Филипп Щипков

В Германии обсуждают социальное учение РПЦ

Фонд Аденауэра выпустил сборник материалов конференции 2001 года, а в эти дни проводит международную конференцию в г. Мюль на Руре.

В Петербурге вышли в свет материалы российско-германской конференции "Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере", организованной Гете-институтом совместно с петербургским отделением Фонда им.Конрада Аденауэра.

Эта конференция (декабрь 2001) стала первой в цикле целой серии проектов Фонда Конрада Аденауэра, посвященных богословию и практике Русской Православной Церкви в контексте ее вклада в современную социальную этику. Вторая конференция под названием "Сколько социальной этики нужно Российскому обществу?" прошла в декабре прошлого года. А в эти дни (19-20 февраля) в Германии проходит организованная Фондом Аденауэра международная конференция "Начало новой эры? Социальная доктрина Русской православной церкви Августа 2000", организуемая Фондом Конрада Аденауэра. В ее работе принимают участие главный редактор портала "Религия и СМИ" Александр Кырлежев и главный редактор "НГ-религий" Марк Смирнов. Известно, что организаторы нынешней конференции ставят себе задачей проанализировать развитие социальной мысли в Православии за два года, прошедшие с момента оглашения "социальной доктрины" РПЦ.

Надо напомнить, что именно по инициативе Фонда Аденауэра уже в 2000-м году был сделан немецкий перевод "Основ". Благодаря этому социальная концепция РПЦ вызвала в немецком обществе дискуссию, не менее оживлённую, чем в России.

На конференции "Социальная этика: общественность индивида, общественных организаций, церкви и государства в социальной сфере" (декабрь 2001 года) были достаточно широко представлены социальные проекты Петербургской митрополии, многие из них осуществляются совместно с западными благотворительными организациями. Здесь епархиальный отдел по благотворительности и социальному служению возглавляет протоиерей Александр Степанов, в докладе которого дана оценка основных проблем в сфере социальной политики. В своем выступлении он подчеркивал, что несовершенство законодательной базы сегодня создает препятствия для более активного социального служения клириков и мирян. "Законодательная база кооперации церкви и государственных учреждений в проведении социальной деятельности остаётся по-прежнему довольно слабой, поскольку в законах не указаны прямые механизмы действия церковных инициатив в государственных учреждениях", — отметил он.

В теоретической части конференции наиболее интересны выступления немецких ученых М.Кляйнеберга и П.Козловски, в которых речь шла о том, как в современном мире религиозные ценности влияют на общественную солидарность. На конференции также много говорилось о традициях западного и восточного христианства в понимании социальной миссии Церкви.

Бесспорно, что с точки зрения западного наблюдателя РПЦ значительно более пассивна в сфере социального служения, чем католики или протестанты. Именно эта проблематика затрагивалась во многих выступлениях. Ее обозначил во вступительном слове Ульрих Шенинг, генеральный консул Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге. "У нас на Западе есть мнение, что православная церковь более других погружена в трансцендентные вопросы веры и, лишь исходя из них, вырабатывает инициативы в социальной сфере", — подчеркнул он. Людмила Булгакова, историк социальной работы в России, в своем докладе резко противопоставила западный идеал успешности и процветания, основанный на "протестантской этике" и русский идеал святости, основанный, по ее мнению, на бедности и пренебрежении земными благами. С этой точкой зрения полемизировали как представители немецких протестантов, так и священники РПЦ. "В докладе Л.Булгаковой настолько резко противопоставлена православная этика этике христианского Запада, — сказал прот.Владислав Цыпин, — что можно подумать, что либо на Западе не читали Евангелие, либо читали какое-то совсем другое Евангелие, или его как-то совершенно превратно понимали. Но в действительности это, разумеется, не так".

"В Западной Европе сегодня велик интерес к социальному учению РПЦ, — сказал корреспонденту портала "Религия и СМИ" один из организаторов нынешней конференции в Германии социолог Константин Костюк. — Здесь хотят понять: в каком направлении развивается социальная мысль православных. Восточное и Западное христианство имеют разные векторы духовного устремления, духовного порыва. В Европе вся конституция религиозного сознания нацелена на социальную активность, приоритетна деятельность человека, его поступки как условие его спасения. Восточно-христианское сознание делает акцент на качестве внутренней духовной жизни, как главном условии спасения. И это существенно влияет на социальную активность православных, ограничивает ее. Русская Православная Церковь имеет богатый опыт как Церковь веры, но у нее в силу известных исторических обстоятельств, слишком мал опыт самостоятельности как общественного субъекта".

Выступая на конференции в Петербурге в 2001 году, протоиерей Всеволод Чаплин, один из членов рабочей группы по выработке "Основ социальной концепции РПЦ", подчеркивал, что многие темы этого документа должны в дальнейшем получить более глубокое богословское обоснование. В этом плане проекты фонда Аденауэра, вокруг которых собираются и светские и церковные специалисты — историки, социологи, социальные философы — безусловно, полезны. Для западных социологов — это возможность узнать в каком направлении движется современная православная социальная мысль. Для российских участников — возможность почувствовать тот интеллектуальный контекст, в котором на Западе воспринимают "социальную доктрину" РПЦ.

 

Источник: "Религия и СМИ ", 21 февраля 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.