Главная ?> Авторы ?> Коэн -> Саммит Шанхайской организации сотрудничества
Версия для печати

Саммит Шанхайской организации сотрудничества

Пятого июля в Казахстане на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) встречаются лидеры Китая, России и пяти государств Средней Азии. К ним присоединятся лидеры Индии, Пакистана и Ирана, стран, которые в ШОС имеют статус наблюдателей.

Шанхайская организация сотрудничества, образованная в июне 2001 года Китаем и Россией якобы для борьбы с терроризмом в Средней Азии, пока что не позволяет Соединенным Штатам участвовать в своей работе как наблюдателю. Вместо этого Иран, Китай и Россия заинтересованы в создании геополитического противовеса Соединенным Штатам.

Однако Соединенные Штаты имеют на Евразийском континенте важные интересы. В их число входят: поддержка американского присутствия в Афганистане, нейтрализация растущего влияния исламистов в Средней Азии; предотвращение образования там российско-китайско-иранского "кондоминиума".

Соединенные Штаты хотят также обеспечить рост добычи нефти и природного газа в Каспийском бассейне и демократизацию стран региона. Эти американские интересы взаимосвязаны и требуют тонкого подхода со стороны США, включающего в себя использование военной мощи, дипломатии, инвестиций и работы неправительственных организаций.

После краха Советского Союза в Средней Азии появились две модели развития. Первую можно видеть в Казахстане и Киргизстане. Она характеризуется относительно либеральной экономической политикой, развитием гражданского общества и открытостью к Западу.

Жестко авторитарные Узбекистан и Туркменистан олицетворяют вторую модель: диктатуру одного человека, которая удушает местную экономическую активность и жестоко подавляет права человека.

Президент Нурсултан Назарбаев, который будет принимать у себя июльский саммит ШОС, вел свою страну к независимости, преодолевая многочисленные трудности. В их число входили строительство национального государства в составе двух различных групп: мусульманских тюрков (казахов) и русскоговорящих православных христиан; создание национального правительства там, где прежде его не существовало; отказ от ядерного оружия; управление трудным переходом к рыночной экономике, базирующейся на природных ресурсах. Г-н Назарбаев руководит небольшой страной, зажатой между двумя гигантами с империалистической историей, Россией и Китаем.

Казахстан выделил своих саперов для участия в войне в Ираке, направил более 3000 своих лучших студентов для обучения на Западе — взяв на себя все расходы — и намеревается закачивать до 800000 баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) своей нефти в сутки в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, проложенный от Каспийского моря к Средиземному морю. А вот успехи его узбекского соседа не столь впечатляющи.

Президент Ислам Каримов неоднократно обещал президентам Биллу Клинтону (Bill Clinton) и Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush), что демократизирует страну и позволит развиваться рыночной экономике. Вместо этого при его правлении 13 мая с.г. в расположенном в Ферганской долине городе Андижан были убиты сотни демонстрантов, несмотря на многочисленные предостережения из Вашингтона, что его режим движется в направлении политического тупика.

Реагируя на последние репрессии президента Каримова, Соединенные Штаты уменьшили масштабы операций на своей авиабазе в городе Ханабад и могут еще больше сократить помощь Узбекистану. Поскольку г-н Каримов не позволил развиваться светской и умеренной исламской оппозиции, единственной активно действующей политической силой в Узбекистане являются исламские радикалы. В их число входят связанное с "Аль-Каидой" Исламское движение Узбекистана" и глобальная тайная "Партия исламского освобождения" (Hizb ut-Tahrir).

Членам ШОС тоже остро необходимы политическая модернизация и экономическое развитие. Здесь Казахстан является примером твердого руководства и долгосрочного планирования. В феврале с.г. президент Назарбаев провозгласил начало всеобъемлющей программы реформ, которая синтезирует западную и восточноазиатскую модели. В случае успеха реформ Казахстан еще больше укрепится в роли регионального лидера в Средней Азии.

В соответствии с вышеназванной программой, Казахстан децентрализует управление, в том числе станет избирать мэров и губернаторов, повысит значимость судебно-правовой системы и запустит проект электронного управления.

В экономической сфере Казахстан планирует освободиться от чрезмерной зависимости от энергоносителей и сырья, двигаясь в сторону машиностроения, строительства и услуг. В ходе визита в Алма-Ату в прошедшем апреле были видны признаки прогресса: строительный бум и множащиеся как грибы после дождя торговые центры. Благодаря высоким ценам на нефть доход на душу населения в последнее десятилетие возрос более чем в 4 раза. А добычу нефти запланировано к 2012 году нарастить вчетверо.

Что важно, президент Назарбаев стремится во внешней политике балансировать между Россией, Китаем, Соединенными Штатами и Европой. Председательство в ШОС является частью этой проблемы.

Г-н Назарбаев расширяет нефтепровод в российский порт Новороссийск, строит нефтепровод в Китай и ведет переговоры с осуществляющим эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан консорциумом, который возглавляет английская компания "British Petroleum". Он принял во внимание требование Соединенных Штатов не строить нефтепровод в Иран.

Г-ну Назарбаеву хотелось бы создать Среднеазиатский союз, в который вошли бы пять постсоветских государств Средней Азии: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. Такой союз, давно уже поощряемый Соединенными Штатами, мог бы стать трамплином к общему рынку и уменьшить стратегическую зависимость региона от Китая и России.

Однако установление дружеских отношений с авторитарным г-ном Каримовым, который заминировал границы своей страны, и с эксцентричным лидером Туркменистана Сапармурат Ниязовым, самопровозглашенным "туркменбаши" (отец всех туркмен), может оказаться трудным. А планы создания Среднеазиатского союза могут вступить в противоречие с другими схемами для данного региона, в том числе с ШОС, а также с Евразийским экономическим сообществом и с Общим экономическим пространством, где господствует Россия.

Перемены в Узбекистане могли бы позволить плану Назарбаева стать реальностью. Более либеральный и ориентирующийся на рынок Узбекистан мог бы стать партнером Казахстана, встав на такой же путь модернизации, которая ему отчаянно нужна.

Вашингтону следует поощрять реформы и экономику с преобладанием частного сектора в обеих странах. Соединенным Штатам следует поддержать курс на демократизацию, укрепление прав собственности и создание экономики свободного рынка. Вашингтону следует также поощрять Казахстан к строительству транскаспийского нефтепровода, который соединится с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан. Накопление богатств в регионе может в значительной степени способствовать предотвращению роста радикального ислама. Этому помогли бы также доза светского образования и поощрение традиционного ислама суфийского толка.

Соединенным Штатам следует расширять свое военное сотрудничество с Казахстаном, Киргизстаном и Таджикистаном.

Наконец, статус наблюдателя в ШОС мог бы облегчить Соединенным Штатам решение проблемы установления связей взаимодействия и рассеять опасения в отношении намерений Соединенных Штатов в Пекине, Москве и Тегеране. В конце концов, Соединенные Штаты будут оставаться в Средней Азии в обозримом будущем.

 

Источник: "The Washington Times", США. Опубликовано: "ИноСМИ", 30 июня 2005 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.