Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Политики-эксперты о миграционной политике Российской Федерации ?> В России нет специализированной структуры, которая контролировала бы мигрантов на нашей территории
Игорь Юнаш
Версия для печати

В России нет специализированной структуры, которая контролировала бы мигрантов на нашей территории

Юнаш Игорь Борисович, на момент интервью — первый заместитель начальника Федеральной миграционной службы России

Из интервью А.Полунину,  «Труд» № 25, 11.02.2004 г.

— Игорь Борисович, каковы масштабы нелегальной миграции?

— 1,5 миллиона иностранцев, живущих в РФ, вообще не имеют какого-либо правового статуса. Например, афганская диаспора, оставшаяся еще с советских времен, турки-месхетинцы. Все они — не граждане России, у них нет разрешения на проживание, но и депортировать их некуда. Наконец, в стране множество «невозвращенцев» из стран СНГ. Они въезжают легально, но остаются на территории России и работают здесь незаконно. Всего в нашей стране, с теми или иными нарушениями, проживает до 5 миллионов иностранцев. Основной поток мигрантов идет в промышленные центры — Москву и Московскую область. На втором месте по популярности юг России — Ставропольский и Краснодарский края. Плюс к тому Астраханская область, там много сезонных сельхозработ. Ну и, конечно, Дальний Восток. Но там своя специфика: нелегалы в основном из дальнего зарубежья: Китая, Вьетнама, Кореи.

— Вокруг нелегальных мигрантов обычно выстраивается теневой бизнес. Это подпольные цеха, преступные группировки, которые их контролируют. Неужели так сложно прикрыть эту лавочку?

— Приведу только один пример. В сентябре мы нагрянули с проверкой в общежитие Микояновского мясокомбината. Обнаружили на его территории 16 мини-цехов, выпускающих поддельную парфюмерию и медикаменты, 3 подпольные типографии и рабочих-нелегалов — 128 граждан Республики Вьетнам. По идее цеха нужно опечатать, продукцию и орудия производства вывезти на склад временного хранения, а на их владельцев завести уголовные дела за незаконное предпринимательство. А что выходит на практике?

Повторная проверка через неделю показала: нелегалы сломали пломбы и преспокойно продолжали работать — ведь к каждому цеху милиционера не приставишь. Изъять орудия труда тоже не всегда удается. Например, наняли работника шить рукавицы. Но швейная машинка — его личная собственность. Как ее конфискуешь? А работодателя найти невозможно. Начинаешь разбираться — обнаруживается: фирма зарегистрирована по потерянному паспорту. Чтобы бороться с незаконным предпринимательством, одного гусарского налета мало. Нужно ликвидировать прорехи в законодательстве, ужесточить ответственность за незаконное привлечение иностранной рабсилы. Сегодня работодателю, пользующемуся услугами нелегалов, грозит символический штраф в 1200 рублей. Мы предлагаем увеличить его до 18 тысяч рублей. Тогда рисковать, принимая на работу нелегала, станет экономически невыгодно — дешевле заплатить 4 тысячи рублей и оформить разрешение.

— Вы забыли еще один вид теневого бизнеса — транзит нелегалов через Россию на Запад...

— На трафике индусов, пакистанцев, афганцев, которых нелегально перевозят сквозь российскую территорию, зарабатывают огромные деньги. Сюда они могут попасть, например, через Таджикистан или Казахстан: границы там практически не существует. С другой, западной, стороны — я имею в виду Белоруссию и Украину — тоже. Да, на российско-украинской границе есть пограничные пункты пропуска. Но все понимают: отойди на десяток километров в сторону — ни проволоки, ни КПП...

Цена за транзит колеблется от 1,5 до 2,5 тысячи долларов. Схема довольно проста. По поддельным документам оформляются туристические визы и покупаются билеты в Россию. Самый простой путь — через Белоруссию. До Минска и поездом, и самолетом можно добраться без проблем: это территория союзного государства, пунктов таможенного досмотра нет. Дальше нелегалы садятся на машину — и через 3 часа они на польской границе. Если едут через Украину, схема немного усложняется. В этом случае приходится высаживаться неподалеку от границы, а дальше ехать на микроавтобусе. Непосредственно перед пунктом пограничного контроля нелегалов высаживают. Вместе с проводником они делают крюк и обходят пограничников. А на украинской стороне их подбирает тот же микроавтобус — он пересекает границу легально. Остается граница с Польшей, но и ее переход — дело техники.

Если цепочка отлажена, путь Таджикистан — Польша занимает два дня. Накладные расходы у организаторов — минимальные. Билеты нелегалы оплачивают сами. Так что весь навар — пусть даже по тысяче долларов с человека — идет в карман перевозчика. А везет он сразу человек 10. Как выйти из такого положения? Нужно ввести уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Мы уже подготовили соответствующие предложения.

— В США миграционная служба следит, чем занимаются мигранты на территории страны. А у нас?

— Парадоксально, но факт: в России нет специализированной структуры, которая контролировала бы мигрантов на нашей территории. С одной стороны, этим занимаются участковые, паспортно-визовая служба, ОМОН, инспектора ГИБДД. Но нет единого центра, который бы аккумулировал информацию, вырабатывал стратегию, разрабатывал спецоперации. Поэтому сейчас, в порядке эксперимента, мы создали миграционные инспекции в 5 субъектах Федерации: Москве и Московской области, Краснодарском и Алтайском краях, Татарстане. В них работают милиционеры, но их основная задача — выявлять нелегалов и следить за работодателями, которые используют труд иностранцев. Надеюсь, что со временем миграционные инспекции появятся во всех регионах.

— Ну хорошо, инспектора выявят нелегалов. А что дальше? Депортация?

— С депортацией все не так просто. В прошлом году мы отправили из России около 23 тысяч человек. Основной контингент — таджики, китайцы, вьетнамцы, украинцы и молдаване. Как правило, мы высылаем нелегала в государство, чьим гражданином он является. Во всем мире это делается по-другому: пункт отправки — государство, откуда он въехал. Следуя этой логике, мы должны были бы депортировать молдаван в Украину. Но для этого нужны так называемые договоры о реадмиссии (возвращении), а страны СНГ не особенно стремятся их подписывать. Им это просто невыгодно. Возьмите, например, Таджикистан. Средства от таджиков, работающих у нас, сопоставимы с бюджетом этого государства: там же безработица... В свою очередь Россия не подписывает договоров о реадмиссии с западными странами. Иначе иностранцев, нелегально уехавших на Запад с нашей территории, вышлют в Россию. Их надо бы депортировать дальше, а у нас нет договоров со странами СНГ. Получается замкнутый круг.

— Попробуем подвести итоги: что будет сделано в ближайшее время, чтобы навести порядок с миграцией?

— В этом году мы приступим к созданию миграционного кодекса. Это позволит привести в единую систему законы, регулирующие миграционную сферу. Сегодня это делают 12 федеральных законов и несколько десятков подзаконных актов — в основном распоряжений правительства. Кроме того, к концу 2005 года будет создана единая электронная база данных на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ. Тогда любой милиционер, остановивший иностранца, сможет за считанные минуты проверить: когда он въехал в Россию, есть ли у него разрешение на работу, регистрация, вид на жительство. Первые элементы этой системы заработают уже в нынешнем году.
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.