Главная ?> Повестка дня ?> Стратегические инициативы ?> Антропоток ?> "Антропоток" — это ... ?> Антропоток. Определение, структура, механизм регуляции

Антропоток. Определение, структура, механизм регуляции

Антропоток — это процесс перемещения людей из одного социокультурного состояния в другое

На сегодняшний день существует несколько определений АП, наиболее употребительными из которых являются два. Одно исходит из семантики слова (антро поток — перемещение людей) и сводится к рассмотрению процессов миграции. Другое — более общее — затрагивает процессы сопутствующие собственно миграции и/или связанные с ней и социокультурные процессы в целом[1]. Опираясь на вторую трактовку, хотелось бы уточнить определение АП и сделать его не таким крайне расширенным как определение Переслегина, но и не сужать его до рассмотрения только функций изменения базовых идентичностей по Градировскому. Иначе говоря, рассматривать процессы, которые обуславливая АП, тем не менее, не обязательно приводят к изменению СК-ядра.

Любые характеристики СК-процессов представляют собой интегральные кривые, построение которых начинается с анализа информации об отдельных людях, составляющих миграционный поток, живущих на определенной территории, принадлежащих тому или иному социуму, etc.

Характеристики АП также являются интегральными кривыми, описывающими СК-процессы, которые определяют СК-профиль[2] той или иной территории или — с более широкой точки зрения — той или иной человеческой общности (социума), не обязательно связанной одной территорией.

Если набор таких характеристик, изменение которых ведет к изменению СК-профиля, определить как СК-состояние, то приходим к определению:

Антропоток — это процесс перемещения людей из одного социокультурного состояния в другое.

При таком подходе возможно структурировать АП следующим образом — разделить его на исходящий, входящий и локальный.

Исходящий АП — потеря определенных смыслов (СК-характеристик) вследствие либо потери их носителей (исходящая миграция, утечка мозгов), либо замещения их другими смыслами, привнесенными входящим АП.

Входящий АП — собственно миграционный поток, несущий в себе отпечаток СК-профиля другой территории.

Локальный АП — текущее состояние, которое описывается через социопроцессы на данной территории или в данном социуме. Влияет на локальный АП также и поток смыслов (характеристик, определяющих СК-профиль), транслируемый на данный социум извне и не связанный непосредственно с миграцией.

В таком случае социокультурное ядро — это такой локальный антропоток, при котором изменения СК-состояний не приводят к смене базовых идентичностей. Например, изменение половозрастной или квалификационной характеристик.

Проблемной зоной является область столкновения локального АП с входящим потоком. Происходить это может:

A. На территории государства и тогда процесс тесно связан с иммиграцией (примеры очевидны).
B. На территории другого государства, когда ставится задача изменения СК-ядра находящегося там социума.
C. Без привязки к определенной территории при трансляции смыслов одним социумом на другие для изменения СК-профилей в своих целях.
D. На «чужой территории», содержащей то же самое СК-ядро (диаспору), изменения которого влияет и на СК-ситуацию метрополии.

В целях принятия конкретных управленческих решений для регулирования антропотока необходимо построить профили локального и входящего потоков и проанализировать их расхождения.

При (А) — это перераспределение миграционного потока с целью сохранить качественное значение нужного параметра при его количественном изменении, т.е. сохранить профиль при изменении ландшафта. Например, количественно население увеличивается (или уменьшается), а соотношение различных национальностей остается прежним или меняется в нужную (государству) сторону. К той же модели относится и формирование, структурирование необходимого входящего АП за пределами государства[3].

(В) хорошо иллюстрируется примером Румыния-Молдова. Больше 10 лет практически идет смена гражданской идентичности для воплощения идеи «Великой Румынии» через смещение акцентов национальной идентичности. Все жизненно важные характеристики СК-ядра оказались под сильнейшим давлением. В итоге произошел отказ от «молдавского» в пользу «румынского»[4]. Государственная символика — флаг, гимн; язык — переход на латиницу; образование — от школьных программ, где «историю Молдавии» сменила «история Румынии» до тысяч мест в румынских ВУЗах для молдавской молодежи; крайне облегченная процедура получения румынского гражданства и, наконец, церковь —  приходы румынской патриархии против приходов РПЦ.

Типичное проявление (С) — культурная экспансия США в мире, в том числе на европейские страны и Россию. Защита от такого входящего потока смыслов, не связанного с миграцией, — тема отдельного разговора.

В случае (D) — на СК-ядро диаспоры (ее локальный АП) происходит давление и постепенное размывание его со стороны локального АП территории, на которой оно находится, который для диаспоры становится «входящим». Необходимой становится подпитка со стороны метрополии, выраженная в поддержке культуры, языка, образования, религии[5]. Решение этих задач необходимо для построения национальных миров, в частности — Русского мира.

декабрь, 2002


[1] Из интервью С. Градировского группе «Конструирование будущего»: "Изначально антропотоком именовалось изменение количественных и качественных параметров какого-либо локального социума. Затем теоретической группой Сергея Переслегина была очерчена другая сторона этого явления — под антропотоком было предложено понимать любое изменение параметра, описывающего социосистему. Это было крайне расширенное толкование. И вот совсем недавно мы пришли к согласию, что под антропотоком мы понимаем любой социокультурный процесс, ведущий к смене набора базовых идентичностей; для социо-культурного образования это звучит как — ведущий к трансформации социо-культурного ядра".

[2] Заметим здесь, что использование термина «профиль» более предпочтительно, чем «ландшафт», поскольку профиль определяется таким процессом освоения, как СК-переработка, а СК-ландшафт — СК-преобразованием. См. подробнее Сергей Градировский, Татьяна Лопухина «Исторические типы СК-переработки». То есть изменение ландшафта не всегда приводит к изменению профиля.

[3] См. выступление А.И. Неклессы на экспертном семинаре. Мальта, 2002 г.

[4] Молдаване левого берега не признают себя румынами и стараются сохранить хотя бы молдавский язык, который исторически был на основе кириллицы.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.