В преддверии великого ухода

Ориентация на союз с Израилем никогда не была бы столь сильна в США, если бы ее не поддержали представители белого протестантского большинства

Генри Киссинджер в своей книге "Нужна ли Америке внешняя политика?" соотнес различные регионы мира с основными эпохами европейской политической истории.

Тихоокеанский регион и Индостан бывший госсекретарь разметил условно в XIX столетии, заявив на основании такого хронополитического допущения, что во взаимоотношениях с Индией, Китаем и Японией Соединенным Штатам надлежит руководствоваться критерием равновесия сил, не допуская гегемонии какой-то одной из региональных держав. Ближний Восток, согласно Киссинджеру, всецело пребывает в европейском XVII в. — веке религиозных войн.

Западный мир находится на самой высокой ступени политического развития: демократиям Европы и Америки нет необходимости оценивать взаимные отношения ни с точки зрения стратегической конкуренции в рамках баланса сил, ни тем более с позиции конфессиональной близости.

Так ли, однако, нейтрален Запад и его лидирующая сверхдержава в отношении религии, оторвана ли здесь полностью религия от политики, как нас старается уверить идеолог американских "реалистов" и один из крупнейших дипломатов страны?

"Моральное большинство" идет на помощь

В прошлом году в преддверии начала активной пропагандистской кампании в поддержку иракской войны у многих американцев сложилось мнение о том, что религия вновь начинает оказывать серьезное воздействие на внешнюю политику Соединенных Штатов.

Еще со времен Рональда Рейгана было известно, что поддержка Америкой Израиля в ближневосточном конфликте объясняется не только прагматическими соображениями и даже не только влиянием так называемого еврейского лобби, активно действующего как в конгрессе, так и в президентской администрации.

Ориентация на союз с Израилем никогда не была бы столь сильна в США, если бы ее не поддержали представители белого протестантского большинства.

Лидеры этого большинства, евангелические телепроповедники Джерри Фолуэлл и Пэт Робертсон, участники президентских кампаний от правого крыла Республиканской партии — люди крайне консервативных взглядов, — являются, тем не менее, наиболее преданными соратниками правых израильских политиков в их борьбе за воссоздание Государства Израиль в тех границах, в каких оно существовало в эпоху библейских царей Давида и Соломона.

Эти люди не только помогают лоббировать интересы Израиля в Америке, но и организовывают финансирование правых израильских партий, стремящихся сохранить еврейские поселения на Западном берегу и секторе Газа — территориях, оккупированных Израилем.

В 1970-е годы Фолуэлл, сатирическое изображение которого можно увидеть в известном фильме Милоша Формана "Народ против Ларри Флинта", организовал общественно-политическое движение "Моральное большинство", которое сыграло значительную роль в победе на президентских выборах в 1980 году Рональда Рейгана.

Чем объясняется устойчивая поддержка американскими фундаменталистами, в особенности насчитывающей миллионы верующих Южной баптистской конвенции, политики Израиля? Менее всего, симпатией к евреям как представителям гонимого народа и прочими соображениями гуманитарного характера. Значительная часть фундаменталистов убеждена, что евреи понесли в истории заслуженное наказание за отвержение Мессии. Однако, с их точки зрения, это ни в коем случае не означает, что обещание Господа Израилю, данное в Ветхом Завете, о владении Обетованной землей тем самым было нарушено, что древний договор Бога с народом Израиля оказался разорван с наступлением эры Нового Завета и возникновением христианской церкви.

Все, что сказано в книгах библейских пророков об Израиле, должно исполниться к концу времен. Поэтому, чтобы приблизить этот конец, а вместе с ним Второе Пришествие Христа, надо поспособствовать воссозданию израильского государства и его победе над  противниками.

Это учение в Америке часто называют христианским сионизмом.

Его влияние на протестантский мир США сложно переоценить — едва ли будет ошибкой сказать, что христианский сионизм является наиболее мощным в идейном и организационном плане религиозным движением Соединенных Штатов Америки. С ним также теснейшим образом связано эсхатологическое учение, тайными или явными адептами которого являются все наиболее известные протестантские проповедники Америки — Билли Грэм, Джерри Фолуэлл, Пэт Робертсон, Хэл Линдсай и многие другие.

Это учение называется диспенсациализм – от латинского слова "dispensatio", что означает "милость, разрешение" и в то же время "Божий промысел".

Отложенное семилетие

Диспенсациализм возник около 200 лет назад, в Британии. Его создатель, выходец из Ирландии Джон Нельсон Дэрби пришел к выводу, что Бог в истории имеет двух разных проводников своей воли — Израиль и Церковь. Действует Он попеременно действует то с одним, то с другим. Все, что говорится в Библии, в том числе в Откровении Иоанна Богослова, об Израиле, следует относить именно к еврейскому народу, а не к христианской церкви конца времен.

Идеи Дэрби получили в начале XX столетия распространение в Соединенных Штатах Америки благодаря его последователю Сайрусу Скоуфильду, автору популярной Библии Скоуфильда, переведенной и прокомментированной в соответствии с учением Дэрби.

  Важнейшей чертой диспенсациализма является требование буквальной интерпретации Священного Писания. Если принять эту установку как данность, доказательно опровергнуть это эсхатологическое учение оказывается не так просто.

Большое значение для диспенсациализма имеет знаменитый фрагмент 9-й главы Книги пророка Даниила, в котором речь идет о точном времени исторического существования Израиля: "Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и  запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых " (Дан 9:24).

Диспенсациалисты говорят, и это фундаментальное положение их учения, что в Книге пророка Даниила говорится исключительно об Израиле, а не о Церкви.

В таком контексте совершенно особый смысл приобретает завершающий параграф той же главы: "И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя " (Дан 9:27).

Согласно диспенсациалистам, речь в этом фрагменте идет именно о восстановлении Израильского царства и вместе с тем о начале того ожидаемого всеми христианами страшного периода в истории человечества, подробное описание которого содержит "Откровение Иоанна Богослова".

Все описанные в этой книге события укладываются в семь лет — это та самая последняя седмина исторического существования Израиля, которая была отложена Богом после отвержения еврейским народом Христа до наступления последних времен.

В лексиконе евангелических проповедников заключительный период человеческой истории получил наименование tribulation, т.е. "страдания, невзгоды".

В это страшное семилетие, особенно в его последнюю половину, когда будет разорван договор Израиля с Антихристом, на погрязшее в грехах человечество будет излит гнев Господень: люди столкнутся с многочисленными природными катаклизмами, землетрясениями, кровопролитными войнами. Конец этому периоду и принесет Второе Пришествие Христа вместе со святыми на землю, после чего  следует ожидать обращения оставшейся в живых части иудеев в христианство и тысячелетнего Царства праведников.

  Однако возникает закономерный вопрос, а зачем христианам надлежит стремиться к воссозданию Израиля, предвидя, что следствием этого события окажется мировая катастрофа?

В ответе на этот вопрос и заключается наиболее загадочный пункт диспенсациализма, по крайней мере преобладающего в нем течения.

Дело в том, что когда наступит "страшное семилетие", истинных, "дважды рожденных" христиан на земле не окажется. С наступлением последней седмины истории Израиля, приостановленной Первым Пришествием Христа, еще до начала ужасов и катастроф (впрочем, как раз по поводу точных сроков этого события внутри диспенсациализма имеются разногласия) Церковь исчезнет с лица земли, христиане вознесутся в воздух, где вместе с воскресшими из мертвых праведниками будут пребывать все семь последующих лет.

  Этот пункт эсхатологического учения также имеет текстуальное подтверждение, правда, уже не в Ветхом, а в Новом Завете, именно в Первом Послании апостола Павла Фессалоникийцам: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем " (I Фес  4: 15–17).

Если придерживаться буквального чтения Священного Писания и тем самым полагать в будущем наступление тысячелетнего Царства, то приходится заключить, что описываемое апостолом событие должно расходиться по времени с так называемым миллениумом. Поэтому весьма логично предположить, что и делает большая часть теологов-диспенсациалистов, что взятие христиан живыми на небо (rapture) произойдет до наступления того, что мы привыкли называть Апокалипсисом.

Америка против "империи конца"

  Трудно говорить за богословов, в какой мере оправдана такая трактовка Священного Писания. Однако есть в ней две вещи, которые вызывают не столько недоумение, сколько оторопь.

Во-первых, немного жутковато представлять себе праведников, блаженно пребывающих на небесах в тот момент, когда все остальное человечество (и все дети, еще не успевшие "дважды родиться") переживает величайшие бедствия. Россиянам вслед за Владимиром Соловьевым, изобразившим в своей предсмертной "Краткой повести об Антихристе" картину последних времен, наверное, привычней думать, что праведникам в "конце времен" нужно будет стараться уберечься не столько от гнева Господнего, сколько от соблазнов антихристова царства.

"Дважды рожденным" протестантам новая проверка на прочность не требуется — от падений и соблазнов они раз и навсегда застрахованы.

Во-вторых, учение диспенсациалистов удивляет еще и потому, что заставляет совершенно другими глазами взглянуть на миросозерцание значительной части американцев.

Очевидно, что немалая их часть заранее освободила себя от всякой ответственности за будущее планеты. Хотя американские религиозные фундаменталисты настроены чрезвычайно агрессивно по отношению к секулярной Европе, России, исламу, они, в отличие от "неоконсерваторов", весьма далеки от грез об американском владычестве над миром и о глобальной империи.

О какой империи вообще может идти речь в ситуации приближающегося конца света, когда всей христианской церкви (то есть евангелическим христианам — баптистам, методистам и пятидесятникам) надлежит в скором времени покинуть эту землю?

Многие протестантские толкователи Апокалипсиса предполагают, что начало "седьмой недели" окажется и в самом деле отмеченным возникновением "новой мировой империи", но править ею будет Антихрист.

Наиболее вероятный кандидат на роль "империи Антихриста" — Европейский союз, органы власти которого, по мнению фундаменталистов, представляют собой в зародыше мировое правительство. Политика верных своему религиозному призванию Соединенных Штатов не может иметь с такой мировой империей ничего общего.

Но какую в таком случае роль отводят американские проповедники своей стране?

Вот это очень непростой вопрос. Вся проблема здесь в Армагеддоне, с которым отождествляется война Израиля с Гогом, предсказанная пророком Иезекиилем. Из учения диспенсациалистов не вытекает со полной ясностью, будут ли в этой войне участвовать христиане на стороне Израиля или Израилю придется сражаться в одиночку.

Похоже, что чаша весов для протестантов склоняется в сторону первой позиции и в этом выборе немалая заслуга таких людей, как Билли Грэм и особенно Хэл Линдсей, религиозный проповедник, политический комментатор и научный фантаст в одном лице.

2003 г.

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.