Главная ?> Повестка дня ?> Итоги и прогнозы ?> Итоги 2007 года ?> Относительные успехи
Денис Квасов

Относительные успехи

Уходящий 2007 год стал для поволжских автопроизводителей знаковым — окончательно оформилась стратегия взаимодействия с иностранными партнерами, определились с будущими планами все игроки российского авторынка, экспансия зарубежных концернов убедила в своей неизбежности даже самых ортодоксальных поклонников исконно отечественных машин

Официальные итоги года еще не подведены, но некоторые предварительные выводы сделать вполне возможно. Результаты продаж отечественных автозаводов выглядят позитивно, но на фоне рекордных темпов роста реализации иномарок подвиги АвтоВАЗа, ГАЗа и других российских автопроизводителей явно бледнеют. Впрочем, уже сам факт, что АвтоВАЗ сумел преодолеть затяжной кризис сбыта и нарастить (в абсолютных цифрах) объем продаж в России, отраден. За 11 месяцев внутри страны было продано более 600 тыс. автомобилей Lada, по итогам года цифра должна вырасти до 660 тыс. (против 625 тыс. за весь прошлый год). Таким образом, при достижении этих планов рост сбыта АвтоВАЗа составит 7,2%. Это, конечно, не 60 с лишком процентов, которые в очередной раз продемонстрировали иномарки, но все же гораздо лучше итогов 2006 года, когда реализация вазовской продукции сократилась на 3,5% по отношению к 2005 году. Комментируя нынешние показатели, исполнительный директор по продажам ООО "Группа АвтоВАЗ" Алексей Криворучко отметил: "Эти результаты позитивны для нашей компании. Они стали возможны благодаря постановке на производство и выводу на рынок новых моделей и комплектаций автомобилей Lada". В 2007 году тольяттинский завод порадовал своих поклонников долгожданной модернизацией десятого семейства — Lada Priora и несколькими модификациями Lada Kalina, что было подкреплено комплексом стимулирующих сбыт акций и массированной рекламной кампанией.

"Группа ГАЗ" тоже демонстрирует устойчивый рост основных показателей. Так, за первые три квартала 2007 года консолидированная выручка автохолдинга увеличилась на 30%. По словам главного финансового директора компании Вячеслава Шматова, по итогам года выручка составит примерно 150 млрд рублей. Особенно впечатляет рост в сегменте грузовых автомобилей (на 75%) и строительно-дорожных машин (на 45%). Что же касается легкового сегмента, то нижегородский завод постепенно снижает объемы выпуска старушки "Волги", в ближайшем будущем планируя заменить ее новой разработкой ГАЗ Siber на платформе Chrysler Sebring.

Группа "Северсталь-авто" активно развивает проекты с иностранными партнерами — Fiat, Isuzu, SsangYong. В 2007 году компания стала первым резидентом особой промышленной зоны "Алабуга" в Татарстане, где будет сосредоточено производство легковых и коммерческих моделей итальянской марки, а также производство коммерческих грузовичков японского партнера. В соответствии с планами главы компании Вадима Швецова, группа планирует развивать и собственную торгово-сервисную сеть. По мнению владельца "Северстали-авто", именно этот сегмент автомобильного рынка в будущем может стать наиболее перспективным, в то же время являясь практически не освоенным отечественными производителями.

Татарстанский производитель грузовой техники КамАЗ остается наиболее успешным и конкурентоспособным на мировом рынке российским автопроизводителем. На недавнем совете директоров компании был утвержден бизнес-план организаций ОАО "КамАЗ" на 2008 год. Завод планирует выпустить 65 тыс. автомобилей (вместе с модернизированными), объем предполагаемой выручки составит 127,8 млрд рублей. Из-за фактического достижения целей программы стратегического развития ОАО "КамАЗ", которая была рассчитана на период до 2010 года, совет директоров принял решение разработать новую программу. Скорректированная стратегия КамАЗа, как ожидается, будет представлена не позднее июля 2008 года.

Что же касается иностранных автопроизводителей, то их активность на российском рынке растет все более быстрыми темпами. Практически все крупные мировые концерны определили места будущих сборочных производств в России. Уже начал действовать завод Toyota в Шушарах под Санкт-Петербургом. Строятся предприятия GM, Nissan, Hyundai, VW, Mitsubishi, наращивают мощности Renault и Ford. Активно растет и импорт иномарок. По итогам 11 месяцев 2007 года в России продано уже почти 1,5 млн автомобилей иностранных марок, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 63%. На первом месте — Chevrolet с суммарными продажами на уровне почти 170 тыс. машин, на втором — Ford (155 тыс. автомобилей), на третьем — Toyota (132 тыс. машин). По итогам года общие продажи иномарок могут превысить 1,6 млн машин против 1,02 млн годом ранее.

Главным же новшеством уходящего года стала кооперация иностранных и отечественных производителей. Поняв, что самостоятельно на таком конкурентном рынке не выстоять, все поволжские автозаводы стали усиленно развивать совместные проекты с ведущими игроками международного уровня. АвтоВАЗ продает блок-пакет акций Renault, рассчитывая получить взамен технологии, документацию на новые платформы, двигатели и трансмиссии. "Северсталь-авто" наращивает обороты в проектах с тремя зарубежными партнерами. ГАЗ интегрирует в свою линейку модели ГАЗ Siber и грузовичок Maxus (английского производителя LDV, приобретенного ГАЗом в 2006 году), а также активно сотрудничает с международным производителем комплектующих Magna, совладельцем которой стал Олег Дерипаска. "Иж-Авто" собирает три модели корейского концерна Kia, сведя к минимуму выпуск фургончика на базе вазовской "четверки". Похожие процессы идут и в сегменте автокомпонентов. Сотрудничество с ведущими разработчиками и производителями комплектующих позволяет отечественным игрокам не только повышать качество и конкурентоспособность своей продукции, но и выходить на международный рынок, встраиваясь в глобальные сети поставщиков компаний — системных интеграторов. Первым этапом для многих из них становится сотрудничество с иностранными автосборщиками на территории России.

Одним словом, российский автопром, хоть медленно и не без проблем, но все-таки встраивается в международное разделение труда, перенимает мировой опыт, модернизирует свои мощности, перестраивает систему управления бизнесом и повышает свою конкурентоспособность. К примеру, президент АвтоВАЗа Борис Алешин объявил о планах завода к 2012 году удвоить выпуск автомобилей до 1,275 млн машин в год. Синергетический эффект от сотрудничества с Западом при умелом использовании может помочь отечественным производителям выстоять в условиях всеобщей глобализации. Иначе могут сбыться самые негативные прогнозы Минэкономразвития России. Напомним, руководитель департамента макроэкономического прогнозирования ведомства Андрей Клепач предрек увеличение к 2010 году импорта иномарок с нынешних 1,4 до 2 млн штук. Сборка автомобилей иностранных брендов в России, по его данным, вырастет до 1,2-1,3 млн машин в год. Отечественным автопроизводителям он прогнозирует сокращение совокупных объемов продаж до 600-700 тыс. "легковушек".

 

Источник: "Эксперт Online", 25 декабря 2007 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.