения человека к Христу, например:

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. (2Кор.5:17)

Итак, кто соединен с Христом, тот новое творение. Старое прошло — и вот настало новое. (2Кор.5:17, пер. РБО)

Еще один отрывок из послания к церкви в Эфесе:

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе. (Эф.2:4-6)

Таких отрывков можно привести довольно много. С другой стороны, мы можем сказать, что Павел писал эти (и подобные этим) слова людям, уже принявшим крещение. Ему не было смысла упоминать крещение отдельно, поскольку для его читателей это было "само собой разумеющимся". Вот, например, место из послания Галатам:

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал.3:26-27)

С одной стороны, Павел говорит о вере. С другой – что именно крещение соединяет нас с Христом. И, если это так, то все, что написано тем, кто "во Христе", относится только к тем, кто уже принял крещение. Тогда сотник Корнилий и его домашние не были "во Христе", хотя и были исполнены Святого Духа? Получается довольно странная картина… Все-таки, более верным кажется следующий взгляд:

  • мы обретаем новую жизнь во Христе тогда, когда мы обращаемся к Нему и верой принимаем Его в свое сердце
  • крещение есть видимое свидетельство этой перемены, возвещение того, что уже произошло
3. Крещение и завет

Еще один смысл, который вкладывается в водное крещение – это заключение завета. Обычно указывается на отрывок из послания Петра:

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Пет.3:21)

Это символ крещения, которое теперь спасает вас. Крещение — это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас воскресением Иисуса Христа. (1Пет.3:21, пер. РБО)

Интересно сравнить разные переводы этого отрывка:

  • обещание Богу доброй совести (синодальный перевод)
  • обещание, данное чистой совестью Богу (перевод РБО)
  • просьба к Богу о доброй совести (именно так можно перевести слово "обещание")

В переводе РБО не очень понятно, что именно мы обещаем в крещении. Правда, первые читатели этого послания могли знать, что именно обещается в крещении, потому Петр и не стал это подчеркивать. При этом интересно отметить, что совесть у нас уже чиста (иначе как мы можем обещать чистой совестью)!

Но в любом случае мы можем понимать этот отрывок как указание на заключение завета: человек нечто обещает Богу и подтверждает это видимым образом. Позже мы рассмотрим связь крещения и завета более подробно.

4. Крещение и "духовное обрезание"

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол.2:11-12)

От Него вы приняли обрезание, но не то обрезание, которое совершается человеческими руками. Ваша плотская греховная сущность сорвана с вас, как одежда. Вот духовное обрезание, и его совершает Христос! Крещением вы погребли себя с Ним, крещением же воскрешены вместе с Ним — благодаря вере в силу Бога, поднявшего Его из мертвых. (Кол.2:11-12, пер. РБО)

Здесь важно понять: связывает ли Павел крещение и обрезание в одно целое, или же речь идет о разных (хотя и связанных друг с другом) вещах? С одной стороны, обрезание для Павла было связано с тем, что совершает Господь в наших сердцах:

Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:25-29)

Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. (Гал.6:15)

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся… (Фил.3:2-3)

Эти места показывают, что для Павла обрезание – это духовное действие, происходящее при обращении к Христу и никак не связанное с внешними действиями. Конечно, тут ничего не сказано про крещение, но акцент на том, что важна именно внутренняя перемена, а не внешнее действие слишком очевиден.

С другой стороны, обрезание, как и крещение, – внешние действия, выражающие вступление в завет с Богом. С этой точки зрения параллель между крещением и обрезанием вполне уместна.

Выводы

Исследование того, какой смысл вкладывали христиане в водное крещение на основании Нового Завета позволяет сделать следующие выводы:

  • водное крещение является внешним свидетельством внутренней перемены, произошедшей в человеке при обращении (рождение свыше)
  • водное крещение символизирует а) прощение грехов б) новое рождение
  • практика крещения сразу по обращении позволяла авторам Нового Завета рассматривать это как одно событие, но акцент при этом все равно – на вере, а не самом крещении
  • крещение также является знаком вступления в заветные отношения с Богом

К рассмотрению этого аспекта водного крещения мы сейчас и переходим.

Водное крещение как заключение завета

Понятие завета

Что такое ЗАВЕТ? Это – особая форма отношений, требующая полного посвящения участников завета друг другу до самой смерти. Завет мог заключаться как между людьми (например, брак), так и между Богом и человеком (или народом). При заключении завета обычно подробно описывается суть завета, его условия: 

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. (Быт.2:24)

"Оставить отца и мать", "прилепиться к жене" — это условия брачного завета. Подобные условия мы находим при заключении завета с Ноем, Авраамом, Израилем и т.д. При этом вступление в завет происходило торжественно, часто устанавливался какой-то видимый символ, напоминавший о завете (радуга, обрезание и т.д.). Что мы видим, когда читаем о крещении? Посмотрим еще раз этот отрывок:

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Пет.3:21)

Мы видим, что есть определенные условия завета (обещание Богу доброй совести), есть момент заключения завета (водное крещение) и есть видимый символ, к которому можно обращаться, как напоминание о завете. В нашем случае, это сам обряд крещения.

Завет и спасение

При этом отметим, что Бог всегда заключал с людьми завет после того, как они были спасены:

  • завет с Ноем заключен после потопа (Быт.9:8-17)
  • завет с Аврамом – спустя много лет после выхода из Ура, и после того, как Аврам поразил чужеземных царей (Быт.15 гл.)
  • завет обрезания устанавливается еще позже (Быт.17 гл.), к этому времени Аврам уже назван праведным (см. рассуждения Павла по этому поводу Рим.4:9-12)
  • завет с Израилем – после выхода из Египта (Исх.19гл и далее)

Бог сначала показывает, какой Он на самом деле, дает людям возможность узнать Его ближе, прежде чем предложить заветные отношения. В этом смысле крещение как завет, в который мы вступаем, уже получив спасение и прощение грехов, уже имея отношения с Богом, уже имея представление о том, Кому мы себя посвящаем, представляется вполне логичным и соответствующим Писанию.

Тогда получается следующая картина:

  • в ранней церкви обращение и вступление в завет происходило одновременно, поскольку люди знали Бога и имели ясное представление о завете
  • позже, когда церковь стала преимущественно состоять из обращенных язычников, потребовался период подготовки к крещению, чтобы люди могли понимать, что они делают (думаю, переход от немедленного крещения к 2-3-летней подготовке произошел не в один миг, и были причины, которые к этому подтолкнули)

Крещение как завет

При этом хочется подчеркнуть следующее: завет – это не формальность, не фиксация того, что уже есть, а реальный переход на другой уровень в отношениях. В завете к нам предъявляются совершенно другие требования, но и привилегии совершенно другие (это наглядно видно на примере брака). А потому принятие крещения вводит человека (должно вводить, если он понимает, что делает – вера человека необходима, поскольку это не происходит автоматически) в более глубокие отношения с Богом. В крещении мы, одновременно, и обещаем Богу жить доброй совестью, и просим Его, чтобы Он помог нам в этом, и тем самым посвящаем себя Ему, чтобы прожить всю жизнь вместе с Ним, в послушании Ему и служении Ему.

В чем смысл водного крещения?

Постараемся обобщить наши наблюдения. На основании исследования Нового Завета мы можем сказать, что водное крещение несет в себе два основных смысла:

Крещение – знак новой жизни

Мы считаем, что водное крещение является видимым знаком той перемены, которая произошла в сердце человека в результате рождения свыше (восстановления отношений с Богом). Знак всегда указывает на что-то, предупреждает или служит напоминанием о чем-то. Другими словами, за знаком стоит нечто более важное. Так, чудеса ("знаки"), которые совершал Иисус, указывали на то, что Он есть Мессия:

Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. (Ин5:36)

Мы не видим, что происходит в сердце человека. Даже в том, что происходит в наших сердцах, мы не всегда можем разобраться. Водное крещение является знаком, указывающим на то, что произошло с нами. Крещение зримым образом демонстрирует:

  • прощение грехов (очищение)
  • нашу смерть для старой жизни и воскресение для жизни новой
  • нашу принадлежность Церкви, народу Божьему

Все эти перемены произошли в тот момент, когда мы верой приняли дар жизни вечной. Крещение же служит свидетельством того, что это действительно совершилось в наших жизнях, и напоминанием на будущее, если сомнения будут одолевать нас.

Крещение – знак завета с Богом

С одной стороны, мы опять говорим о знаке, о видимом символе, который указывает на духовную сущность. И крещение действительно является таким знаком, который указывает на то, что наша жизнь уже принадлежит не нам, а Богу. Крещение служит напоминанием об этом на нашем пути с Христом.

С другой стороны, если прощение грехов и жизнь вечную мы получаем от Бога в момент нашего обращения, то заключение завета с Богом, наше посвящение Ему происходит именно в крещении. Это значит, что в момент крещения наши отношения с Богом переходят на новый, более глубокий уровень:

  • мы отдаем Ему свою жизнь, а значит, и право распоряжаться ею; мы посвящаем себя исполнению Его воли
  • мы обещаем ему жить доброй совестью, а значит, возрастает наша ответственность перед Богом за наши поступки
  • Завет означает постоянное присутствие и участие Бога в наших жизнях: мы обретаем уверенность в наших отношениях с Ним
  • все обетования Завета становятся нашими, мы можем рассчитывать на Бога и Его помощь в наших жизнях

Все это происходит при заключении Завета через водное крещение. И крещение остается знаком, постоянно напоминающим нам о том, что все это произошло с нами.

Водное крещение: практические вопросы

Остается еще ряд вопросов практического характера, которые так же требуют прояснения:

  • возраст, в котором следует принимать крещение
  • подготовка к крещению
  • форма крещения
Возраст, в котором следует принимать крещение

Новый Завет не устанавливает, в каком возрасте следует креститься. Случаи крещения, описанные в Новом Завете, говорят о крещении взрослых. В то же время, такие слова как "Крестился сам и весь дом его" (Деян.16:15;33 и др.) позволяют предположить, что там могли быть и младенцы. Безусловно, это натяжка, поскольку могли и не быть, однако, допустим, что были. Но, даже если в этих семьях и были младенцы, выражение "весь дом", "весь Израиль" и т.д., в Библии относится к взрослым людям. Потому такое предположение нам кажется слишком слабым, чтобы основывать на нем свою веру.

В защиту  крещения младенцев приводят также аналогию крещения и обрезания, которое совершалось на 8 день, служило знаком завета с Богом и принадлежности Божьему народу. Рассматривая вопрос о крещении и обрезании, мы уже коротко коснулись этой темы. Вспомним главные выводы:

1) Павел нигде не проводит полной аналогии между обрезанием и крещением

2) Павел различает плотское (внешнее) обрезание и духовное (внутреннее), например:

Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками (Эф.2:11)

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:28-29)

Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся (Фил.3:2-3)

Другими словами, аналогия ветхозаветного обрезания – не крещение, а изменение сердца, которое происходит при рождении свыше.

3) Крещение и обрезание действительно имеют нечто общее – и то, и другое являются знаками вступления в завет с Богом и принадлежности Божьему народу. При этом следует отметить, что в Ветхом Завете человек состоял в завете с Богом как часть народа. Если человек исторгался из народа, он автоматически терял и отношения с Богом.

В Новом Завете картина другая: человек сначала обретает отношения с Богом и, уже в результате этих отношений, является частью народа Божьего. Это принципиально другой подход, который ставит каждого человека (в том числе, выросшего в христианской семье) перед личным выбором. А сделать этот выбор может только тот, кто уже достиг сознательного возраста.

Таким образом, мы приходим к заключению, что крещение следует преподавать людям, способным сделать сознательный выбор идти за Христом. В каком возрасте человек способен принять такое решение? Есть случаи, когда уже в 6-7 лет ребенок вполне сознательно избирает этот путь. Но есть и такие, кто к 14-16 годам еще не готов посвятить себя Христу. Тут уже не вопрос возраста, а оценка того, насколько осознано принимает человек решение.

Остается вопрос о том, что происходит с детьми в христианских семьях. Если крещение – это вхождение в народ Божий, то получается, что дети не являются частью церкви? Наш ответ на этот вопрос таков: пока дети находятся под духовным покровом родителей, они принадлежат церкви, являясь частью своей семьи. Т.е. их принадлежность народу Божьему определяется принадлежностью христианской семье. Идеально, если, еще находясь под духовным покровом своих родителей, они сделают свой сознательный выбор служить Богу и примут крещение. Если же этого не происходит, то они достигают возраста, когда они уже сами несут ответственность за свою духовную жизнь, и тогда им, как и всем остальным людям, нужно сделать свой выбор, будут ли они христианами или нет.

Перекрещивание?

Вывод, что крещение должно преподаваться уже взрослым людям, принявшим сознательное решение следовать за Христом, ставит перед нами еще один вопрос. Как быть с теми людьми, которые уже были крещены в детстве или принявшими крещение до своего сознательного обращения к Христу? Детское крещение практикуется в православной и католической церквях, а также – в некоторых протестантских: лютеранской, пресвитерианской, англиканской. Бывают случаи, когда в наши общины приходит человек, принявший крещение (зачастую, в детстве) в одной из перечисленных церквей. Как мы должны действовать в отношении таких людей? Принять их крещение как действительное? Или преподать им крещение заново, поскольку они были крещены до того, как сделали свой выбор следовать за Христом? Это – очень важный вопрос, и нам необходимо иметь по нему четкую позицию.

Крещение в других конфессиях: наша позиция

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно решить, каково наше отношение к крещению в других конфессиях. При этом вопрос должен быть поставлен следующим образом:

  • если мы признаем ту или иную конфессию христианской, мы должны признать и действенность крещения
  • если мы считаем крещение, преподанное иным, чем у нас, образом, недействительным, мы не можем считать данное движение христианской церковью

Почему так резко нужно ставить вопрос? Поскольку крещение – это знак завета между Богом и человеком, то, отказывая в действенности крещения, мы утверждаем, что люди, принявшие крещение "не должным образом", не состоят в завете с Богом. Т.е., фактически, не являются христианами. Какое решение следует принять? Подробное исследование этого вопроса выходит за рамки данной брошюры. Тем не менее, можно показать нашу принципиальную позицию по данному вопросу.

Писание показывает, что человек становится христианином, когда он принимает в свое сердце Иисуса Христа, как Господа и Спасителя. Следует сделать вывод, что те церкви, в которых исповедуется вера в искупительную жертву Христа, являются христианскими. Следовательно, мы должны признать и действенность крещения, которое преподается в этих церквях, даже, если оно преподается несколько иным образом (например, крещение младенцев). Нам нужно признать, что полнотой понимания Бога и Его путей не обладает ни одна из конфессий. Все мы только "отчасти знаем" (1Кор.13:9). Нам нужно придерживаться того, что нам открыто, но не отвергать тех, кто в каких-то вопросах верит иначе.

Крестить или не крестить?

Если мы признаем действенным крещение, преподанное в других конфессиях, мы не можем требовать крещения тех, кто уже был крещен ранее. В то же время, сами люди могут настаивать на том, чтобы им преподали крещение по вере. Как нам следует поступать?

Поскольку крещение – есть знак завета между Богом и человеком, только сам человек может принять окончательное решение о крещении. Ответственность служителя (наставника) состоит в том, чтобы ясно объяснить человеку смысл христианского крещения. Это поможет человеку понять, как он должен поступить. Если он считает, что крещение, преподанное ему ранее, было его посвящением Богу, то будет неверным крестить его повторно. Если же человек решит, что ему необходимо принять крещение – мы не вправе отказать ему в этом.

Такая постановка вопроса требует, в свою очередь, определенной подготовки к крещению.  

Подготовка к крещению

Поскольку крещение – это сознательный выбор, вступление в завет с Богом, то следует готовить людей к этому шагу. Но при этом хочется избежать крайностей. Хотя между спасением и заветом, как правило, проходит какое-то время, кажется, что промежуток времени между обращением и принятием крещения не должен быть слишком большим. Оба этих события должны восприниматься как одно целое: обращение, наставление – подготовка к крещению и само крещение. Конечно, сам человек может откладывать крещение как угодно долго – это его выбор. Но в качестве рекомендации можно говорить о месяце-двух подготовки, когда человек узнает основные положения веры в Христа и жизни с Ним. Бывают люди, которые стараются разобраться со всем еще до обращения – таких лучше крестить сразу после обращения, поскольку они в обращении полностью посвящают себя Христу.

Форма крещения

В настоящее время распространены три формы крещения: полное погружение, обливание и окропление. Можно свести это к двум: полное погружение в воду (и обливание относится к этой форме, если человек полностью омывается водой при обливании) и частичное или символичное омовение (окропление или частичное обливание, например, только голова)

Рассмотрим плюсы и минусы этих подходов

Полное омовение

Безусловный плюс – историческая правда. В Новом Завете есть четкие описания крещения как полного погружения в воду (например, именно так Филипп крестил евнуха). Однако таких описаний не так много. Например, не описано, как были крещены 3 тысячи человек, обратившихся в день Пятидесятницы. При этом важно учитывать, что в Иерусалиме не было больших водоемов. Нет указаний на то, как Петр крестил Корнилия и его домашних, как Филипп крестил в Самарии, где обратился весь город, как Павел крестил темничного стража и т.д. В Деяниях апостолов мы имеем утверждение, что люди принимали крещение после обращения, но как именно это происходило – неизвестно.

Минус такого подхода, в первую очередь, заключается в сложности технического исполнения. Конечно, если у церкви есть свое здание, в котором есть баптистерий и возможность переодеться – лучше крестить погружением. Но если это не так? Не всегда легко найти подходящий водоем или арендовать помещение для проведения крещения. Сауны и другие подобные помещения, в которых иногда совершается крещение, не помогают создать обстановку торжественности и посвящения Богу.

Частичное омовение

Плюс такого подхода – крестить можно где угодно в любое время. Например, во время церковного служения. При этом не нужно ни баптистерия, ни раздевалки, ни большого количества времени. И церковь участвует в крещении, люди на самом деле исповедуют свою веру перед общиной и община благословляет их. С точки зрения смысла крещения как завета, если мы понимаем, что главное – не количество воды, а состояние сердца человека, такая форма кажется вполне приемлемой.

В то же время, при частичном омовении довольно трудно проводить аналогию смерти – погребения – воскресения, которая также связана с крещением. Это действительно серьезный вопрос. Но не будем забывать, что многие деноминации практикуют именно такую форму крещения, и это не мешает им оставаться христианами. Вопрос, скорее, не в форме, а в наставлении, в той подготовке, которую получает человек перед крещением.

Заключение

Мы рассмотрели происхождение практики водного крещения, развитие понимания водного крещения в Новом Завете и некоторые практические вопросы. Это исследование приводит нас к определенным выводам относительно смысла и практики водного крещения. Мы понимаем, что не все христиане будут согласны с нашими заключениями. Мы сознаем, что не обладаем всей полнотой истины, уважаем точку зрения тех, кто думает иначе, и готовы к диалогу с целью дальнейшего исследования этого вопроса.

Тем не менее, для нас важно сформулировать то понимание, какое у нас есть на данный момент. Итак, каковы основные результаты нашего исследования?

Во-первых, мы считаем, что водное крещение – это знак, который указывает на изменения, которые произошли в отношениях между человеком и Богом благодаря вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Водное крещение указывает на прощение грехов, получение жизни вечной, принадлежность Телу Христову, а также – на завет, который мы заключаем с Богом.

Во-вторых, мы верим, что должно совершать крещение людей в сознательном возрасте, после соответствующей подготовки и наставления. Мы не видим, что крещение младенцев или крещение без наставления соответствует учению и практике Нового Завета.

В-третьих, мы не считаем, что форма крещения имеет большое значение. Полное погружение более соответствует новозаветной практике, но Писание не позволяет сделать вывод, что это является необходимым требованием. Во многих случаях предпочтительнее частичное омовение (или окропление), поскольку это позволяет участвовать в крещении всей общине.

Текст в формате pdf можно посмотреть здесь.


[1] В.Н. Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий. М., 2002, с.56

Источник: Серия "Богословский клуб", Издательство "Хлебъ",  2012

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.