Революции по плану

Какие компании в новом году заставят говорить о себе

Переворотов на рынке от частных российских компаний в наступающем году ждать не приходится. Кажется, они уже все создали, что было по силам. Разве что откроются новые перспективы перед управляющими компаниями — у нас разрешат создавать частные хедж-фонды. Но в целом тон будут задавать мировые лидеры вроде Renault или Carrefour, а также структуры, подконтрольные гоcударству: «Газпром», Сбербанк.

В 2008 г. Renault увеличит продажи в России в 9 раз и перепрыгнет в рейтинге иноcтранных производителей с 7-го места сразу на 1-е. И это лишь самое маленькое следствие грандиозной сделки, которую Renault готовится провести в первой половине наступающего года. Речь о покупке блокирующего пакета акций АвтоВАЗа.

СДЕЛАЙТЕ НАМ МАШИНУ

Протокол о намерениях стороны подписали в декабре — заявлено, что после закрытия сделки Renault консолидирует результаты продаж марки Lada в своей отчетности. Изменится мировая иерархия: альянс Renault-Nissan обойдет компанию Ford со всеми ее многочисленными марками и окажется на 3-м месте. Впереди только GM и Toyota.

Но один престиж столько не стоит — за 25% акций стагнирующего гиганта французы выложат более $1 млрд. АвтоВАЗу деваться было некуда: модели не молодеют, и даже производство единственной по-настоящему новой машины, «Калины», вопреки планам не растет. А как решилась на такое Renault? Ни один иностранный автопроизводитель столько в Россию еще не вкладывал, никто не пытался взвалить на себя проблемы уже существующего завода. Но дело в том, что у французов в таких делах серьезный и вполне успешный опыт, напоминает автомобильный аналитик Ernst & Young Иван Бончев. В 1999 г. они купили румынские заводы Dacia и через пять лет превратили их в базу для производства мирового «бестселлера для бедных» Renault Logan. Операция обошлась в схожую с российской сделкой сумму — значит, и у нас Renault готовит не менее грандиозную перестройку. Вопрос, какую и когда.

Конечная цель — создать с использованием технологий Renault новую линейку моделей под славным брендом Lada. Быстро такие дела не делаются. Например, в 1990-х VW после покупки ?koda потратил три года, чтобы превратить древнюю ?koda Favorit в «почти Volkswagen» ?koda Felicia. Вероятно, Renault постарается ускорить процесс.

Всего через две недели после подписания предварительного договора французские инженеры прибыли на АвтоВАЗ, чтобы изучить ситуацию на месте, рассказывает директор тольяттинского агентства Autostat Сергей Целиков. Спешка может объясняться просто. Московский завод Renault не успевает за спросом — за машинами стоит очередь. Производство в Москве будет расширено не раньше 2009 г. А пока французы могут организовать сборку на тольяттинской площадке, легко превратив Logan в самую продаваемую иномарку. Обсуждалась возможность переноса «Калины» на другой конвейер, чтобы освободить для иностранцев самую современную на АвтоВАЗе линию, работающую сейчас вполсилы. Есть вариант сборки двух моделей на одном конвейере. Понятно, что АвтоВАЗу все это не слишком нравится (Logan лишь чуть-чуть дороже «Калины» и является ее прямым конкурентом). Но возможность требовать от сделки в том числе и немедленных дивидендов кажется аналитикам вполне логичной: миллиард на дороге не валяется, и тот, кто им рискует, вправе рассчитывать на многое.

ПОЧТИ WAL-MART

Многие в России ожидали ярких ходов от Carrefour еще в 2007 г. Первые гипермаркеты в Москве и Краснодаре, правда, пока не открылись, однако разведку компания уже провела. В конце ноября Carrefour Russia на сайте Headhunter.ru разместила объявления о вакансиях HR-менеджера, категорийных менеджеров, IT-специалистов — всего на 10 позиций в Москве и Краснодаре. Параллельно в информационной системе «СПАРК-Интерфакс» появились данные о зарегистрированном 6 апреля ООО «Карфур Рус», 99,9% которого принадлежит «Карфур Нидерланд Б. В.», зарегистрированной в Нидерландах.

Долго ли будет запрягать Carrefour? По практике работы в России Auchan Group, от начала рекрутерской кампании до запуска магазина проходит около года. Например, набор персонала в комплекс Auchan в районе Русаковской улицы в Москве стартовал в самом начале 2007 г., а его открытие запланировано на ближайшие недели. По этой логике первые гипермаркеты Carrefour должны открыться в конце 2008 г. Об интересе представителей Carrefour к торговой недвижимости в России заговорили еще в марте. В девелоперских компаниях Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko и Penny Lane Realty отмечали высокую активность Carrefour в поиске свободных участков под застройку и уже готовых площадок.

Конкурент у Auchan, в общем, появится серьезный. Carrefour Group — второй по величине розничный оператор в мире после американской Wal-Mart и номер один в Европе. Выручка компании за девять месяцев 2007 г. составила €66,7 млрд, число магазинов — 14 576, из них на гипермаркеты приходится 1101 объект, но они генерируют более половины выручки Carrefour Group — в разных странах показатель колеблется от 50 до 65%.

У Auchan тоже большая часть продаж приходится на формат гипермаркета, но Carrefour отличает гораздо более широкая экспансия в мире: 29 стран против 10. Carrefour активнее использует private labels — 33% в общем объеме продаж против 25%. Гипермаркеты Carrefour в среднем меньшей площади: 8000-11 000 м2  против 10 000-15 000 м2 у Auchan, но по числу ассортиментных позиций они с конкурентами практически на равных. Carrefour не так гонится за низкими ценами, как Auchan, зато предлагает более широкий спектр финансовых услуг: кредиты на учебу или автомобиль и даже ипотеку.

В пользу Auchan играет более ранний приход в Россию. Пока Carrefour прицеливалась, Auchan за четыре года работы добилась прекрасных результатов: девять российских гипермаркетов по итогам 2006 г. показали выручку $2,3 млрд. Сейчас у Auchan уже 15 гипермаркетов, а с приобретением 14 гипермаркетов «Рамстор» у турецкой Enka компания Auchan уже в 2008 г. попадает в тройку лидеров после Х5 и Metro Group.

Carrefour заходит на рынок в период, когда за гипермаркеты взялись уже все крупные российские ритейлеры — X5, «Магнит», «Седьмой континент», «Лента», «О'Кей», «Карусель». Два первых объекта, конечно, почти не изменят расклада на рынке, но говорить о себе Carrefour заставит — чем мировой ритейлер номер два хуже Media Markt, который год назад портил нервы российским продавцам бытовой техники и электроники еще до открытия своего первого гипермаркета?

СВОБОДУ ХЕДЖ-ФОНДАМ!

В 2008 г. на рынке коллективных инвестиций могут появиться принципиально новые продукты. Если спросить российских управляющих, что мешает им работать с деньгами инвесторов с полной отдачей, они наверняка пожалуются на слишком жесткое регулирование возможных объектов для инвестирования. С деривативами работать — нельзя, плечо использовать — нельзя, о зарубежных площадках и думать забудьте. А тут еще регулятор, как назло, решил серьезно ограничить деятельность объединенных фондов банковского управления (ОФБУ), которые своей свободной инвестдекларацией были похожи на западные хедж-фонды.

Тьма сгущается перед рассветом. Та же Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая ополчилась на ОФБУ, поддержав поправки в закон об инвестиционной деятельности, открыла простор для управляющих, которые будут работать с деньгами так называемых квалифицированных инвесторов, перечисленных в новой редакции закона об инвестфондах. Кто такие эти квалифицированные инвесторы, чьими деньгами (к их же пользе) можно будет распоряжаться более свободно? Дополнительные параметры отбора будут сформулированы в подзаконных актах. «По аналогии с западной практикой основными критериями станут опыт и активность работы на фондовом рынке, а также определенная сумма активов, — говорит управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин, — применимые и к институциональным инвесторам, и к клиентам-физлицам».

Для таких искушенных клиентов управляющим компаниям разрешено создавать фонды, аналогичные западным хедж-фондам. «Хороший хедж-фонд — это отнюдь не 1000% дохода или 95% убытка, как принято считать в России, — объясняет Алексей Большаков, руководитель подразделения продаж “ДВС Инвестмент”. — Это доходность на уровне LIBOR 3% на протяжении 5-10 лет при средней волатильности 3-4% в год». Таких результатов хедж-фонды достигают благодаря свободе в выборе стратегии, которая включает в себя использование инструментов срочного рынка, маржинального кредитования (работы с плечом) и инвестиций в активы по всему миру. Кроме нетривиальной стратегии ключ к успеху хедж-фонда — его управляющий. Кто первый рискнет вывести новаторский продукт на российский рынок?

У крупных УК («Ренессанс Управление инвестициями», «КИТ Фортис Инвестментс», «Тройка Диалог») есть неоспоримое преимущество: они уже обладают опытом работы с хедж-фондами, зарегистрированными в обход российского законодательства на экзотических островах. Но и небольшие компании, основанные выходцами из мейджоров, могут в поисках своей ниши претендовать на новый сегмент рынка.

А инвестиционные стратегии, связанные с инструментами срочного рынка и с использованием плеча, российские управляющие уже успели отработать в рамках доверительного управления. В следующем году у инвесторов, располагающих приличными свободными средствами (обычно от $1 млн), появится шанс прикоснуться к инвестициям haute couture. Для них нововведения ФСФР — настоящая революция. Только назвать управляющие компании, которые проворнее других воспользуются открывшейся возможностью и заставят о себе говорить, пока затруднительно.

ПОЧТОВЫЙ РЕНЕССАНС

Банковский проект года в 2008-м, скорее всего, будет реализован на почте. Когда-то «Почту России» рвали на части олигархи, затем ее оккупировал ведомственный Связь-банк, контролируемый предприятиями связи и близкий отвечающим за них чиновникам. Отдельные проекты почтальоны реализовали и с другими банками — например, с ХКФБ, «Русским стандартом». Теперь почтовая сеть, по количеству отделений вдвое превосходящая сеть Сбербанка, перешла под безраздельный патронаж государства.

Из 200 млрд руб., обещанных Владимиром Путиным на модернизацию «Почты России», существенная часть уйдет на создание серьезного розничного банка. Для нового главы «Почты России» Андрея Казьмина банковская тема гораздо ближе почтовой, да и команда со старого места работы — Сбербанка — готова следовать за бывшим начальником. Президент Связь-банка Геннадий Мещеряков находится сейчас в длительном отпуске. Правая рука Казьмина в Сбербанке Алла Алешкина может быть назначена руководителем Связь-банка в феврале — на собрании акционеров.

Связь-банк толком не успел снять сливки с работы на почте. Например, осенью он резко активизировал прием вкладов через свои офисы в почтовых отделениях. Реклама услуги «Вклад на почте» началась в конце октября, а на 1 декабря 2007 г. чистые активы банка увеличились по сравнению с октябрем на 46 млрд руб. Такой рост в трудное для рынка время в банке объяснили увеличением средств на депозитах. При этом в программе участвовало 4000 почтовых отделений из 42 000 имеющихся в наличии.

В отделениях «Почты России» сегодня можно открыть вклад, получить или погасить потребительский кредит, снять деньги через POS-терминал. Финансовые услуги, которые оказывает почта, формируют почти половину ее доходов. Однако их предоставляет около 30 банков-партнеров. Теперь процесс будет централизован.

Твердых гарантий, что розничный банк команды Казьмина заработает быстрее, чем его предшественник, конечно, нет. В том же «Сбере» на создание адекватных розничных продуктов у Казьмина ушло (с 1996 г.) почти восемь лет. Есть надежда, что на почте дела пойдут бодрее. В Сбербанке первые годы были потрачены на то, чтобы просто разобраться, что вообще в банке происходит. В Связь-банке сориентироваться проще.

Сам Сбербанк, кстати, имеет шансы стать банком года: там в результате многолетней работы все налажено, и мегапроект с кредитными карточками практически готов к запуску. Вопрос в том, справится ли с этой задачей новый глава «Сбера» Герман Греф. За политику банка в отношении крупных клиентов и проектов при бывшем министре экономики можно особенно не переживать. За розничные же программы тревожно: у Грефа до них могут банально не дойти руки. Хотя возможное появление в банке экс-зампреда по рознице «ВТБ 24» и МДМ-банка Ирины Бушевой несколько скрашивает картину.

Общий прогноз в любом случае один: 2008 год будет годом госбанков.

РЯДОМ С ГАЗОМ

Будет странно, если первый год президентства Дмитрия Медведева не ознаменуется успехами «Газпрома» — компании, где первый вице-премьер возглавляет совет директоров. Ставка делается на электроэнергетику и минеральные удобрения. Обе отрасли потребляют газ в огромных объемах. «Газпром» уже стал крупнейшим инвестором в энергетике. После ликвидации РАО ЕЭС в июле 2008 г. под контролем газовиков окажется около 30% производства электроэнергии.

Сейчас «Газпром» готовится образовать СП с угольной компанией СУЭК. Зачем оно газовикам? Дело в том, что на внутреннем рынке цены на газ в 2-3 раза ниже экспортных. Вместе с СУЭК «Газпром» переведет часть электростанций на уголь и высвободит значительный объем газа для экспорта.

Минудобрения — следующая цель. Соблазн получить контроль над отраслью велик: маржа от продажи 1000 м3  газа на внутреннем рынке составляет менее $5, тогда как маржа от продажи удобрений, сделанных из этого газа, — около $50.

Крупные производители удобрений явно стремятся зафиксировать стоимость своих компаний до того, как «Газпром» предпримет масштабную экспансию в отрасль. Ведь с газовиками торговаться непросто. У них в руках вентиль — несговорчивый партнер может просто остаться без газа. Не случайно владельцы «Акрона» и «Уралхима» так спешат c IPO, рассчитывая на оценки стоимости своих компаний в $1,5-2 млрд и $1 млрд соответственно.

Источник: www.smoney.ru № 49 (90) от 24 декабря 2007

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.