Главная ?> Авторы ?> Бачинин -> Ассоциация "Союз христиан": вклад в становление российского гражданского общества
Версия для печати

Ассоциация "Союз христиан": вклад в становление российского гражданского общества

Нонконформистский характер российского протестантизма

Прошлое оставило нам в наследство немало идеологических мифов, созданных защитниками неправовой государственности. Православная Церковь, пребывавшая на протяжении двухвекового синодального периода в опасной близости к государству, также оказалась вовлечена в процесс мифотворчества. Одним из направлений последнего стало распространение ложных представлений о том, что неправославные христиане представляют угрозу для российского государства и общества. В их число были включены стригольники, новогородско-московские реформаторы (получившие бранное прозвище «жидовствующие», абсурдное в своей бессмысленности), молокане, духоборы, католики и протестанты.

Миф о духовной и социальной опасности, исходящей от неправославных христиан несостоятелен по сути и деструктивен по своей направленности. Во-первых, он лжив и противоречит исторической правде, согласно которой россияне-протестанты, о которых пойдет речь ниже, на протяжении трех последних столетий защищали свое отечество, укрепляли его обороноспособность, развивали экономику, науку, образование, культуру, искусство. Во-вторых, указанный миф подрывает основы цивилизованного общежития, невозможного без соблюдения принципов межконфессиональной толерантности. Он же препятствует построению правового государства и жизнеспособного гражданского общества. Чтобы обнажить его злокачественную суть на мировоззренческом и фактологическом уровнях, необходим пересмотр многих общепринятых представлений, ставших привычными в области конфессиональной политики и государственно-церковных отношений. Более того, требуются серьезные трансформации в ментальных сферах массового российского сознания. Необходимы правдивые изображения той действительной роли, какую играли и продолжают играть «инославные» христиане в российской религиозно-гражданской жизни и культуре. Суть, содержание, направленность этой роли становятся очевидными, когда мы обращаемся к анализу того религиозно-гражданского движения, которое именуется российским евангелизмом.

Евангелизм — это первородный субстрат первоначального апостольского христианства, не искаженный социально-региональными, национальными, политическими и прочими наслоениями. Стоять на позициях евангелизма можно, будучи и католиком, и православным, и протестантом. Поэтому во всех трех христианских вероисповеданиях имеются его представители. Таковым, к примеру, можно считать православного инока Нила Сорского, его сторонников и последователей, живших на рубеже XV-XVI вв. В последующие века в православии время от времени появлялись священнослужители, чьи позиции могут быть охарактеризованы в терминах евангелизма. К их числу относится знаменитый православный подвижник, талантливый хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), который писал: «Исследуйте Писание. Узнайте содержание Евангелия, исследуйте его вдумчиво, серьезно, добросовестно, без предубеждения. И вы увидите свет, который озарит все проблемы, все потребности, всю душу, ее раны и болезни. Через Евангелие человек видит себя, каков он есть и каким он должен быть. Но самое радостное знание, которое дает Евангелие, это весть о Спасителе, благодаря которому мы можем быть такими, какими должны и каким хотим быть в своих высших стремлениях (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. Б. м. 2001. С. 53 — 54). Эта мысль, близкая всем христианам, составляет суть позиции евангелизма, который превратил ее в свою духовную платформу, отодвинув на задний план все то, что к ней не имеет прямого отношения.

Русское евангельское движение в его ранних и зрелых формах — это одно из массовых проявлений духа религиозных и социально-нравственных исканий, опирающихся на идеи и принципы первоначального христианства и берущих их в том виде, в каком они представлены в Священном Писании.

Российский евангелизм может быть определен как христианский нонконформизм. Данное понятие (нонконформизм) вошло в христианский лексикон в Европе XVII в. Именно тогда, в Англии его начали применять к протестантам, выступающим против англиканства как «религии большинства», а также против государственной англиканской церкви, сохранявшей в своей доктрине и обрядах немало черт, сближавших ее с католической церковью.

Понятие нонконформисты очень быстро обрело расширительный смысл, позволивший обозначать с его помощью тех членов христианских церквей, которые не признавали учения и обрядов государственной церкви и не пользовались покровительством официальной власти.

В России понятием нонконформисты пользовался крупнейший лидер евангельского движения И. С. Проханов. Он применял его к российским неправославным христианам. В его автобиографической книге «В котле России» есть глава под названием «Несогласные или нонконформисты». В ней и в примыкающих к ней разделах к нонконформистам отнесены русские старообрядцы, новгородско-московские реформаторы XV в. («жидовствующие»), духоборы и молокане. В настоящее время этот перечень, составленный в начале ХХ в., может быть существенно расширен. Сегодня в России под определение христианских нонкоформистов попадают практически все протестанты.

Для христианских нонконформистов характерно активное участие в религиозно-гражданской жизни общества, повышенное внимание к вопросам прав человека, к проблемам религиозной терпимости и свободы совести. Всех христианских нонконформистов роднит в первую очередь вера в Иисуса Христа и верность избранному пути. Для них свобода вероисповедания является ценностью, значимость которой осознается ими с особой остротой.

 Если светским нонконформистам свойственно рассматривать свою борьбу за социальное признание как «священное дело», независимо от того, является она таковой или нет, то для нонконформистов-христиан дело обновления основ религиозно-гражданской жизни на основе евангельских идеалов свободы и справедливости действительно священно. Это обстоятельство сообщает жизни каждого из них высокий смысл, рождает дерзновенность помыслов и действий, придает неустрашимость и несгибаемость в испытаниях. Их нельзя отнести к тем, кто холоден или тепл. Они горячи, ибо их жжет изнутри пламень религиозного энтузиазма. Дух высоко мотивированной личной свободы, доминирующий в евангелизме, способен быть мощной движущей силой в социальной деятельности российских христиан-протестантов.

В России протестантизм успел создать внутри общего поля христианских ценностей свою религиозную субкультуру, которая не содержит в себе никаких деструктивных компонентов. В ней сосредоточены основательные предпосылки для всестороннего мотивационного обеспечения процесса модернизации российской социальной жизни, в том числе для создания эффективной экономики, правового государства и цивилизованного гражданского общества.

В современном мире протестанты — вторая по численности конфессия. Их более миллиарда, в отличие от католиков, число которых достигает полутора миллиарда. В России иная картина: протестанты, которых, до революции было 4 — 6%, т. е. более 6 млн., а теперь 1%, т. е. 1,5 млн.

По данным регистрации религиозных объединений на 1 января 2001 г. в Российской Федерации зарегистрированы:

  • организации и приходы РПЦ — 10912
  • протестантские церкви — 4028
  • исламские религиозные объединения — 3048
  • иудаистские — 197
  • буддистские — 193

С началом перестройки, а затем в постперестроечный период положение протестантов в России начало меняться в лучшую сторону.      Это относится и к христианам веры евангельской, которые в настоящее время представляют собой одну из наиболее активно развивающихся протестантских деноминаций. Они живут во всех уголках страны активной духовной и общественной жизнью, ведут социальную работу в больницах, домах престарелых, обществах инвалидов, тюрьмах, помогают алкоголикам и наркоманам вернуться к полноценной социальной жизни, выступают по радио и телевидению, издают газеты, журналы и книги. Утверждая христианские социально-нравственные ценности, они способствуют выходу России из состояния тотального кризиса.

Как сказал епископ Российской церкви христиан веры евангельской С. В. Ряховский, «Церковь выгоднее для России, чем какой-нибудь супердоходный нефтезавод. Господь, церковь дают то, что не могут дать деньги, — мир в сердце, настоящую любовь, чистую радость (без алкоголя и наркотиков), крепкие семьи, любимых и любящих детей, душевный покой и многое, многое другое… Крупные западные компании, набирая персонал для своих российских предприятий, обязательно интересуются их религиозной принадлежностью и обычно не доверяют важные посты атеистам. Самым большим спросом пользуются старообрядцы и протестанты. Верующий ведет здоровый образ жизни, не ворует, не лжет, следует высоким стандартам морали и нравственности» (http://www.protestant.ru/modules/myarticles.php?story.id=276)

В отличие от секуляризма, продолжающего в постсоветской России служить мировоззренческим основанием отношений общей озлобленности и взаимного ожесточения, протестантизм-евангелизм предлагает в качестве такого основания этику христианской любви. Имеющий огромный духовно-практический опыт построения таких отношений в религиозно-гражданских сферах, он способен обеспечить формирование всего комплекса мотивационных предпосылок для активного участия людей в развитии правового государства, гражданского общества и эффективной экономики. Духовное пространство протестантизма-евангелизма — это лаборатория решения множества важных социальных проблем, с которыми не в состоянии были справиться ни самодержавная, ни коммунистическая империи. В этом пространстве возникают новые формы и структуры религиозно-гражданской жизни. Одной из них выступает Ассоциация христианских церквей «Союз христиан», о которой пойдет речь ниже.

Возникновение и становление Ассоциации

В конце ХХ в. российские евангельские церкви вступили на стезю активного развития отношений с западными религиозными организациями. Молодые лидеры быстро растущих церковных общин, обрели возможность получения теологическое образование в библейских колледжах и семинариях Америки, Канады и других стран Запада. Возвращаясь в Россию, они привозили с собой новое видение перспектив развития евангельского движения, приобретенные дружеские связи с зарубежными единоверцами, желание расширять евангелизационную, миссионерскую, социально-благотворительную деятельность своих церквей. В результате их усилий по всей стране, включая Северо-Запад России и в первую очередь Санкт-Петербург, стали появляться новые религиозные объединения.

Ярким примером такого объединения может служить Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ). У этого активного субъекта российской религиозно-гражданской жизни, существующего уже почти двадцать лет, есть своя история и предыстория.

Предысторией является период с 1986 г. по 1995 г., когда Ассоциация еще не имела своего настоящего статуса ни в юридическом, ни в религиозно-общественном значении, но уже заявляли о себе разнообразные религиозно-гражданские инициативы, исходящие от ее лидеров.

Замысел будущей Ассоциации возник в 1986 г. на волне горбачевской перестройки. Тогда он принял вид стремления нескольких ленинградских групп молодых христиан к объединению. Их лидеры, Игорь Никитин и Дмитрий Поляков, создали единую организацию и назвали ее «Союз молодых христиан».

Поначалу в «Союзе» ведущая роль принадлежала музыкальной группе, участники которой писали христианские песни, выступали с концертами по всему Ленинграду, организовывали музыкальные фестивали и быстро обрели широкую известность. Но этим деятельность «Союза» не ограничилась. Вскоре возникла церковь, которая позволила «Союзу» превратиться из светской христианской организации в религиозно-церковное объединение евангельского направления.

В тот период пасторы, возглавлявшие российские евангельские церкви, в очень редких случаях имели специальное богословское образование. В тогдашней России практически отсутствовали соответствующие учебные заведения. Это служило серьезным препятствием на пути полноценного развития религиозно-гражданской жизни в стране. Лишь после того, как начался социальный демонтаж тоталитарной системы, положение в этой области стало меняться.

В 1990 г. у организаторов «Союза» И. Никитина и Д. Полякова появилась возможность получить богословское образование в Соединенных Штатах Америки. Это обстоятельство имело для «Союза» далеко идущие последствия. Появилась возможность зарегистрировать «Союз» как международную религиозно-общественную организацию. Открылись перспективы налаживания межконфессиональных отношений с протестантскими церквами Запада. И. Никитин и Д. Поляков познакомились и установили дружеские связи с рядом церковных служителей и проповедников США и стали приглашать их в Россию. Начались регулярные посещения американскими братьями российских евангельских церквей. Они делились своим опытом, помогали проводить евангелизационную работу, налаживать систему христианского просвещения, создавать библейские школы и т. д. Через них в Россию поступали большие партии гуманитарной помощи, сотни тысяч экземпляров Библии, разнообразная христианская литература, недостаток которой остро ощущали российские протестанты.

Все это способствовало быстрому развитию евангельского движения не только в Ленинграде, ставшем к тому времени уже Санкт-Петербургом, но и за его пределами, в целом ряде российских регионов. Первоначальный план И. Никитина и Д. Полякова объединить посредством «Союза молодых христиан» 60 евангельских церквей был достаточно быстро реализован. Открывались все новые перспективы и возможности. Деятельность «Союза» становилась все более заметной, а сам он превратился в предмет заинтересованного внимания средств массовой информации. В нем увидели совершенно новый феномен российской религиозно-гражданской жизни.

Евангельские церкви России, существовавшие ранее, в условиях коммунистического режима как закрытые, полуподпольные религиозные организации, теперь, на глазах у всех, превращались в открытые сообщества, занимающие активную социальную, гражданскую позицию. «Союз молодых христиан» демонстрировал именно такую открытость и активность. Он был открыт для всех региональных церквей, желавших вступить в него, чтобы укрепить свои позиции. Он был открыт также для контактов с братьями-христианами из других стран. Открыт он был и для межконфессиональных контактов, для реализации разнообразных социальных программ совместно с Русской Православной Церковью. И, наконец, он был открыт для всего нового, что можно было почерпнуть извне для успешного развития евангельского движения в Петербурге и России.

То обстоятельство, что деятельность «Союза христиан» разворачивалась именно в Петербурге, имело важное значение для его судьбы. В отличие от Москвы, где по сей день очень силен дух традиционного византизма, Санкт-Петербург всегда отличался высокой степенью межконфессиональной толерантности. Политика региональных властей Петербурга не имела явно выраженных репрессивных свойств, была достаточно либеральной. Власти не пытались бороться с религиозным инакомыслием, проявляли вполне уважительное отношение к христианским нонконформистам в лице евангельских христиан. Прямое давление на евангельские церкви практически отсутствовало, и все сводилось к позиции наблюдательно-выжидательного невмешательства. У «Союза христиан» с самого начала складывались вполне цивилизованные отношения как с управленцами и администраторами разных уровней, так и с Православной Церковью и ее иерархами, возглавлявшими местную митрополию.

В 1995 г. возникла параллельная религиозно-гражданская структура — организация Санкт-Петербургское Христианское Сотрудничество, которую возглавил Д. В. Поляков. В конференции 1995 года, проводившейся в Петербурге и положившей начало существованию этой организации, участвовали около шести тысяч церковных служителей, пасторов, лидеров церковных групп, принадлежавших к разным евангельским направлениям — пятидесятническому, харизматическому, баптистскому, методистскому, пресвитерианскому и др. Они-то и приняли решение об учреждении Санкт-Петербургского Христианского Сотрудничества, внесшего впоследствии огромный вклад в налаживание добрых отношений евангельских церквей с православными и католическими организациями Санкт-Петербурга и принявшего активное участие в защите прав верующих.

«Союз молодых христиан» активно впитывал все ценное и полезное, что предлагала окружающая социальная реальность. Но не менее активно он отдавал то, что приобрел, делился духовными приобретениями со всеми, кто нуждался в них. Шел процесс его духовного становления и обогащения, в который оказались вовлечены все его члены, начиная с лидеров, и вплоть до прихожан самых отдаленных региональных церквей. В этом процессе доминировала логика продуктивного взаимообогащения, согласно которой субъект, отдавая, получает, а получая, отдает. При этом обе стороны, дающая и получающая, регулярно меняются местами и всегда остаются в обоюдном выигрыше.

Открытость повлекла за собой другое свойство, которое стало отличительной особенностью «Союза молодых христиан» на первом этапе его существования. Таковым явился динамизм развития. Отсутствие косности, рутинерства, консерватизма, быстрота восприятия новых идей, высокая скорость их практической реализации обеспечили эффективность деятельности «Союза» и создали необходимые предпосылки для его трансформации в качественно новую организационную структуру — Ассоциацию христианских церквей «Союз христиан».

На этой новой ступени к нескольким десяткам церквей и миссий стали присоединяться все новые и новые евангельские церкви. Вскоре в Ассоциации были уже представлены практически все крупные регионы России, от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Северного Кавказа. Кроме церквей, членами Ассоциации становились христианские издательства, выпускающие книги, журналы и газеты. Постепенно численность ассоциативных членов росла, и к 2000 году она достигала уже полутора сотен, а к 2005 году их было более трехсот.

Условия вхождения в АХЦ не были излишне сложными. Членом Ассоциации могло стать любое сообщество евангельских христиан, признающее Никео-Цареградский Символ Веры (381 г.)[1]. Главный принцип взаимодействия членов Ассоциации тождествен известной формуле христианского общения, принадлежащей одному из отцов церкви, Августину: «В главном единство, во второстепенном свобода, во всем остальном любовь».

Религиозно-общественнный статус Ассоциации

В 1998 г. Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» прошла перерегистрацию в Министерстве Юстиции России (Регистрационный № 353 от 22 июня 1998 г.). Как самостоятельный субъект религиозно-гражданской жизни, она имеет следующие цели:

  • во-первых, исповедание и распространение учения Иисуса Христа;
  • во-вторых, реализацию прав верующих, входящих в Ассоциацию, на свободу вероисповедания;
  • в-третьих, всестороннее, духовное и практическое содействие (организационное, информационное, консультативное, юридическое) христианским церквам, входящим в состав АХЦ;
  • в-четвертых, осуществление практики благотворительности, милосердия, социальной помощи нуждающимся.

Для Ассоциации приоритетными являются следующие направления деятельности:

1. изучение христианского наследия посредством организации и проведения разнообразных культурно-просветительских и научно-образовательных мероприятий;

2. участие в развитии системы христианского воспитания через образовательные учреждения среднего (школы, гимназии, лицеи) и высшего (институты, университеты) уровней;

3. издание, приобретение, распространение религиозной литературы, аудио- и видеопродукции; учреждение предприятий, издающих христианскую литературу и предметы культового назначения;

4. помощь и содействие коллективным членам АХЦ в получении (возвращении) культовых зданий, оборудовании мест богослужений, приобретении религиозной литературы и предметов культа, отстаивании законных прав в отношениях с государственными учреждениями;

5. оказание духовной и материальной поддержки нуждающимся, находящимся в детских домах, интернатах, больницах, домах престарелых, местах предварительного заключения и отбывания наказания;

6. установление межконфессиональных связей международного характера, отвечающих принципам уставной деятельности;

7. использование существующих СМИ и учреждение собственных.

Основной структурной единицей АХЦ является религиозная (христианская) организация, располагающаяся на территории Российской Федерации. Существует несколько типов таких организаций:

  • учрежденные до или после создания Ассоциации и являющиеся юридическими лицами,
  • учрежденные до или после создания Ассоциации и не являющиеся юридическими лицами,
  • организации и учреждения, созданные при непосредственном участии Ассоциации.

Согласно Уставу АХЦ, в нее могут входить религиозные организации, находящиеся за пределами России, имеющие легальный статус в своих странах.

Ассоциация христианских церквей является субъектом религиозно-гражданской жизни. Она существует как добровольное объединения религиозных общин (церквей), светских христианских организаций, принадлежащих к системам образования, средств массовой информации, христианских издательств, учебных заведений, реабилитационных центров.

Все члены Ассоциации обладают правом осуществлять самостоятельную деятельность, которая способствует реализации уставных задач АХЦ и не противоречит существующему законодательству. В своей деятельности Ассоциация выступает за развитие в России правового государства и гражданского общества. Она ориентирована на развитие горизонтальных и вертикальных социальных связей — внутриденоминационных, межденоминационных и внеденоминационных. Это позволяет ей с максимальной эффективностью участвовать в духовной и социальной жизни современной России.

Штаб-квартира Ассоциации находится в Санкт-Петербурге, городе, известном своей религиозной толерантности и являющимся колыбелью движения евангельских христиан. Ярким свидетельством этой толерантности служит тот факт, что со времен Российской Империи в центре ее столицы, на Невском проспекте, в непосредственной близости друг от друга находятся 8 храмов, принадлежащих разным христианским конфессиям.

Ассоциация имеет свои представительства в ряде регионов Российской Федерации:

  • Западное (в г. Калининграде);
  • Центральное (в г. Москве);
  • Уральское (в г. Асбесте);
  • Сибирское (в г. Красноярске);
  • Дальневосточное (в г. Владивостоке).

Деятельность Ассоциации не носит патерналистского характера. Она не довлеет над входящими в ее состав церквами. Ее главная задача и функция — консолидирующая. Смысл и суть ее деятельности восходят к словам Иисуса Христа: «Да будут все едино…» (Ин. 17, 21).

Ассоциация стремится оказывать помощь служителям в выполнении Божьей работы на земле. Эта помощь имеет несколько основных направлений:

а) евангелизационно-миссионерская деятельность:

б) координация работы евангельских церквей России;

в) консультативно-юридическая и правозащитная деятельность;

в) социальная работа с малоимущими, инвалидами; наркозависимыми, заключенными;

г) культурно-просветительская и воспитательно-образовательная деятельность;

д) развитие христианских СМИ.

Все направления деятельности представлены долгосрочными проектами, рассчитанными на 10-15 лет.

Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» видит свою задачу в том, чтобы стремиться к духовному возрождению России через евангельские ценности. Необходимость в этом обусловлена катастрофически низким уровнем духовности в современной России. Требуются разносторонние меры, в том числе и со стороны христианских организаций, по выводу страны из создавшегося положения. Деятельность Ассоциации необходима России и в первую очередь молодежи, нуждающейся в духовном иммунитете, в твердых христианских убеждениях, позволяющих противостоять растлевающему воздействию секулярных средств массовой информации и шоу-бизнеса.

Цели и задачи евангелизационной и научно-просветительской деятельности Ассоциации — распространение евангельских ценностей в массовом сознании, организация межконфессиональных диалогов, расширение круга российской христианской интеллигенции, способной нести евангельские ценности в различные аудитории через христианские средства массовой информации — газеты, журналы, телепрограммы,

Ассоциация ориентирована на то, чтобы религиозная жизнь российских граждан имела возможность протекать не только в политическом пространстве государственных интересов или в «каноническом пространстве», очерченном конфессиональными интересами православной Церкви, но и в цивилизованном правовом пространстве гражданского общества.

Руководство Ассоциации и все ее члены убеждены в том, что граждане, являющиеся участниками евангельского движения, должны иметь все необходимое для того, чтобы свободно отправлять свои духовные, религиозные потребности. Поэтому Ассоциация стремится оберегать интересы христиан от репрессивных ущемлений со стороны государственных чиновников, защищать правовое пространство современной религиозно-гражданской жизни как цивилизованную среду обитания от необоснованных нападок чиновников, представляющих местные администрации, региональные органы власти.

Евангелизационная деятельность и межцерковные отношения

В первые три года существования Ассоциации был реализован «Библейский проект». По церквам России были разосланы в качестве подарка от АХЦ 175 тысяч Библий. В тот период, когда издание библейских текстов в России еще только начиналось, и остро ощущалась их нехватка, этот проект стал важной просветительской и евангелизационной акцией.

При участии знаменитых на весь мир проповедников, среди которых были Билли Грэм, Билли Джо Доггерти, Брайн Занд и др., проводились масштабные евангелизационные собрания, фестивали и конференции. Так, начиная с 1991 г., в течение восемнадцати месяцев в Ленинграде-Петербурге, в самых больших залах города регулярно проводились евангелизационные собрания. Каждый месяц в течение трех-пяти дней проходило такое собрание. Сотни тысяч людей получили возможность услышать о Христе и придти в церкви. Благодаря этому в городе возникло большое количество евангельских церквей.

За время существования Ассоциации было проведено семь конференций. Носившие название «Пасторские каникулы», они сыграли важную роль в объединении церквей, входящих в «Союз христиан». Благодаря этим конференциям церковные служители и члены церквей из разных городов России знакомились друг с другом, устанавливали добрые взаимоотношения, начинали чувствовать свое единство. Они не только проводили совместные богослужения, слушали проповеди лучших миссионеров и проповедников и обменивались опытом на разнообразных тематических семинарах, но и участвовали в музыкальных и спортивных праздниках, получали прекрасную возможность для физического и психологического отдыха. Так выстраивались неформальные отношения внутри Ассоциации как всероссийской и международной организации. Таким образом, Ассоциация выполняла одну из своих самых важных функций — консолидирующую. Разрозненные евангельские церкви, разбросанные по бескрайним просторам России, становились частями единого целого, обретали понимание истинных масштабов евангельского движения в стране.

Другой формой консолидации евангельского движения в России стали съезды членов Ассоциации христианских церквей. Их задачи заключались в совместной выработке стратегических направлений деятельности АХЦ на несколько ближайших лет.

На трех съездах, проведенной Ассоциацией за последние десять лет, были приняты программы евангелизационной деятельности в стране, выстраивания отношений сотрудничества с международным евангельским движением. Так, в ноябре 2001 г. состоялся съезд Ассоциации, в котором участвовали представители более двухсот евангельских церквей России, миссий, издательств и учебных заведений. 400 делегатов из 85 российских городов, а также гости из США, Германии, Австрии, Швеции, Финляндии, Кореи, стран Африки обсуждали вопросы евангелизации, правового статуса церквей, христианского образования, развития христианских СМИ. Одновременно велась разработка стратегии дальнейшего развития Ассоциации.

На съезде было отмечено своеобразие той социально-исторической и духовной ситуации, которую переживала Россия на рубеже тысячелетий. Эта ситуация определялась атмосферой массовых разочарований, переживаемых россиянами:

  • разочарования, вызванные противоречием между необходимостью занимать активную жизненную позицию и инерцией мистико-созерцательного мировосприятия, традиционно присущего Восточной Церкви;
  • разочарования в способности секулярных жизненных ценностей спасти российское общество;
  • разочарования в «демократических» реформах и идеологических рецептах, предлагаемых современными политиками.

На этом социальном фоне христианская Церковь выказывала готовность принять на себя всю меру ответственности за духовное состояние людей и приложить все силы для спасения страны, ее выхода из глубочайшего кризиса.

 Поскольку осуществление реальных изменений в стране возможно только через возрождение христианских ценностей, то для этого необходимы систематические усилия по неуклонному продвижению к единению Церкви, по развитию межцерковных и церковно-государственных отношений.

Значительное внимание было уделено правозащитной проблематике. С докладом выступил президент Российского отделения Международной Ассоциации христианских свобод (МАРС) Анатолий Красиков. Он говорил о том, что христианской Церкви сейчас не время находиться в «подполье», что она должна активно включаться в социальную, духовную жизнь российского гражданского общества.

На съезде обсуждалась деятельность Ассоциации в правозащитной области и в сфере христианского образования. С докладом о перспективах развития высшего богословского образования выступил ректор Российского христианского гуманитарного института Д. К. Бурлака. Характеристика европейского опыта построения системы духовного образования была дана в докладе директора Всеевропейской миссии д-ра Гордона Сандерса (Германия).

Большое внимание было уделено стратегии развития христианских средств массовой информации. Специальный семинар был посвящен вопросам создания христианской видеотеки в каждой церкви. Христианская организация Trinity Broadcasting Network, имеющая договор о сотрудничестве с АХЦ, предоставила 1300 кассет с образовательными, художественными, детскими программами. У российских церквей появилась возможность их бесплатного получения.

Правозащитная деятельность

Понимание необходимости в правозащитной деятельности возникло у лидеров Ассоциации не сразу. В первые годы существования «Союза молодых христиан» и АХЦ она не велась. Потребность в ней обнаружилась 1996 — 1997 гг., когда в конфессиональной политике государства начали проявляться жесткие авторитарные тенденции, что обнаружилось при разработке нового Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». В нем государство обнаружило стремление выделить несколько привилегированных, наиболее предпочтительных для него конфессий, подлежащих с его стороны патерналистской опеке. Этому сопутствовало желание втиснуть все религиозные организации страны в единую пирамидально-иерархическую структуру, элементами которой было бы удобно управлять.

Проект закона, не отвечающий базовым критериям цивилизованного правопорядка, вызвал бурную реакцию российских протестантов. Его публикация способствовала тому, что разрозненные протестантские церкви страны осознали себя как единое целое, имеющее общие интересы. Начался процесс активного общения, взаимного обмена мнениями. Евангельские церкви приступили к выработке единой позиции и общей стратегии церковно-государственных отношений.

На фоне того, как государственные СМИ и официальные представители православной Церкви превозносили указанный Закон как высокое достижение российской демократии, Ассоциация выдвинула альтернативную точку зрения, прямо указывая на присутствие в законе ряда пунктов, ущемляющих права и свободы неправославных христиан.

В этой обстановке российские протестанты ощутили достаточно мощный внешний толчок для развития своего правового сознания и самосознания в новых условиях постсоветской России. Стало ясно, что без отчетливого понимания того, что происходит в российском правовом пространстве, нормальное развитие церковной жизни и религиозно-гражданских отношений невозможно. Правовая наивность, юридическая безграмотность, остатки советской, рабской ментальности членов церквей и их лидеров становились ощутимым препятствием на пути дальнейшего продвижения вперед.

Серьезным уроком для АХЦ стала история с петербургской христианской школой им. Принца Мауритца. Ее организаторы получили от городских властей разрешение использовать под школу одно из зданий, расположенных рядом с Адександро-Невской Лаврой. Дом был приведен в порядок, отремонтирован, и в нем начались занятия. Но в середине учебного года у руководства городского управления МВД возникло желание получить это здание в собственное распоряжение. Поскольку это стремление было противоправным, учителя и ученики отказались покинуть школу. Тогда в школу был направлен вооруженный милицейский отряд, чтобы насильственно захватить ее. Учителя и ученики, находившиеся внутри, забаррикадировались и в течение семнадцати дней оставались на осадном положении. Несмотря на протестные акции христианской общественности и деятельность СМИ, освещавших этот конфликт, властям удалось отнять здание у Ассоциации.

Подобные неправовые акции властей, ущемлявшие права и свободы законопослушных российских христиан, не были чем-то экстраординарным. Российское государство, которое за свою тысячелетнюю историю, никогда не было правовым, и до сих пор не имеет положительного опыта по выстраиванию цивилизованных правовых отношений со своими гражданами, привыкло действовать по-старинке. В этих условиях приостановить его брутальные экспансии, удерживать его от грубых, агрессивных действий могло только гражданское общество. Но поскольку и оно пребывало в постсоветской России в неудовлетворительном состоянии, то христианским организациям страны временами приходилось очень трудно. Государство во многих случаях видело в них не союзников по совместному возрождению России, а некие инородные образования, стоящие у него на пути.

В этих условиях при Ассоциации была организована юридическая служба, позволяющая эффективно противодействовать любым попыткам дискриминации и ущемления прав членов церквей и христианских организаций, входящих в АХЦ. Она выполняла функцию представления законных интересов коллективных членов Ассоциации в их отношениях с государственными учреждениями, субъектами различных форм собственности и прочими юридическими и физическими лицами.

Юридическая служба помогала евангельским церквам, как коллективным субъектам религиозно-гражданской жизни, проходить процедуры регистрации, оказывала им консультативное, информационное, правозащитное содействие. Она также содействовала установлению и поддержке международных связей, заключению договоров и соглашений, приему иностранных граждан, участвующих в уставной деятельностью АХЦ.

На том, первоначальном этапе организации правозащитной деятельности Ассоциация получила существенную помощь и поддержку со стороны таких видных российских правозащитников, как А. Е Себенцов и А. А. Красиков. И вскоре лидеры АХЦ поняли, что Ассоциация способна защищать прав не только отдельных протестантских церквей, но и всего российского евангельского движения в целом.

Региональные евангельские церкви, нуждавшиеся в регистрации, получили возможность сделать это через Ассоциацию, став ее членом. Регистрация предоставляла им возможность обрести должный юридический статус, чтобы пользоваться своими конституционными правами и свободами. Это было тем более необходимо, что на местах, особенно в российской глубинке, местные чиновники нередко обнаруживали (и продолжают обнаруживать) стремление к необоснованному, противозаконному ущемлению прав и свобод евангельских христиан.

Время от времени чиновники региональных уровней берут на себя роль «сектоборцев», но, будучи невежественны в конфессиональных вопросах, зачисляют в «сектанты» современных протестантов — баптистов, пятидесятников, адвентистов, методистов, пресвитериан и др. Подобные казусы происходят порой и с высокопоставленными чиновниками федерального уровня. Так, в частности, полпред президента в Центральном федеральном округе Г. Полтавченко в одном из своих выступлений назвал всех неправославных христиан «сектантами» (См.: http://www.protestant.ru/modules/myarticles.php?story.id=110).

Не имея представления о протестантизме как давно признанном мировом христианском движении численностью около миллиарда человек, российские чиновники время от времени позволяют себе различные виды самоуправства относительно местных протестантских церквей. Этому во многом способствует отсутствие у государства отчетливо сформулированных принципов конфессиональной политики, в том числе и по отношению ко всем трем направлениям российского христианства — православию, католичеству и протестантизму.

Необходимо учитывать, что в современной России существует около 5 000 зарегистрированных протестантских церковных общин и религиозных организаций. Еще примерно столько же организаций по тем или иным причинам до сих пор не зарегистрировались. Их членами являются около двух миллионов российских протестантов, среди которых примерно одна треть, т. е. более 600 тысяч — это христиане веры евангельской. И это только малая часть от общего числа христиан-пятидесятников, составляющего в современном мире около 250 млн. человек.

Важно и то, в настоящее время российские протестанты имеют самый высокий и наиболее стабильный темп роста численности (7,4 %), по сравнению с православными (3,3 %) и католиками (1,3 %). Около половины протестантов — молодые люди до тридцати лет. При церквах христиан веры евангельской по всей России действуют более четырехсот центров социальной реабилитации для наркозависимых лиц и алкоголиков, центры социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест заключения, десятки семейных детских домов и приютов, библейские школы, колледжи и институты.

Государство должно учитывать все это, чтобы с максимальной пользой для общества использовать столь значительный духовный и социальный потенциал. Но поскольку его чиновные представители на самых разных властных уровнях к этому, как правило, не готовы, то Ассоциация «Союз христиан» видит одно из главных направлений своей деятельности в том, чтобы, по возможности, исправлять это ненормальное положение дел.

На протяжении десяти лет Ассоциация осуществляет мониторинг соблюдения прав и свобод евангельских верующих, выявляет случаи их нарушения, ведет переговоры с участниками религиозных конфликтов. Наиболее часто подобные нарушения имеют место вдали от Москвы и Санкт-Петербурга, в российской глубинке. Именно поэтому для мониторинга наибольший интерес представляют населенные пункты, удаленные от центра. Характерной и достаточно типичной чертой возникающих в них конфликтов является незнание местными чиновниками законов Российской Федерации и соглашений, подписанных ею в рамках Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ).

Множество недоразумений возникло в результате выхода в свет новой «Концепции национальной безопасности», где говорится о негативном влиянии иностранных миссионеров на безопасность России. Эта формулировка была воспринята некоторыми чиновниками в регионах как руководство к действиям по ущемлению прав христианских миссионеров, приезжающих в Россию.

Обстоятельства такого рода заставляют Ассоциацию защищать права христианских миссионеров, оказывать им необходимую юридическую и визовую поддержку.

Нарушениям прав верующих способствует противоречивость правового пространства Российской Федерации. Так, например, в официальном отчете Генеральной Прокуратуры РФ за 1999 г. отмечалось, что только за 1 год в России было издано около 130 тысяч нормативных актов разного уровня, противоречащих Конституции России.

Ассоциация доводит информацию о нарушениях прав верующих до Президента РФ, Правительства, Государственной Думы, руководителей региональных органов государственной власти.

Ассоциация провела большую работу по обсуждению проекта федерального закона «О традиционных религиозных организациях». Было высказано много критических замечаний, направленных против введения в правовое поле понятия «традиционные религии», которое открыло бы перед чиновниками на местах возможность делить религиозные организации на «наши» и «не наши» в зависимости от религиозно-церковной принадлежности.

Придание понятию «традиционные религии» юридического статуса чрезвычайно осложнила бы деятельность тысяч евангельских церквей по всей России, ограничило бы их права и возможности по проведению той огромной социальной работы, которую они до этого осуществляли. Многие евангельские церкви со всей России направили свои письма в адрес Президента РФ с аргументированными доказательствами нецелесообразности принятия закона, ущемляющего права сотен тысяч российских христиан и угрожающего гражданскому равенству верующих.

Ассоциация сотрудничает с международными правозащитными организациями, в том числе с ОБСЕ, членом которой она является, представляя Россию в качестве неправительственной организации. Кроме того, Ассоциация входит в Международную ассоциацию религиозных свобод (МАРС). Президент АХЦ является одним из учредителей и руководителей Северо-Западного филиала Российского отделения МАРСа. Это позволяет ей представлять евангельские церкви России на международном уровне и эффективно защищать их права. В рамках ОБСЕ неправительственные организации имеют возможность прямого общения с государственными чиновниками самого высокого ранга.

В этом отношении примечательно признание И. Ю. Никитина, говорившего в одном из интервью, что в середине 1990-х гг. он не собирался выходить на уровень сотрудничества с международными правозащитными организациями и даже не мечтал о содействии со стороны Конгресса США, ОБСЕ и Хельсинской комиссии, поскольку не подозревал о том, что это возможно. Но Бог приводил к нужным людям и открывал нужные двери. Оказалась, что во всех этих влиятельных организациях было много истинных христиан, которым не безразлично то, что происходит с их братьями-христианами в России. И они сами выказывали желание оказывать содействие и помощь российским протестантам.

Руководители АХЦ неоднократно выступали по вопросам религиозных свобод и нарушений прав российских протестантов на сессиях ОБСЕ, в Хельсинской Комиссии, Конгрессе США. Через эти выступления мировая общественность узнала о преследованиях, которым подвергались церковь «Любовь Христа» (г. Асбест, Свердловская обл.), поджоге молитвенного дома и бандитских нападениях на пасторов в г. Чехове (Московская обл.), о похищении двух священнослужителей церкви в г. Ижевске, о гонениях пензенской евангельской церкви «Живая вера» со стороны влиятельного местного чиновника и многом другом.

В октябре 2001 г. президент АХЦ, пастор И. Ю. Никитин выступил в Варшаве на сессии ОБСЕ. В своем докладе он указал на три основные тенденции нарушений в области свободы вероисповеданий.

Во-первых, это неправовые действия тех чиновников, которые преследуют конкретную церковь, руководствуясь мотивами личного нерасположения. Так обстояло дело с церквами «Живая вера» в
Пензе и «Слово Жизни» в Иркутске.

Во-вторых, негласные запреты региональных руководителей на сдачу помещений протестантским церквам. С препятствиями такого рода столкнулись церковь «Прославление» в Саяногорске, христианская община «Источник Жизни» в Нижнем Новгороде и др.

В-третьих, евангельским верующим призывного возраста не предоставляется возможность альтернативной военной службы, несмотря на то, что гражданам России такое право гарантировано Конституцией и подписанным Россией в 1990 г. Копенгагенским соглашением в рамках ОБСЕ. Имеются случаи возбуждения уголовных дел против верующих, отказавшихся служить в армии по религиозным мотивам.

Достаточно типичной была история с церковью «Живая вера» в Пензе, возглавляемой пастором Олегом Серовым. Занявшая активную позицию, церковь стала заметным явлением в религиозно-гражданской жизни города. Она проводила большую социальную работу, помогала нуждающимся, издавала на собственные средства христианскую газету. Однако, один из чиновников, ведающий в городской администрации связями с религиозными организациями, увидел в деятельности церкви нечто из ряда вон выходящее. Столь высокая социальная активность не вписывалась в круг его представлений о том, как должны себя вести церковные приходы. По его инициативе в Пензе начались целенаправленные гонения церкви «Живая вера», в том числе проверки ее деятельности налоговой инспекцией, архитектурным комитетом, пожарной инспекцией, а также клевета в адрес газеты и даже аресты ее распространителей.

И. Ю. Никитину пришлось специально поехать в Пензу, ознакомиться с положением дел на месте. После этого он информировал международную общественность об ущемлении прав евангельских верующих в России. Его доклады прозвучали в МАРСе, ОБСЕ, Комиссии по соблюдению Хельсинкских договоренностей и Конгрессе США.

После этого на имя губернатора Пензы поступили письма от группы сенаторов США и тогдашнего вице-премьера Российского правительства В. И. Матвиенко с предложением урегулировать возникший конфликт. В результате отношения между городской администрацией и евангельской церковью изменились коренным образом. Новый пензенский руководитель отдела по связям с религиозными организациями высоко оценил ту огромную социальную работу, которую проводит церковь, и ту духовную и практическую пользу, которую она приносит городу. Теперь обе стороны работают уже не порознь, а совместно. Важным свидетельством коренного изменения городских чиновников к христианам стал акт утверждения нового флага Пензенской области, на котором изображен лик Христа.

Социальная работа

За время существования Ассоциации ей удалось реализовать ряд масштабных социальных и гуманитарных проектов, ориентированных на помощь малоимущим, многодетным семьям, воспитанникам детских домов, инвалидам, больным, находящимся в местах лишения свободы, а также малым народностям, проживающим в Якутии и других районах Севера. Так, например, в начале 1990-х сотни тысяч жителей Санкт-Петербурга получали от АХЦ продовольственную помощь. В ряде населенных пунктов Северо-Запада, Урала, Сибири, Дальнего Востока были открыты благотворительные столовые для нуждающихся, созданы детские приюты для сирот, пункты по работе с бездомными детьми. Существуют и продолжают создаваться новые реабилитационные центры для лиц с алкогольной и наркотической зависимостью, а также центры по социальной реабилитации лиц, освободившихся из заключения.

Ассоциация откликнулась на трагедию в Беслане. Были собраны пожертвования в размере 1,5 млн. руб. На эти деньги в Беслане был приобретен дом, предназначенный для создания в нем Центра Примирения и Согласия, в котором пострадавшие дети и их родители смогут найти поддержку и утешение.

Церковь «Жизнь во Христе» (г. Архангельск) ведет работу в больницах и родильных домах с женщинами, желающими сделать аборт, ведут с ними беседы, помогают им взглянуть на ту ситуацию, в которой они оказались, с христианских позиций. Если ранее в одной больнице производилось восемь — десять абортов в день, то теперь их количество уменьшилось и составляет от одного до пяти.

Ассоциация возродила традицию тюремного служения, существовавшую в Петербурге и других городах России до революции. С середины 1890-х гг. в Петербурге и Москве существовали мужские и дамские тюремно-благотворительные комитеты. Они располагали возможностью осуществления благотворительной деятельности, проведения религиозных собеседований с заключенными и чтения религиозно-нравственной литературы. Этот порядок удерживался практически до 1917 г. Однако, советский режим полностью ликвидировал систему благотворительной и душепопечительской деятельности в тюрьмах страны. Лишь после падения коммунистической диктатуры, начиная с 1990-х гг. эта система начала возрождаться. В настоящее время идет процесс ее интенсивного развития.

Практически во всех крупных российских регионах, областных центрах существуют христианские миссии, церковные организации, которые осуществляют служение в следственных изоляторах, в мужских, женских и подростковых колониях, ведут работу по организации реабилитационных центров для лиц, только что освобожденных из мест заключения. Благодаря их усилиям осуществляются акции гуманитарной помощи для исправительных учреждений, распространяется духовная литература, проводятся духовно-нравственные беседы с осужденными, проводятся концерты, организуются показы художественных фильмов христианского содержания.

В августе 1992 г. в колонии общего режима п. Форносово (Тосненский р-н, Ленинградская обл.) начал работу христианский центр «Галилея». Его основатель пастор С. А. Морозов стал один раз в неделю проводить в клубе колонии служение для заключенных. Одновременно раздавались книги Нового Завета и разнообразная духовная литература. В результате этого служения через год в колонии образовалась церковь. Ее членами стали сорок заключенных.

Одновременно велась пастырская и реабилитационная работа с теми, кто освободился из заключения. Евангельские церкви нескольких районов Ленинградской области оказывали им духовную и материальную поддержку, помогали в оформлении документов и поиске работы и жилья.

Помощь Ассоциации колониям выражалась и в том, что для заключенных организовывались концерты и антинаркотические акции. Благотворительная деятельность включала предоставление продуктов питания, одежды, музыкальных инструментов, средств гигиены.

За десять с лишним лет, на протяжении которых осуществляется это служение, к покаянию пришли несколько тысяч человек, находящихся в заключении и вышедших на свободу.

В 1999 г. служение Христианской миссии «Галилея», входящей в структуру Ассоциации, распространилось на петербургский следственный изолятор «Кресты». Члены миссии, не имея возможности встречаться с подследственными, смогли установить в изоляторе локальную радиосеть, состоящую из абонентских громкоговорителей, размещенных в каждой камере. Это дало возможность ежедневно по одному часу транслировать христианские программы — чтения Священного Писания, проповеди, рассказы о тех, кто уверовал в Господа Иисуса Христа в местах заключения. Программы готовили те, кто сами когда-то находились в заключении. Ставшие верующими, они хорошо знали духовные нужды тех, кто пребывал в заточении.

Положительный опыт данной формы христианского служения в «Крестах» оказался востребован: руководители ряда учреждений Главного Управления исполнения наказаний (ГУИН) обратились в Ассоциацию христианских церквей с просьбами помочь им в организации трансляции аналогичных радиопрограмм.

С 2001 г. Департамент тюремного служения АХЦ (руководитель — пастор Я. С. Волков) проводит ежегодные конференции для пасторов и проповедников, ведущих душепопечительскую работу в исправительных учреждениях России. В этих конференциях участвуют руководящие работники Главного Управления исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Подобная форма взаимодействия позволяет активно развивать новые направления тюремного служения, обмениваться опытом, разрабатывать и внедрять новые проекты.

По инициативе Ассоциации христианских церквей и при содействии Министерства внутренних дел и Министерства юстиции установлены радиоточки христианского вещания в 192 следственных изоляторах, 7 тюрьмах, 760 исправительных колониях и 62 воспитательных колониях по всей России. Это еще одно направление распространения евангельских идей, охватывающее 840000 осужденных и 329800 сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В настоящее время Департамент тюремного служения ведет работу по апробации нового проекта, в центре которого судьбы матерей, лишенных свободы, и их детей, с которыми у тех прервалась связь. Осенью 2003 г. началась первая в России христианская акция «Рождественская елка Ангела»: женщинам-матерям было предложено поздравить своих детей с Рождеством и отправить им подарки. Служители церкви посетили более полутора сотен домов, где жили дети, вынужденные расти без материнского тепла. Результаты этой акции были сугубо положительными: служителям удалось пробудить в душах многих матерей и их детей надежды на воссоединение разрушенных семей. До сих пор в офис Ассоциации христианских церквей приходят письма благодарности от матерей, находящихся в заключении. Они пишут о том, что проект «Рождественская елка Ангела» изменил их отношение к детям, к жизни и к Богу, что они обрели веру, надежду и желание жить после освобождения полноценной жизнью.

Опыт Департамента тюремного служения АХЦ служит ярким свидетельством того, что положительные инициативы евангельских церквей России находят широкое приложение в деле постепенной реорганизации духовно-воспитательной работы с теми, кто отбывает наказание или только что освободился из мест лишения свободы.

Культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность

К настоящему времени Ассоциация бесплатно разослала по библиотекам более 500 городов и поселков России около 250 тысяч экземпляров Библии и другой христианской литературы. Ее усилиями организовываются конференции, симпозиумы и фестивали по христианской тематике.

Начиная с 2002 г. при Ассоциации христианских церквей действует регулярный Круглый стол «Петербургский философско-теологический семинариум». На его заседаниях выступают с докладами представители христианской интеллигенции Санкт-Петербурга, ученые, богословы, философы, историки, социологи, психологи, протестантские пасторы, католические и православные священнослужители, студенты христианских вузов. За прошедшее время было проведено несколько десятков «круглых столов» и заслушано более тридцати докладов, среди которых:

  • Проф. В. А. Петрицкий «Протестантская этика Альберта Швейцера».
  • Проф. Б. В. Марков. «Проблема коммуникации в христианстве».
  • Проф. Р. В. Светлов «Философские основания христианской антропологии».
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) «Язык Нового Завета».
  • Проф. М. С. Уваров «Христианство и постмодернизм».
  • Проф. В. А. Бачинин «Теология Достоевского»
  • Проф. К. С. Пигров «Духовная «забота о себе» с позиций религиозного и светского сознания».
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев «Русская Православная Церковь сегодня: проблемы и тенденции».
  • Доктор теологии А. И. Негров «Протестантская и православная библейская герменевтика: сравнительный анализ».
  • Архимандрит Августин (Никитин) «Протестантские влияния на русскую культуру XIX века».
  • Доц. К. К. Иванов «Реформатская церковь и православие».
  • Проф. В. А. Бачинин «Эстетическое богословие: теоретический статус и современные формы».
  • Ф. М. Мокан «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви».
  • В. М. Быстров «Христианское сознание современного ученого»
  • Д. Алексеев «Раннее христианство: современные исследования»
  • Доц. Н. Б. Иванов «Внутренний человек»
  • Кандидат богословия, игумен Вениамин (Новик) «Христианство и права человека».

В Ассоциации действует Научно-исследовательский центр (руководитель — профессор В. А. Бачинин). Им проводятся научно-теоретические исследования проблем евангельского движения как масштабного социокультурного явления российской религиозно-гражданской жизни.

Необходимость в развертывании этого направления деятельности обусловлена слабостью интеллектуальных позиций современного евангелизма. Протестантские церкви России испытывают острую нужду в отечественной литературе, освещающей разные стороны социальной и духовной жизни евангельских христиан.

Можно, не боясь преувеличений, сказать, что современные российские протестанты практически не имеют развитого, отвечающего современным образовательным критериям, самосознания — исторического, философского, политического, правового, экономического и т. д. Задачу по формированию, развитию такого самосознания должны решать большие сообщества ученых, не только вооруженных самыми современными социальными знаниями, но и являющихся верующими, прочно стоящими на евангельских мировоззренческих позициях. К сожалению, пока в современной России число таких ученых мало и для того, чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки.

Для российского евангельского сообщества обладать самосознанием — значит иметь отчетливое, всесторонне обоснованное, глубоко продуманное представление о самом себе. Чтобы самим протестантам создать собственный групповой, корпоративный автопортрет, необходима очень серьезная аналитическая работа. Она предполагает не только собственную исследовательскую работу евангельских христиан, но и сопоставление ее результатов с теми материалами, которые принадлежат сторонним наблюдателям, то есть представителям иных конфессий и светским аналитикам, анализирующим разные грани и аспекты евангельского движения. Этот сравнительный анализ входит необходимой составной частью в тот процесс, который современные ученые называют поиском собственной идентичности. Подобный поиск предполагает формулировку ответов на старые вопросы: «Кто мы?», «Откуда мы?», «Куда мы идем?».

Эпоха вынужденного молчания, социального безмолвия, в которое были насильственно погружены российские протестанты, осталась позади. И сегодня евангельские христиане похожи на тех, кто попал в страшную катастрофу, получил тяжкие увечья, но выжил, встал на ноги и должен как бы заново учиться думать, говорить и писать, преодолевая робость и косноязычие.

В этих новых условиях не следует теряться перед антихристианским натиском бойких светских авторов с секулярным мышлением. Они выполняют социальный заказ холодной, бездушной машины, каковой является светское, безбожное государство. Вместо того, чтобы выступать против действительных язв, пороков и болезней современного секулярного общества, они выпускают стрелы, отравленные ложью, некомпетентностью и клеветой в тех из своих сограждан, кто меньше других подвержен этим болезням. Их присутствие в пространстве христианского дискурса следует воспринимать как неизбежность, подобно тому, как жнец воспринимает наличие сорняков на пшеничном поле.

В подобной обстановке низкая интеллектуальная активность евангельского движения в России на руку его противникам, которые в открытой печати, в публичных выступлениях нередко позволяют себе заведомо ложные и даже откровенно клеветнические высказывания. Недоброкачественная информация такого рода будет достигать своей цели и рекрутировать новых противников евангелизма только в тех случаях, если читателям, слушателям, телезрителям не будет предлагаться альтернативная информация. Но кто, как не сами евангельские христиане, должны предлагать современным россиянам информацию такого рода?

 Чтобы достойно противостоять вульгарному, черносотенному «сектоведению», окрашенному в тона грубой, злобной ксенофобии, и при этом не опускаться до уровня присущих ему методов полемики, евангельское движение должно иметь собственный «мозговой центр», свое интеллектуальное лицо. Необходимо множить открытые, массовые, многотиражные публикации, предназначенные не только для внутрицерковного пользования, но рассчитанные на светскую аудиторию — молодежь, студенчество, школьных учителей, вузовских преподавателей, научную и творческую интеллигенцию. Именно эта аудитория способна стать источником, откуда евангельское движение сможет черпать духовные силы для своего будущего развития. Поэтому необходимо неуклонно расширять число издаваемых газет и журналов, в которых высококвалифицированные авторы рассказывали бы правду об евангельском движении и тем самым формировали бы в массовом сознании положительный образ российского христианина-протестанта — патриота, гражданина, руководствующегося в своей социальной и духовной жизни библейскими, то есть самыми высокими, критериями. А это можно сделать только при широком развертывании серий евангельски ориентированных социально-гуманитарных исследований исторического, социологического, политико-правового, психолого-антропологического, морально-этического и культурологического характера.

Научно-исследовательским центр АХЦ стремится двигаться в этом направлении. Им разработана концепция социальной позиции евангельских церквей России, входящих в Ассоциацию. Издан проект концепции (См.: «Социальное кредо и мировоззренческая позиция Ассоциации христианских церквей «Союз христиан». СПб., 2004).

Важным направлением научно-просветительской деятельности научного центра Ассоциации является издание и распространение христианской печатной продукции. Поскольку за пределами евангелизационной деятельности АХЦ до сих пор оставалось российское студенчество и преподаватели российских вузов, то, начиная с 2004 г., Ассоциация приступила к выпуску научно-просветительского журнала «Христианская мысль».

Журнал ориентирован на учащуюся молодежь, выходит с частотой 6 номеров в год и предлагает христианскую интерпретацию основных проблем, изучаемых российскими студентами на занятиях по философии, социологии, политологии, правоведению, религиоведению, культурологии, эстетике, этике и психологии. Если учитывать, что сегодня в России нет изданий такого рода, то данное направление справедливо расценивается руководством Ассоциации как приоритетное. Материалы журнала показывают важность общехристианских ценностей, их значимость для выхода России из того духовного кризиса, в который ее завел секуляризм. Журнал служит распространению принципов евангельского мировоззрения среди молодежи, пополняющей ряды российской интеллигенции.

Библиотеки большинства высших учебных заведений, где обучаются сотни тысяч российских студентов, в настоящее время бедны и, как правило, не имеют возможности приобретать христианскую литературу. В их фондах преобладает специальная и гуманитарная литература с сугубо секулярной направленностью. Поэтому Ассоциация изыскала материальные возможности для благотворительного распространения (бесплатной рассылки) журнала среди вузов и крупных городских библиотек России.

Выход в свет первых семи номеров журнала «Христианская мысль» показал, что он вызвал интерес у светской и христианской интеллигенции. Из целого ряда библиотек страны и многих евангельских церквей стали приходить благодарственные письма и запросы с просьбами прислать им дополнительные номера журнала.

За последние три года научным центром издано почти две сотни статей для журналов и газет и более двадцати книг, в том числе следующие:

1. «Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма (Очерки исторической социологии религиозно-гражданской жизни). СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета. 2003.

2. «Истоки конфликта между византизмом и евангелизмом. Исторические портреты Иосифа Волоцкого и Нила Сорского». СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета. 2003);

3. «Малая христианская энциклопедия. Религиозная философия». СПб., изд-во «Шандал», 2003.

4. «Малая христианская энциклопедия. Социология. Политология. Правоведение». СПб., изд-во «Шандал», 2004.

5. Антропология. Психология. Этика. Малая христианская энциклопедия в 4-х т. Т. 3. СПб., «Шандал», 2005.

6. «Социальное кредо и мировоззренческая позиция Ассоциации христианских церквей «Союз христиан». СПб., 2004).

7. «Христианская мысль: социология, политология, культурология». Т. I. .СПб., изд-во «Новое и старое», 2004).

8. «Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология». Т. II. (СПб., изд-во «Новое и старое», 2004).

9. «Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология». Т. III. (СПб., изд-во «Новое и старое», 2005).

10. «Христианская мысль: социология, политическая теология, культурология». Т. IV. (СПб., изд-во «Новое и старое», 2005).

11. «Христианская мысль: политическая теология и правовая социология». Т. V. (СПб., изд-во «Новое и старое», 2005).

12. «Христианская мысль: политическая теология и христианское правоведение». Т. VI. (СПб., изд-во «Новое и старое», 2005).

13. Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и социология. Русская религиозная мысль. Христианская антропология. Христианская культурология. Т.VII. СПб., «Новое и старое», 2005. (11 п. л.).

14. Философия. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

15. Психология. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

16. Социология. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

17. Политология. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

18. Религиоведение. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

19. Культурология. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

20. Этика. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

21. Эстетика. Энциклопедический словарь. (СПб., Изд-во Михайлова В. А. 2005)

22. Введение в христианскую эстетику. СПб., «Библия для всех», 2005. (24 п. л.)

23. «Национальная идея для России: выбор между византизмом, евангелизмом и секуляризмом. (Исторические очерки политической теологии и культурной антропологии)» (СПб., изд-во «Алетейя», 2005)

По заказу МВД России подготовлен справочник по тюремному служению для работников административных учреждений и правоохранительных органов. Справочник имеет просветительскую ориентацию и отражает современное состояние государственно-церковных отношений в России. Он адресован служащим государственных учреждений, работникам правоохранительных органов, а также всем, кто по роду своей деятельности соприкасается с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Ассоциация «Союз христиан» в глобальном информационном пространстве: формирование планетарного русскоязычного евангельского движения

XXI век открывает перед евангельским движением все новые и новые перспективы, связанные с развитием средств массовой информации. Если раньше, в доинформационном обществе Слово Божье доходило до христианина через книжный текст Библии и устную проповедь священнослужителя, то теперь возникли такие возможности для евангелизационной деятельности, о которых прошлые поколения христиан не могли и мечтать.

Нельзя забывать о том, что современное евангельское движение существует и развивается в информационном обществе. А это совершенно особый тип социума, которого не знали ни М. Лютер, ни Ж. Кальвин, ни В. А. Пашков, ни И. С. Проханов. Даже старшее поколение нынешних российских протестантов с большим трудом представляет себе его суть. Между тем, это та реалия, которая энергично вторглась в нашу жизнь и уже заняла в ней важное место, независимо от того, хотим мы этого или нет.

Если евангельские христиане хотят быть успешными в своей разносторонней духовной и социальной деятельности, они обязаны учитывать особенности жизни и деятельности в информационном общество. Им необходимо уметь ориентироваться в современном информационном пространстве. В противном случае им грозит участь маленьких детей, оказавшихся в незнакомом, огромном, таинственном лесу.

Информационное общество стало реальностью в последние два десятилетия прошлого века. Оно возникло практически одновременно с развертыванием такого самостоятельного сектора мировой экономики как информационное производство, создающее новые компьютерные технологий, экономящие время, увеличивающие интеллектуальный потенциал человека и делающие его умственный труд более продуктивным.

 В результате распространения информационных технологий и массового распространения компьютеров в мире совершилась еще одна революция — информационная. Это значило, что информация превратилась в новую производительную силу, позволяющую создавать не только материальные и духовные ценности, но и новые формы межчеловеческих отношений — социальных, политических, нравственных и даже религиозных. Отчетливо выявилась способность заранее полученной и качественно обработанной информации серьезно влиять на практику предотвращения, сглаживания, разрешения крупных конфликтов и кризисов социального, экономического, межнационального, религиозного, политического, экологического, характера. Одновременно обнаружилась способность информационных систем выполнять функцию социальной интеграции, расширять и укреплять социальные и духовные связи «солидаристического» типа между субъектами, находящимися в разных точках планеты. Теперь в общем информационном пространстве могут образовываться различные свободные сообщества, «клубы по интересам», не зависящие от властных структур государства.

В информационном обществе идет процесс превращения производства знаний и распространения информации в приоритетную и наиболее прибыльную отрасль. Информация стала одним из основных видов товара, т. е. тем, что имеет ту или иную стоимость и потому продается и покупается.

Несмотря на то, что поначалу образовались региональные, а затем национальные информационные сети, очень быстро обнаружилось, что информационное поле не имеет границ и тяготеет к глобалистским масштабам. Это открывало перед человечеством совершенно новые перспективы духовного и социального взаимодействия. В массовом сознании начал утверждаться и распространяться новый тип отношения к информации как к главной общественной, политической силе, как к важной культурной, духовной ценности.

Существенно изменился социальный статус людей, имеющих непосредственное отношение к производству информации. В социально-политической жизни государств всего мира заметно возросла роль транснациональных кампаний, владеющих средствами массовой информации — печатными изданиями, газетами, журналами, радиостанциями, телевизионными станциями, спутниками, телеканалами). Получающие сверхприбыли от деятельности информационных отраслей, находящихся в их распоряжении, они стали влиятельной духовной, социальной, политической силой современного мира.

В этом контексте особое место занимают христианские средства массовой информации. В настоящее время они играют все более возрастающую роль в христианском просвещении самых широких масс.

В России, где абсолютное большинство населения — люди, библейски непросвещенные, не умеющие ни самостоятельно читать Священное Писание, ни правильно осмысливать его, просветительская роль христианских СМИ трудно переоценить.

Ассоциация проводит в этом направлении большую работу. В первые годы нового века в ее структуру входили христианский телеканал «Воскресение», радиостанция «Новая жизнь», христианские газеты «Колокол», «Живая вера», интернет-портал «In Victory», издательство «Новое и старое». В течение последних полутора лет ведется активная работа в развертывании деятельности христианской телекомпании «TBN — Россия».

Возможности распространения евангельской информации, которыми располагает Ассоциация, позволяют охватить не только Санкт-Петербург, Ленинградскую область и Северо-Западный округ, но также Москву и другие города России — всего 140 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока, имеющих наземные спутниковые антенны христианской телесети «TBN-Россия». По всей России в церквах Ассоциации, имеющих собственные здания, установлены 111 спутниковых антенн («тарелок») диаметром от 1,8 до 3 метров.

В настоящее время люди, говорящие на русском языке, смотрят передачи христианского телеканала ТБН практически во всем мире, кроме Австралии и Новой Зеландии. Это стало возможным благодаря тому, что телевещание осуществляется через 5 спутников — EXPRESS AMI, ATLANTIC BIRD I, HOTBIRD 6, INTELSAT 907, TELESTAR AMERICAS 5.

Русскоязычная аудитория США и Канады может смотреть христианские телепрограммы на русском языке. У жителей Санкт-Петербурга и других городов России появилась возможность передать привет своим родственникам и друзьям, живущим в Северной Америке. Для этого достаточно прислать на адрес Ассоциации в Санкт-Петербурге кассету с 15-секудным приветствием, и оно будет показано в передаче «Привет, Америка!». В 30-секундном ролике любой христианин может рассказать о своем служении, и сюжет увидят русскоязычные телезрители США и Канады. Тот же сюжет, рассчитанный на 2-3 минуты эфирного времени, может быть показан в других программах телеканала.

На телеканале Ассоциации создан телевизионный христианский университет, нацеленный на приобщение самого широкого круга зрителей к основам христианских знаний и на развитие связей между АХЦ и представителями научной и творческой интеллигенции Санкт-Петербурга, участвующих в подготовке программ. Транслируются популярные христианские фильмы, встречи с интересными людьми, научно-познавательные, музыкальные и спортивные программы для людей всех возрастов, детские передачи для школьников. Они отличаются от программ других телеканалов полным отсутствием в них сцен насилия, жестокости, секса, порнографии.

К середине 2005 г. по всей России передачи телеканала ТБН транслировались уже через 150 кабельных сетей.

Вместо резюме

Та деятельность, которую ведет Ассоциация христианских церквей, учитывает катастрофически низкий уровень духовности в современной России. Она предпринимает большие усилия и роеализует разносторонние инициативы по выходу из создавшегося положения. Обладая огромным реабилитационным потенциалом, большим опытом духовно-просветительской работы, развернутой системой средств массовой информации, она стремится нести спасительные евангельские ценности в самые широкие массы и в самые дальние уголки России. Ее деятельность необходима всем слоям российского общества и в первую очередь молодежи, нуждающейся в развитии и укреплении духовного иммунитета, в развитии твердых христианских убеждений, которые позволяли бы молодым людям противостоять развращающему воздействию секулярных, коммерчески ориентированных средств массовой информации и низкопробного шоу-бизнеса.

Евангельские христиане России не должны оставаться религиозным меньшинством. Им следует учитывать феномен «критической массы», о котором проф. А. С. Зайченко пишет: «Этот феномен означает, что общество, а вслед за ним и государственная власть, начинают чувствовать присутствие в стране «меньшинства», если его доля в численности населения страны достигает 2 — 5 %. Чем экономически мощнее, социально активнее и организационно сплоченнее это «меньшинство», тем быстрее его начинает замечать общество и уважать государственные центры власти. Через свою социальную сплоченность, экономическое или политическое влияние оно преодолевает неправовой, подчас дискриминационный характер межгрупповых отношений российского общества… Российсуий протестантизм относится к категории слабо защищенного меньшинства. Необходима целенаправленная программа по усилению защитных механизмов евангельского движения России. Практика показывает, что в неправовом государстве недостаточно полагаться лишь на конституционные обязательства властей по защите прав верующих. Поэтому такое большое значение для евангельских протестантов приобретают их социальная активность, информирование общества о реальном вкладе протестантов в социальную поддержку населения, а также организационная сплоченность церквей» (http://www.protestant.ru/modules/myarticles.php?story.id=138).

Динамика выхода российский протестантов из состава «религиозного меньшинства», полномасштабная реализация того потенциала, которым располагает современное евангельское движение должны способствовать развитию межконфессиональных взаимодействий, повышению культуры религиозно-политических дискуссий, конструктивному общению верующих и неверующих. Без этих усилий вряд ли удастся вывести религиозно-гражданскую, духовно-нравственную жизнь российского общества на качественно новый уровень. И напротив, усилия такого рода открывают возможность духовного возрождения России в вполне обозримом будущем.



[1] «Верую в единого Бога, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всеми и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде веков: Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу. Им все существует. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтийском Пилате и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых. Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, и как Отцу и Сыну поклоняемся Ему и славим Его, говорившего нам в пророках. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.