Ольга Воробьева, Евгений Гонтмахер, Жанна Зайончковская, Леонид Рыбаковский

Россия: миграционные вызовы XXI века

Стремительное сокращение трудового потенциала, наступающее вслед за его значительным ростом, — такова главная особенность трудоресурсной ситуации предстоящего десятилетия

На протяжении последних двенадцати лет Россия ежегодно теряла за счет превышения смертности над рождаемостью от 700 до 1000 тыс. человек. Со времени наступления депопуляции происходит также сокращение численности населения. Согласно переписи 2002 г. население России по сравнению с 1989 г. сократилось на 1.8, при том, что миграционный прирост за это время составил 5.5 млн. человек. Процесс сокращения численности населения продолжится еще многие годы. Согласно прогнозу Госкомстата население страны на начало 2011 г. составит в среднем — 138.2 млн. человек.

Сокращаться будет не только население, но и трудовой потенциал страны. Динамика численности населения в трудоспособном возрасте в пределах рассматриваемого периода противоречива. Вплоть до 2006 г., продолжится, наступившее в XXI веке, увеличение численности трудоспособных контингентов (на 2.6 млн. человек). Этот всплеск носит кратковременный характер, обусловленный благоприятной комбинацией поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него, и является последним увеличением трудоспособных контингентов в обозримой перспективе. Конечно, существенный прирост этой категории населения, происшедший в последние 2 года, улучшил ситуацию, благоприятствуя формированию благодушного настроения относительно будущего как в управляющих структурах, так и в обществе в целом.

Но уже через полтора-два года, т.е. с наступлением 2006г., начнется устойчивое сокращение трудоспособных контингентов, обусловленное резким падением рождаемости, начавшимся в начале девяностых годов XX столетия. Это относится и к призывным контингентам (мужчины 18-19 лет). В целом убыль трудоспособных контингентов будет быстро набирать темп — от -0.25% в 2006 г. до -1.2% с 2009 г. В 2010 г. численность населения в трудоспособном возрасте станет меньше на 3.6 млн. человек по сравнению с 2006г.

Стремительное сокращение трудового потенциала, наступающее вслед за его значительным ростом, — такова главная особенность трудоресурсной ситуации предстоящего десятилетия. Вследствие этого набирающее темпы экономическое развитие страны уже в ближайшие годы столкнется с дефицитом труда, поскольку соответствующая демографическому спаду альтернатива, такая как адекватный рост производительности труда, не может набирать силу соответствующими темпами. Это относится, прежде всего, к задаче удвоения ВВП, объем которого с 310 млрд. долларов США (9040.8 млрд. руб. в текущих ценах) в 2001г. должен возрасти к 2010г. до 620 млрд.

В предшествующие годы численность учтенного занятого населения сокращалась, в частности в 2001г. на 3.2% по отношению к 1995г. Но это сокращение было компенсировано ростом производительности труда. Правда в эти годы темпы ежегодного прироста ВВП в расчете на одного занятого составили лишь 2%. При сохранении подобных темпов роста производительности труда в ближайшие семь лет (до 2010г.) удастся увеличить за его счет объем ВВП менее чем на 20%. Остальной рост, если не повысятся темпы роста производительности труда, может быть достигнут  только за счет увеличения численности занятых.

В то же время, при сохранении современного уровня занятости производство ВВП в расчете на одного работника должно удвоиться и составить к 2010 году 9,5 тыс. долларов США, для чего ежегодный темп роста этого показателя должен быть не менее 9%. Такие темпы роста производительности труда российской экономикой не достижимы. Более того, и у тех стран, которые по тем или иным характеристикам сходны с Россией, темпы роста производительности труда в конце XX в. не превышали 5%. Ежегодный рост производительности труда в экономике России на такую величину (5%) может обеспечить прирост ВВП к 2010 году на 40%. В этом случае численность занятых должна быть увеличена на 60 % и составить 103,5 млн. человек.

Эта цифра превышает самый благоприятный вариант прогноза численности трудоспособного населения (Госкомстат РФ) на 24,3 млн. человек. Доля занятых в общей численности населения (по среднему варианту демографического прогноза 133 млн. человек) должна составить 78%. Это не реально.

Таким образом, появляется и усиливается разрыв между потребностью в занятых, необходимой для обеспечения удвоения ВВП к 2010 году и численностью собственных трудовых ресурсов страны. Сразу подчеркнем, что увеличение рождаемости в ближайшие 7-8 лет, каким бы заметным оно ни было, не скажется на динамике трудоспособного населения, поскольку родившиеся в этот период войдут в состав трудовых ресурсов лишь через 15-16 лет.

В зависимости от вариации показателей рождаемости и смертности и при нулевом сальдо внешней миграции в России к 2011 г. может проживать от 128 до 133 млн. человек. Согласно всем вариантам демографического прогноза Госкомстата России, ожидается резкое сокращение численности и доли населения в возрасте моложе трудоспособного. В результате доля населения в трудоспособном возрасте будет чуть выше 60 %, а его численность окажется в интервале от 77 до 79 млн. человек.

В ближайшем десятилетии едва ли возможно существенное расширение границ экономически активного населения за счет младших и старших возрастов. Активность младших возрастов будет снижаться в связи с оттоком молодежи на учебу, а средних возрастных групп может повышаться, вследствие роста спроса на рабочую силу. При этом определенные уровни занятости в домашнем хозяйстве и безработицы будут сохраняться. Активность старших возрастных групп за счет возможного повышения возраста выхода на пенсию и в связи с проводимой пенсионной реформой, скорее всего, возрастет. Но это может дать    незначительный прирост экономически активного населения. К тому же он в малой степени будет соответствовать качественным требованиям. Но даже при выполнении этих условий численность занятых в экономике при самых благоприятных сценариях не сможет превысить 65 млн. человек.

Иммиграция необходима и для укрепления геополитического положения страны.

Решение социально-экономических задач: осуществление существенного роста ВВП и на этой основе увеличение душевого производства и сокращение бедности — это та основа, на которой Россия сможет укрепить свой геополитический статус и достойно отстаивать свои национальные интересы. Это возможно, прежде всего, при сохранении России как самодостаточной в природно-ресурсном отношении страны.

Россия обладает огромными лесными ресурсами (общий запас древесины превышает 80 млрд. кб. м.), На её долю приходится 45% мировых запасов природного газа, 13% — нефти, 23% угля и т.д. Ей принадлежат самые большие в мире запасы пресной воды (только в Байкале объем пресной воды составляет 23 тыс. кб. км. или 1/5 часть мировых запасов). Считается, что Россия обладает пятой частью (21%) мировых запасов ресурсов. Прогнозные запасы ресурсов страны оцениваются в 140 трлн. долларов США. При удвоении ВВП их хватит более чем на 200 лет. Выгодное географическое положение (выходы в мировой океан на Европейском Севере и Дальнем Востоке), не говоря уже об оборонной стороне, позволяет России иметь огромный торговый и рыбодобывающий флот, вести эксплуатацию природных ресурсов прибрежных шельфов. Природные богатства России — это её плюс. Но размещение этих ресурсов в восточных и северных районах, большая часть которых слабо освоена, а значительные пространства мало пригодны для длительно проживания населения, — это её минус. Сохранение   природных   ресурсов   в   Азиатской   части   страны,   их использование нынешними поколениями, а также теми, которые будут жить и через 50-100 и более лет, требует поддержания определенного уровня заселенности или освоенности этих территорий.

Россия не сможет стать экономически мощной державой, обладающей необходимыми природно — географическими ресурсами, если не сохранит территориальную целостность. По всему периметру государства, начиная с Сахалинской области и заканчивая Калининградским анклавом, соседи претендуют на российские территории. Не затухают более пятидесяти лет притязания Японии на четыре Южно-Курильских острова, еще более давние споры с Китаем за принадлежность островов, разделяющих Амур на два русла. Будущее развитие отношений России с Казахстаном, Украиной и Белоруссией будет во многом зависеть от своевременного и обоюдовыгодного превращения в прошлом административных границ в государственные. Прообраз возможных будущих разногласий — недавняя ситуация на Азовском море. На всех границах с прибалтийскими государствами, включая и Калининградскую область, возможны территориальные споры, если приграничные страны, как и Россия не будут соблюдать Хельсинские соглашения. Очевидно, что приграничные районы тем больше вызывают соблазн, чем меньше они заселены гражданами России.

Сохранение территориальной целостности России, естественно, будет зависеть от её оборонного потенциала, укрепление которого и в настоящее время, несмотря на новые средства обороны, невозможно без сравнительно большой и профессионально подготовленной армии. Уже ныне потребности вооруженных сил не обеспечены призывными контингентами. К концу первого десятилетия XXI века комплектование вооруженных сил станет одной из труднейших задач. Если в 2002-2006гг. численность лиц, достигших призывного возраста, включая и женщин, ежегодно  составит  2.3-2.4  млн.  человек,  то,  начиная  с 2010г.,  она снизится до 1.3-1.4 млн., причем годных к службе мужчин окажется (инвалидность, болезни, отсрочки и др.) менее полумиллиона.

Поддержание национальной безопасности невозможно без контроля и охраны государственных границ. Россия обладает примерно вдвое меньшим по сравнению с бывшим СССР демографическим потенциалом и одновременно почти такой же протяженностью границ. Длина морских и сухопутных границ составляет 61 тыс. км. (38.8 тыс. морских и 22.1 тыс-континентальных). Из них более 13.5 тыс. км. не оформлены в соответствии с международным правом. Значительная часть сухопутных границ «прозрачна», т.е. открыта для перехода из сопредельных стран. Через многие участки государственной границы в Россию как потребителю и как стране-транзиту переправляют наркотики из Центральной Азии и Закавказья, завозится и вывозится оружие, взрывчатые вещества, без усилий проникают нелегальные мигранты, перемещаются участники трансграничных организованных преступных групп, террористы, чеченские боевики, идут потоки контрабанды, в первую очередь алкоголь, табачные изделия и т.д. В 2001г. через границу не было пропущено более 91 тыс. человек, причем 4.5 тыс. задержано с поддельными документами. Выдворено с территории России за нарушение правил пребывания 45 тыс. человек, из них в сопровождении 5 тыс. человек, 1,5 млн. человек привлечены к административной ответственности за нарушение правил пребывания. Решение соответствующих задач зависит от обеспечения пограничных войск и таможенной службы необходимыми техническими средствами, обустройства новых (более 11 тыс. км.) участков границ и др. Но все это нуждается в достаточных людских ресурсах, а они черпаются из тех же возрастных контингентов, из которых формируются вооруженные силы и другие силовые структуры.

Очевидно, что решение социально-экономических задач, стоящих перед страной, и обеспечение геополитических интересов России в современном мире обусловливают необходимость ежегодного притока иммигрантов. Без этого не могут быть достигнуты ни стабилизация численности населения России (цель, сформулированная в Концепции демографического развития РФ до 2015 г.), ни поддержание трудового потенциала на уровне, достаточном для устойчивого экономического развития, ни обеспечение обороноспособности страны. Решение этих взаимосвязанных задач сводится как к приему мигрантов, будущих  граждан России, прежде всего, из стран нового зарубежья, так и к привлечению трудовых мигрантов, обладающих определенными  социальными параметрами, на временной основе.

Дополнительное население необходимо для покрытия острого дефицита трудовых ресурсов и заселения приграничных и слабо освоенных, но обладающих богатыми природными ресурсами территорий. В центральных районах страны давно иссякли переселенческие ресурсы. Более того, эти районы сами нуждаются в оздоровлении демографической ситуации и привлечении мигрантов. Стало быть, дополнительное население, в т.ч. и трудоспособное, может быть получено только извне, т.е. при помощи иммиграции.

По этому вопросу уже нет разногласий среди специалистов. Независимо от характера миграционной политики, пригодные для жизни пустеющие территории все равно будут заселены — слишком велик пресс общего роста численности населения земного шара и особенно стран примыкающих в российским границам. 

В условиях   нарастающей глобализации Россия не может не считаться с теми изменениями и тенденциями, которые происходят в мировом сообществе. Прежде всего, в населении земли возрастает доля стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и ряда других регионов. Россия с её огромными слабо освоенными пространствами оказывается в весьма невыгодном положении, поскольку на юге и востоке она граничит с государствами, имеющим высокую плотность быстро растущего населения. Только в приграничных с югом Дальнего Востока районах Китая проживает свыше 100 млн. человек. За пределами южных границ России формируется мощное сообщество исламских государств.

К середине XXI века в Казахстане, Средней Азии, Азербайджане, Афганистане, Ираке, Саудовской Аравии, других арабских странах зоны Персидского залива, Иране, Пакистане и Турции численность населения превысит 1 млрд. человек. Концентрация многомиллионных армий безработных в этих странах может существенно изменить геополитическую ситуацию, вызвать мощную миграционную экспансию, на которую Россия должна будет реагировать в соответствии с международными нормами и обязательствами. Для России эти миграционные процессы не будут только её внутренним делом. Они уже становятся предметом интереса международного сообщества. Очевидно, что Россия должна направить миграционные процессы в русло её собственных национальных интересов, т.е. своевременно определить направления внешней миграционной политики.

Современная миграционная стратегия России заключается в обеспечении миграционного прироста населения для обеспечения экономического роста, хозяйственного освоения и заселения территорий, имеющих геостратегическое значение, а также пополнения образовательных, воинских и других контингентов. Для реализации стратегических задач необходима миграционная политика, соответствующая современным и перспективным российским реалиям.     Цель этой политики, а она должна быть сформулирована и одобрена на государственном уровне, — обеспечение прироста численности населения за счет иммиграции в объемах не меньших, чем его естественная убыль, и      расселение мигрантов в соответствии с геополитическими интересами России.

Основные      задачи      миграционной      политики     могут      быть сформулированы следующим образом:

Обеспечение условий для легализации (законного оформления) иммигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации после распада СССР из бывших союзных республик и проживших на ее территории более 3-х лет и интеграции их в новую социальную среду.

Привлечение, стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию для обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Содействие натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечения их в российский социум. Приоритет необходимо обеспечить гражданам государств-членов СНГ.

— Интеграция Российской Федерации в международный рынок труда, привлечение и использование на внутреннем рынке труда иностранной рабочей силы. Защита прав трудящихся —мигрантов.

— Целенаправленная  деятельность   по   формированию   у  россиян толерантного отношения к мигрантам.

Наряду    с    этими    направлениями    политики,    связанными    с    увеличением    миграционного    прироста    населения,         необходимо обеспечение      контролируемости      иммиграционных      процессов     в Российской Федерации. Для этого, прежде всего, необходимо разработать простые и доступные методы регистрации мигрантов, а также гибкие и  простые методы оформления иностранной рабочей силы.

— В рамках миграционной политики должны быть определены  также адекватные   меры   и   инструменты   для   ее   проведения.   Нынешняя миграционная  политика и реальные действия  по  её осуществлению далеки от их соответствия национальным интересам России.     К   2004 году ситуация в этой области    ухудшилась,    усилились    негативные тенденции   в   регулировании   миграционных   процессов.   Устаревший экономический инструмент оказания помощи при обустройстве в России, опирающийся на статус вынужденного переселенца, ничем не замещен.

Без этого миграционный приток из стран СНГ будет продолжать сокращаться. В частности, сократилось признание «экономических мигрантов» в качестве вынужденных переселенцев. В 2003 году уменьшилось не только общее количество обратившихся за статусом вынужденного переселенца (в три раза по сравнению с предыдущим годом и в 14 раз — с 2001 г.), но и доля получивших этот статус среди обратившихся с ходатайством (от 80% в середине 90-х годов до 30 % — в 2003г.). В результате общая численность получивших статус вряд ли превысит 3 тыс. человек. Это практически в 100 раз меньше, чем в «пиковом» 1993 году.

Медленно увеличиваются масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Если в 2002 г. количество официально привлеченной иностранной рабочей силы увеличилось практически на треть (с 240 до 359 тыс. человек), то в 2003 году рост был незначительным (380 тыс. человек, по предварительным данным).

Фактическое число трудящихся-мигрантов (с учетом незаконных) осталось по-прежнему на уровне примерно 3-х млн. человек. Меры, примененные в 2001г. к работодателям и работникам, направленные на «выведение их из тени», были эффективны лишь на протяжении года, а затем с 2002 года утратили свою роль. По-прежнему и те, и другие предпочитают сохранять нелегальные взаимоотношения. Основные    недостатки    действующих    механизмов: громоздкий, многоступенчатый, длительный (более 3-6 месяцев) порядок оформления разрешений, отсутствие региональной, отраслевой и сезонной дифференциации платы за привлечение и использование иностранной рабочей силы и др.

Изменились направления и объемы потоков внутренней миграции. Продолжается миграционный отток населения, в том числе и тех, кто относится ко второму и третьему поколениям родившихся, из южной полосы Дальнего Востока, районов Северо-Востока, Восточной Сибири, Европейского севера. Особенно оголена ныне Чукотка (численность населения сократилась втрое). В целом на Севере России разрушается демографический и трудовой потенциал, приспособленный к производственной структуре и адаптировавшийся к природным условиям.

Получение права на временное проживание, вида на жительство и гражданства продолжает оставаться крайне сложным и непреодолимым для большинства иммигрантов. В результате за 9 месяцев 2003 года разрешение на временное проживание получили только 2,9 тыс. человек, вид на жительство около 140 тыс., российское гражданство в упрощенном порядке 32 тыс. человек, на основании межгосударственных соглашений 4,9 тыс. человек.

По данным Госкомстата РФ, получающего сведения о прибывших и выбывших с территории Российской Федерации из МВД России (данные паспортных столов), общая численность прибывших по предварительным данным составила — 140 тыс. человек, а миграционный прирост — 35 тыс. человек. Для сравнения в 2001 году — прибыло 193,5 тыс. человек, выбыло 121,2 тыс. чел, миграционный прирост 72, 3 тыс. человек., в 2002 году прибыло 184, 6 тыс. человек, выбыло 106,7 тыс. человек, прирост 77,9 тыс.человек.

При сложившейся системе учета все остальные въехавшие граждане Российской Федерации и иностранные граждане, не попавшие в поле зрения паспортных столов, могут быть квалифицированны как нелегальные мигранты. При этом, основания для въезда у всех без исключения граждан из стран с безвизовым режимом въезда в Россию, абсолютно законные. Легализации их пребывания препятствует сложившаяся система регистрации и учета пребывания. А это, в свою очередь является одной из главных причин криминализации    в   среде   иммигрантов.    Политика   сдерживания нелегальных потоков мигрантов в ситуации нарастания угрозы международного терроризма безусловно нужна, но её непродуманность на практике приводит к росту нелегальной миграции и сокращению миграционного прироста населения, тогда как России нужна политика привлечения и интеграции мигрантов.

Для обеспечения трудовыми ресурсами развивающейся экономики, увеличения вдвое и более ВВП, необходимо в большей мере использовать иностранную рабочую силу. Этот шаг требует меньших затрат средств, чем привлечение иммигрантов и их интеграция в российский социум. Другое преимущество —минимальные затраты на подготовку кадров и создание социальной инфраструктуры. Вместе с тем, с трудовой миграцией связан вывоз заработанных средств в государства выхода. Нелегальное использование труда иностранных рабочих ведет к уклонению от уплаты налогов, нарушению законов о труде, прав иммигрантов, криминализации экономики, распространению болезней, торговле наркотиками др.

Выход из сложившейся ситуации — в обеспечении простой процедуры регистрации (без разрешительной функции), более жесткой политики по отношению к работодателям, в том числе и с целью взимания налогов, в создании механизмов обеспечения жилыми помещениями для временного проживания иностранных работников. Решение этих проблем сведет к минимуму нелегальное использование иностранной рабочей силы, а значит и сократит объемы нелегальной миграции. В условиях России ни депортации, ни штрафы не дадут никакого позитивного эффекта для сокращения нелегальной иммиграции, напротив штрафные санкции ее стимулируют, так как ведут к росту коррумпированности милиции и др. контролирующих органов.

Одновременно с процессом упорядочения использования иностранной рабочей силы необходимо разработать и принять меры для стимулирования притока населения для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Как уже отмечалось, для поддержания стабильной численности населения России ежегодный объем миграционного прироста должен быть не меньше ежегодной естественной убыли (разница между числом родившихся и числом умерших). Начавшийся рост чисел родившихся, даже при сохранении крайне высокого уровня смертности, проецирует величину миграционного прироста в 500-600 тыс. человек в среднем за год. Преобладающую часть миграционного прироста в ближайшие 7-8 лет могут обеспечить государства, возникшие на постсоветском пространстве.

Различные исследования, проведенные в Казахстане, где проживает наиболее многочисленная русская диаспора, показывают, что из этого государства в течение 7 лет (до 2011 г.) может выехать 20% русских. Очевидно, это максимально возможная величина. Она составляет 1 млн. человек. Потенциал Средней Азии может быть оценен в 500 тыс. человек, большая часть которого приходится на Узбекистан. В странах Закавказья ситуация крайне нестабильна. Там не проводились социологические обследования миграционного поведения русских. Но даже по статистическим данным видно, что подавляющее большинство мобильных русских оттуда выехали. Оставшийся потенциал, вероятно, не превышает 100 тыс. человек.

В странах Балтии русские, несмотря на активное протестное поведение, даже в начале 90-х годов не стремились оттуда уехать. Основную часть выехавших составили военнослужащие. В последние годы выезд русских из прибалтийских республик практически прекратился,   главным  образом  из-за значительно  более  высокого уровня жизни. Поэтому в перспективе не приходится рассчитывать на приток русских оттуда.

Наибольший интерес представляет Украина, где проживает наибольшая часть русских, сосредоточенных в постсоветских странах. По данным украинской статистики, Украина «отдала» России в 1990-2002 г.г. 360 тыс. русских. Согласно российским и украинским оценкам численность трудовых мигрантов из Украины в Россию составляет 1-1.5 млн. человек. Опираясь на обследования в Москве (2002 г.), можно считать, что половина из них — от 500 до 750 тыс. — русские. Из этого числа не менее половины живут в России постоянно. Мигранты из Украины выбывают не только в Россию, конкурентом которой выступает миграция украинских русских в страны Восточной Европы и Средиземноморья, в Израиль и Германию. Это, оценочно около 500 тыс. Суммарные потери Украины, скорее всего, составляют примерно 1.2 млн. человек.

При сохранении данной интенсивности выезда (примерно 1% в год) потенциал Украины составит 700 тыс. на 7 предстоящих лет, из которых на Россию придется около 400 тыс. человек. Но и этот потенциал под большим вопросом. Дело в том, что демографическая ситуация в Украине не лучше, чем в России, и в случае стабильного подъема её экономики миграционный приток оттуда в Россию может резко упасть.

Ситуация в Молдавии сложная. В 1993 г. из Правобережной части страны хотел уехать каждый четвертый русский, но в 1996 г., когда острота конфликта спала, — только каждый десятый. Из Приднестровья никто не хотел уезжать. Кроме того, с молдавским паспортом довольно легко уехать на Запад. Выезд из Молдавии при мирном урегулировании раскола страны не достигнет и 100 тыс. человек. В Белоруссии сосредоточено 1.3 млн. русских. Но, во-первых, она расположена на оси главного западного вектора движения русских, во-вторых, пока нет никаких признаков, которые бы свидетельствовали о том, что можно ожидать притока русских из этой страны.

В итоге потенциал нетто-миграции русских из стран СНГ и Балтии в семилетие 2005-2011 г. может быть оценен не более чем в 3 млн. человек, из которых на долю России придется не более 2.5 млн., что вместе с другим русскоговорящим населением в среднем за год может составить 350-400 тыс. человек. Будет ли это население ориентировано на Россию или предпочтет либо остаться в своей стране, либо уехать в другие страны для проживания, целиком зависит от различий в социально-экономическом положении России и стран нового зарубежья, а также от направленности и эффективности российской миграционной политики.

Среднегодовой дефицит на период 2005-2011гг. как разность между потребным количеством иммигрантов (500-600 тыс.) и возможным их вселением в Россию из нового зарубежья (350-400 тыс.) составляет примерно 150-200 тысяч человек. Он может быть компенсирован в этот период как притоком не титульных для России народов из стран нового зарубежья (с 1989 г. по 2002 гг. ежегодное сальдо миграции составляло 75 тыс. человек, в т.ч. из Закавказья — 72 тыс.), так и иммиграцией из старого зарубежья.

Иммиграция из государств старого зарубежья, прежде всего, ориентированная на постоянное проживание в России, прежде всего, должна быть дозирована.

Необходимо также диверсифицировать этнический состав иммигрантов,  привлекая их не только из Китая, но и из Кореи, Вьетнама, Филиппин,  Индонезии, Индии и др. Для обеспечения более однородного состава населения России иммигрантов из стран Азии целесообразно привлекать не только на Дальний Восток, но и в другие, в т.ч. центральные районы страны.

Особое значение имеет иммиграция из густозаселенного Китая, имеющего на протяжении 4.5 тыс. км. границу с Россией. Необходимо выработать и последовательно проводить такую миграционную политику, которая отвечала бы как национальным интересам России, так и национальным интересам Китая. Фундамент этой политики — прочность и крупномасштабность экономических отношений между этими странами, обреченными жить по соседству. Особый блок этой политики должна составлять долголетняя миграционная программа. Её* суть —создание таких предпосылок, которые позволят иммиграцию, прежде всего незаконную, заменить временной трудовой миграцией. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны, для чего могут быть использованы различные организационно-экономические формы.

В качестве мер миграционной политики, направленных на интенсификацию миграционного прироста населения России и обеспечения её экономики рабочей силой, могут быть предложены следующие:

— автоматическое предоставление досрочного вида на жительство, а при желании предоставление гражданства по упрощенной схеме всем иммигрантам,   окончившим   вузы   и   средние   специальные   учебные заведения в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока;

— реформирование    федеральной    системы    регистрации    и    учета иностранных граждан, в том числе прибывающих в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;

— разработка механизма привлечения и использования средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на прием и
обустройство иммигрантов;

создание условий для интеграции иммигрантов на рынке труда, жилищного и социально-бытового обустройства;

— восстановление практики разработки балансов трудовых ресурсов для определения объемов привлечения иммигрантов на временной и постоянной основе;

— обеспечение баланса интересов местного населения и мигрантов с учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий, разработка и реализация специальных программ их этнокультурной и языковой адаптации;

— контроль за соблюдением работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, условий трудовых контрактов;

создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации (приграничных и др.);

— проведение инвестиционной политики, направленной на восстановление экономической активности предприятий и развитие экономики в регионах Сибири, Севера и Дальнего Востока с привлечением рабочей силы из других регионов страны на постоянной и временной основе;

Основным инструментом реализации миграционной политики являются правовые механизмы. Содержание и суть норм законодательства и подзаконных актов зависят от задач и направлений миграционной политики. Изменение положений и направлений политики в первую очередь должно повлечь за собой изменение законодательства. Для реализации миграционной политики, обоснованной необходимостью нормализации демографической ситуации и экономического роста, необходимо дополнить и обновить даже вновь принятые в 2002 году действующие в Российской Федерации законодательные акты в области миграции — "О гражданстве Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Предлагается внести в Закон "О гражданстве Российской Федерации" следующие поправки:

— Если в зарегистрированном браке иностранца(ки) и гражданина(ки) России родился ребенок, то автоматически вступает в силу разрешение на оформление фажданства и у ребенка и у супруга(и) — иностранного(й) гражданина(ки). Ребенок, родившийся в смешанной семье, автоматически получает право на российское гражданство.

— Осуществить разовую амнистию, т.е. предоставление гражданства всем гражданам бывшего СССР, прожившим в России не менее 3-х лет, даже
если они граждане других стран или лица без гражданства.

— Усилить упрощенное предоставление гражданства для лиц, проходящих службу по контракту в силовых структурах. По окончании срока контракта гражданство предоставлять и служащим и их семьям. В случае получения правительственной награды гражданство предоставлять автоматически.

— При   открытии   собственного   дела   в   районах   предпочтительного расселения в приоритетных отраслях коммерсантам из нового зарубежья
при знании государственного языка России и установленного минимума инвестируемого   капитала   через   3   года   предоставлять   российское
гражданство.

— Установить, что для трудовых мигрантов, проработавших не менее 3-х лет на российских предприятиях, для получения гражданства необходимо
знание русского языка, наличие профессии, подтвержденной   трудовым контрактом и отсутствие правонарушений.

Внести изменения и дополнения в ряд других федеральных законов (в частности, в закон «Об образовании»). Разработать упрощенный порядок предоставления гражданства учащимся в России из СНГ. России выгодно стимулировать приток молодежи из нового зарубежья в учебные заведения (высшие, средние профессиональные по наиболее дефицитным рабочим специальностям). Преподавательский потенциал и материальная база учебных заведений позволяет осуществлять экспорт образовательных услуг, т.к. нужного количества студентов из числа российских граждан скоро не будет. Часть учащихся их нового зарубежья останется в России. Для успешной конкуренции с другими странами, представляющими образовательные услуги молодежи из стран СНГ необходимо, прежде всего, решение нескольких проблем:

— обеспечить ликвидацию пробела в подготовке абитуриентов из стран СНГ, т.е. создать широкую сеть подготовительных отделений, учеба в которых позволит ликвидировать разрыв в программах подготовки на базе средней школы, в т.ч. по русскому языку;

— обеспечить право законного проживания (регистрации) на территории Российской Федерации на весь период обучения;

— обеспечить временным жильем (общежития) на весь период обучения.

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.