Норвегия. Организационное устройство миграционной политики

Страна ощущает недостаток не только специалистов, но и неквалифицированных рабочих, что приволит к либерализации регулирования иммиграции неквалифицированной рабочей силы

Из главы 4 книги Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

К оглавлению главы 4

4.9. Норвегия

Исторически Норвегия была обществом с относительно гомогенной культурной средой. Иммиграция в Норвегию из государств третьего мира началась сравнительно поздно. До середины 1970-х гг. присутствие представителей стран, явно отличавшихся от этнических норвежцев, не являлось элементом повседневной жизни. В 2002 г. численность иммигрантов в Норвегии составила около 310700 чел., или 6,9% населения страны.

Статистика Норвегии относит в категории «иммигранты» лиц, родившихся вне пределов Норвегии, и тех, кто родился в Норвегии, оба родителя которых родились за пределами страны.

В иммиграционной политике Норвегии можно выделить три главных составляющих:

  • политика в отношении беженцев;
  • политика по отношению к добровольным иммигрантам;
  • политика интеграции.

Вопросы миграции в Норвегии координирует Департамент миграции Министерства местного самоуправления и регионального развития. В подчинении Министерства находится Иммиграционное управление, деятельность которого непосредственно связана с реализацией миграционного законодательства Норвегии.

Принципы миграционной политики страны определены законом об иммиграции, вступившим в силу 28 июня 1988 г. Национальное законодательство дополняют ратифицированные Парламентом страны международные соглашения в сфере миграции и помощи беженцам: Конвенция (1951 г.) и Протокол (1967 г.) о статусе беженца, Дублинская конвенция (2001 г.), Шенгенское соглашение (2001 г.), «Северное» соглашение (1954 г.).

Возможность въезда в страну законодательно закреплена для следующих категорий иммигрантов: беженцев, близких родственников резидентов Норвегии, трудовых иммигрантов, имеющих приглашение на работу от конкретного работодателя, и студентов.

Инструментом регулирования долгосрочных перемещений является процедура выдачи разрешений на пребывание и разрешений на работу. Разрешение на пребывание дает его обладателю лишь право находиться в стране, тогда как получение разрешения на работу предполагает как возможность пребывания в Норвегии, так и возможность трудоустройства. Существует также третья категория разрешений — вид на жительство, в результате получения которого иностранец приобретает право на постоянное пребывание и работу в Норвегии. Вид на жительство может быть выдан после трех лет пребывания в стране.

Въезд и краткосрочное пребывание в стране регулируются практикой выдачи виз. Виза выдается для туристических и деловых поездок, визитов к родственникам в Норвегии и пр. на срок до 90 дней и не дает ее держателю право на трудоустройство.

В настоящее время ведется подготовка к принятию нового иммиграционного законодательства. Назначенный Правительством юридический комитет должен представить проект нового закона об иммиграции к концу 2003 г.

Организация миграционной службы

Норвежское иммиграционное управление было образовано 1 января 1988 г. в качестве центральной правительственной структуры, ответственной за реализацию иммиграционной политики страны.

В задачи Иммиграционного управления входит:

  • рассмотрение заявлений на въезд, пребывание и работу в стране;
  • рассмотрение заявлений о предоставлении убежища в Норвегии, управление центрами приема беженцев и взаимодействие с властями на местном уровне по вопросам интеграции иммигрантов;
  • вопросы предоставления гражданства Норвегии;
  • реализация программ возвращения иммигрантов в страны их выхода.

Структура Иммиграционного управления изображена на рис. 3.

Рисунок 3
Иммиграционное управление Норвегии

 

В настоящее время численность персонала Иммиграционного управления составляет около 600 человек, 100 из которых работают в региональных отделениях. Сумма годового бюджета Иммиграционного управления доходит до 400 млн долларов США.

В реализации своих функций Иммиграционное управление взаимодействует с:

  • представительствами Норвегии за рубежом, которые вовлечены в процесс рассмотрения заявлений на получение въездных виз и разрешений на работу и пребывание;
  • службой занятости — в вопросах выдачи разрешений на трудоустройство;
  • полицией, отвечающей за пограничный контроль и депортацию, а также выдачу временных разрешений на работу;
  • муниципалитетами — в реализации политики интеграции иммигрантов;
  • Советом по рассмотрению апелляций иммигрантов, функцией которого является пересмотр решений Иммиграционного управления;
  • общественными организациями иммигрантов.
Основные категории мигрантов
Беженцы

Норвегия предоставляет убежище лицам, подвергающимся преследованию по религиозным, расовым или национальным признакам, а также вследствие принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. С 1998 г. лица, не подпадающие под действие Женевской конвенции о предоставлении статуса беженца, могут получить разрешение на пребывание по причинам гуманитарного характера.

В последние годы число обращений с просьбой о предоставлении убежища в Норвегии неуклонно растет. В 2002 г. количество заявлений варьировало от 1200 до 1700 в месяц. Столкнувшись с проблемой увеличения сроков рассмотрения заявлений, Иммиграционное управление инициировало проведение ряда преобразований: введение ускоренной процедуры рассмотрения явно необоснованных заявлений и образование двух новых типов центров приема лиц, ищущих убежища, в одном из которых размещаются те, кто ждет проведения интервью, второй представляет собой транзитный центр, в котором ожидают отъезда из страны лица, получившие отказ в пребывании. Кроме того, сделан акцент на развитии программ добровольного возвращения иммигрантов, которым было отказано в предоставлении статуса беженца, и принято решение о лишении денежной поддержки лиц, остающихся в центрах размещения после установленной даты их отъезда из страны.

Иностранцы, получившие статус беженца, обладают свободой передвижения и, в принципе, могут выбрать место дальнейшего проживания. Однако на практике большинство из них зависит от социальной помощи и вынуждены устраиваться на территории тех муниципальных образований, власти которых предоставляют им жилье.

В 2002 г. была введена новая процедура размещения беженцев. Если ранее муниципалитеты были полностью независимы в своем праве определять число принимаемых беженцев, то теперь устанавливается региональная квота беженцев, что, как предполагается, поможет сократить период их нахождения в центрах приема.

Воссоединение семей

Разрешение на пребывание с целью воссоединения семьи может быть выдано близким родственникам резидентов Норвегии, к которым относятся: супруги, состоящие в зарегистрированном браке; супруги, в течение двух лет состоящие в гражданском браке; дети до 18 лет. Другие родственники (родители, дети старше 18 лет) могут получить разрешение на пребывание по причинам гуманитарного характера.

Трудовые мигранты

Действующий режим трудовой иммиграции в Норвегии сохраняется в целом с 1975 г., когда в силу вступили ограничения на въезд в страну иммигрантов с целью получения работы. Вместе с тем, в последнее время контроль трудовой иммиграции становится более либеральным. За первое полугодие 2002 г. более 700 специалистов и 12600 сезонных рабочих получили разрешение на работу в Норвегии. Большинство трудовых иммигрантов были выходцами из Польши.

Норвежская служба занятости активно содействует работодателям, желающим привлечь служащих из других европейских стран. С 1997 г. действует программа по привлечению через службу занятости медицинского персонала из Польши, Германии, Франции, Венгрии и Италии.

Основным требованием для граждан стран, не входящих в Европейский союз, является получение разрешения на работу до въезда в Норвегию. Соответствующее заявление подается в органы представительства Норвегии за рубежом, решение принимает Иммиграционное управление.

Иностранцам, обладающим специальной квалификацией, может быть выдано разрешение на работу в качестве специалистов. Необходимыми условиями его получения являются:

  • приглашение на работу от конкретного работодателя;
  • обеспечение работодателем уровня оплаты труда не ниже принятого для данного вида деятельности;
  • проведение экспертизы, удостоверяющей необходимость приглашения на работу иностранца.

Разрешение выдается на 1 год и должно быть возобновлено по истечении этого срока. После трех лет работы в Норвегии в качестве специалиста, иностранец может получить вид на жительство, что дает ему право работать на всей территории страны.

Другим категориям трудовых мигрантов — сезонным рабочим, ухаживающим за детьми в семьях, спортсменам, исследователям — выдается временное разрешение на работу. Существует также особый вид разрешений на трудоустройство в отрасли, связанной с рыбным промыслом, для россиян, проживающих на побережье Баренцева моря. Наибольшее число разрешений выдается сезонным рабочим для работы в секторах с сезонной активностью. Разрешение выдается сроком на 3 месяца за календарный год.

В январе 2001 г. в иммиграционное законодательство страны были внесены поправки, имеющие целью упрощение процедуры рекрутирования рабочей силы из стран, не входящих в Евросоюз:

  • квалифицированные специалисты-иностранцы могут получить визу для поиска работы в Норвегии;
  • специалисты, получившие предложение по трудоустройству во время своего пребывания в Норвегии, могут здесь же обратиться за получением разрешения на работу; на время рассмотрения заявления полицией может быть выдано временное разрешение на работу;
  • введена ежегодная квота специалистов (в 2002 г. составившая 5 тыс. чел.), в рамках которой для выдачи разрешения на работу не требуется согласования со службой занятости;
  • ряд органов представительства Норвегии за рубежом наделен полномочиями выдавать разрешения на работу, если очевидно, что заявление удовлетворяет всем требованиям.

Норвежское правительство признает, что принятых мер недостаточно для того, чтобы восполнить дефицит рабочей силы. Страна ощущает недостаток не только специалистов, но и неквалифицированных рабочих. Ввиду этого, в настоящее время рассматриваются возможные пути либерализации регулирования иммиграции неквалифицированной рабочей силы.

Студенты

Иностранцы, желающие пройти курс обучения в университетах и колледжах Норвегии, могут получить разрешение на пребывание, если способны оплатить свое обучение и проживание в стране. По завершении обучения студенты обязаны покинуть Норвегию. Разрешение на пребывание, выдаваемое студентам, не дает им права работать в стране, однако студенты могут обратиться за разрешением на работу во время каникул, получив предварительно приглашение на работу от конкретного работодателя.

Нелегальная иммиграция

Поправки в закон об иммиграции, вступившие в силу в январе 1997 г., ужесточили законодательные меры борьбы с нелегальной иммиграцией. Максимальное наказание для лиц, содействующих нелегальному въезду иностранных граждан, увеличено с 2 до 5 лет лишения свободы. Более того, криминальным преступлением, которое наказывается двумя годами тюрьмы, считается передача в распоряжение другого лица паспорта или дорожных документов, зная или предполагая, что это может быть использовано иностранцами для въезда в Норвегию или какую-либо другую страну.

В Норвегии не существует специальной программы регуляризации статуса нелегальных иммигрантов. Однако иностранные граждане, которые персонально не препятствовали принудительному возвращению, могут обратиться за временным разрешением на работу, если находятся в стране в течение 6 месяцев с момента получения отказа на пребывание. Действие разрешения истекает, как только становится возможным возвращение иммигранта в страну выхода.

Политика в области интеграции и адаптации мигрантов

Постулируемый правительством Норвегии принцип мультикультурного развития общества лежит в основе политики интеграции иммигрантов, целью которой является участие иммигрантов в жизни норвежского общества на тех же условиях и с теми же обязанностями, какие имеет остальное население страны.

Выделяются два основных направления политики интеграции иммигрантов: во-первых, реализация программ обучения иммигрантов, направленных на овладение норвежским языком и получение необходимой профессиональной квалификации, и, во-вторых, борьба с расизмом и проявлениями расовой дискриминации в норвежском обществе.

Правительство Норвегии оказывает финансовую поддержку муниципалитетам, принимающим иммигрантов, государственным и общественным организациям, чья деятельность связана с активизацией участия иммигрантов в социальной жизни.

Следует отметить, что политика интеграции в настоящее время находится на этапе преобразований. План правительственных мероприятий предполагает:

  • совершенствование вводных программ для иммигрантов от предоставления пассивной социальной помощи и до мероприятий, способствующих достижению экономической независимости иммигрантов. Наиболее важным здесь считается сочетание программ обучения языку и курсов профессиональной подготовки и их адаптация к индивидуальным потребностям иммигрантов. Необходимым признается введение принципа обязательного участия в подготовительных программах для иммигрантов, не обладающих профессиональной базовой квалификацией и обязательное предложение данных программ муниципалитетами;
  • совершенствование практики признания квалификации и дипломов, полученных в других странах;
  • создание рабочей группы, состоящей из представителей пяти министерств, функцией которой является анализ ситуации в отношении участия в жизни норвежского общества иммигрантов молодых возрастов;
  • увеличение представительства иммиграционного населения в штатах учреждений общественного сектора;
  • введение гражданской и уголовной ответственности за организацию и участие в объединениях расистской направленности.
Натурализация и гражданство

Число натурализованных иммигрантов в Норвегии в последние годы составляет в среднем около 10 тыс. человек в год. Действующее норвежское законодательство о гражданстве базируется на принципе единственного гражданства.

Иммигранты могут получить норвежское гражданство, обратившись с соответствующим заявлением в Иммиграционное управление. Необходимыми условиями его получения являются:

  • достижение возраста 18 лет;
  • постоянное пребывание в Норвегии в течение 7 лет;
  • отсутствие судимости за совершение криминальных правонарушений;
  • отсутствие долговых обязательств.

В настоящее время на стадии разработки находится новый закон о гражданстве, который предполагается представить Парламенту страны к концу 2003 г.

Международная миграция и общественное мнение

Каждый год органами статистики Норвегии проводится обследование, цель которого — выяснить отношение населения страны к иммигрантам и иммиграционной политике. По данным обследования 2002 г.:

  • 85% опрошенных согласны с утверждением, что иммигрантам следует предоставить те же возможности трудоустройства, какие имеет остальное население страны;
  • 63% полагают, что иммигранты обогащают культурную жизнь страны — среди европейских стран процент согласных с подобным утверждением выше только в Швеции и Финляндии;
  • наибольшее расхождение во мнениях опрошенного населения обнаружилось в связи с утверждением: «большинство иммигрантов злоупотребляют системой социальных выплат» — четверо из десяти были согласны с этим суждением и столько же высказалось против. Отношение норвежцев к иммигрантам в этом вопросе кажется более терпимым, чем в странах Центральной Европы, где процент несогласных с этим утверждением составил 32 против 43 в Норвегии;
  • 45% опрошенных считают иммигрантов источником опасности в обществе;
  • 53% высказываются в пользу проведения политики ограничения иммиграции.

На последних парламентских выборах в Норвегии, проходивших в сентябре 2001 г., выступающая с антииммиграционными лозунгами риторикой Прогрессивная партия завоевала 15% голосов избирателей и заняла по результатам выборов 26 из 165 мест в Парламенте страны.

К оглавлению главы 4

 

Источник: Институт экономики переходного периода. Научные труды № 61Р. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада», Москва 2003 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.