Главная ?> Повестка дня ?> Президентская повестка 2000-х ?> Повестка 2004-08: Иммиграционная политика: расходящиеся взгляды ?> Политики-эксперты о миграционной политике Российской Федерации ?> У нас только три национальности: это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Другие национальности мы не признаем
Михаил Тюркин
Версия для печати

У нас только три национальности: это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Другие национальности мы не признаем

Тюркин Михаил Леонидович, заместитель директора Федеральной миграционной службы России

Интервью Павлу Минакову, РИА "Новости", 14 октября 2004 г.

Михаил Леонидович, какую вы можете дать оценку одобренному в среду Советом Федерации законопроекту об ужесточении административной ответственности за нарушение миграционных правил?
  
— Полагаю, что закон необходим. То, что он принят — это огромный прогресс для нас, потому что бороться с нелегальной трудовой миграцией, когда административная ответственность меньше, чем установленная государственная пошлина, крайне сложно... По закону за одного рабочего работодатель обязан заплатить четыре тысячи рублей. Кроме этого, необходимо уплатить налоги и в российскую казну... А еще подумать о том, где он будет жить и как обеспечит рабочего минимальными социальными гарантиями. При всем этом, как уже говорилось, за всех привлеченных незаконных рабочих работодатель наказывался двумя тысячами рублями.

Такая ситуация позволяла игнорировать все установленные законом требования. Работодатели практически бросали вызов всей контролирующей системе.

Теперь, с принятием закона, санкции увеличиваются до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда. То есть, размеры штрафов более чем в сто раз превышают предусмотренные предыдущим законом. Поэтому сегодня, я думаю, недобросовестные работодатели хорошо подумают, стоит ли им игнорировать законы Российской Федерации.

Следует отметить, что довольно проблематично было накладывать административную ответственность и на самих иностранных рабочих, нарушавших правила трудоустройства. Так вот, с принятием закона и эта проблема исчезает. Но, надо заметить, в большей степени наши действия в этой сфере направлены, прежде всего, на работодателя.

Кроме законопроекта об административной ответственности, в ближайшее время в Госдуме во втором чтении будет рассматриваться законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. Необходимо подчеркнуть — речь идет именно об организаторах и их пособниках, которые переправляют из-за границы незаконным путем нелегальных мигрантов в нашу страну, а также транзитом через РФ в европейские государства. И этот вопрос тесно связан с реальными мерами по борьбе с терроризмом.

По этому законопроекту предполагается установить санкции в размере до восьми лет лишения свободы. Нужно отметить, что работа над этим законопроектом велась в течении более чем двух лет, и он обсуждался на различных экспертных и профессиональных уровнях. И мы очень надеемся, что этот законопроект будет принят.
  
Вы считаете, насколько принятые меры могут способствовать борьбе с террористическими угрозами?
   
Терроризм сегодня — проблема всех государств, всего мирового сообщества. И здесь важно уйти от двойных стандартов. Все поняли, что контролировать террористические организации на чужой территории невозможно, поэтому государства окончательно осознали, что с этим недугом нужно бороться совместно, выработав совместные принципы, реализовывая конкретные мероприятия в тесном взаимодействии друг с другом. Сегодня в Госдуме проведена огромная работа по совершенствованию законодательства в борьбе с терроризмом.

Кстати, буквально накануне, 11-12 октября в Санкт-Петербурге прошла двенадцатая конференция Будапештского процесса по борьбе с нелегальной миграцией. Эта конференция является влиятельной международной организацией, объединяющей более 40 государств, в том числе, стран Европы, СНГ, США, Канады и Австралии. Председательствовал на ней директор ФМС РФ Андрей Черненко. И в ходе конференции мы сверили часы по проблемам борьбы с нелегальной миграцией и терроризмом. Сегодня между государствами найдено полное взаимопонимание по данной проблематике. 

Следует сказать, что все мероприятия, направленные на борьбу с нелегальной миграцией, напрямую связаны с проблематикой борьбы с терроризмом. И в этом направлении ФМС и МВД  вносит существенный вклад в эту работу.
   
Сегодня ведется активная дискуссия по поводу целесообразности получения россиянами для выезда в страны ближнего зарубежья загранпаспорта. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
  
— Если вдуматься, здесь нет ничего страшного. Есть общепризнанные нормы и принципы международного права, в соответствии с которыми иностранные граждане прибывают в другую страну на основании загранпаспорта, служебного паспорта и диппаспортов. Вот сегодня и мы пытаемся привести эти вопросы к общему знаменателю. Вот Вам пример. Сегодня граждане стран СНГ прибывают в Российскую Федерацию чуть ли не по справке, выданной неизвестно кем. Зачастую, в этих документах отсутствуют даже фотография и иные идентификационные признаки. Знаете, в двадцать первом веке все это выглядит по меньшей мере странно.

Следует иметь ввиду также и то, что сегодня Евросоюз выдвигает нам серьезные требования по вопросам усовершенствования документов и введения в них биометрических данных. И МВД РФ совместно с МИД и ФСБ РФ очень серьезно занимаются вопросами биометрии. Времени остается очень немного, и если мы не успеем сделать все необходимое, в определенный момент россиян могут просто не пустить в другие страны, а этого мы допустить не можем.
  
Как вы относитесь к недавним заявлениям губернатора Подмосковья Бориса Громова о создании депортационных лагерей?
  
— Надо отметить, что выдворение иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ — институт не новый.  Проблема в том, что с момента выявления такого лица и до его выдворения с территории проходит определенное время. Несложно представить, что "нелегал", осознающий, что ему предстоит быть выдворенным из страны, не останется ждать в определенном месте своей участи. Эта проблема сейчас реально существует. Следует подчеркнуть, что такие депортационные центры есть практически во всех странах. 

К слову, кстати, в Москве сейчас действуют восемь приемников для таких лиц, и в них содержатся 740 человек, которые должны быть выдворены из страны по решению ссуда.

В этой связи я полностью поддерживаю действия Бориса Громова по наведению порядка в своем регионе. Все его действия в полной мере соответствуют нормативно-правовым актам и согласованы с ФМС и МВД России.
   
Какие изменения внесла административная реформа в состав, структуру и деятельность Федеральной миграционной службой и когда она начнет свою работу в новом качестве?
   
— Как известно, указ президента РФ определил ФМС как федеральный орган исполнительной власти, подведомственный МВД России. Сегодня мы понимаем, что действовать в отрыве от МВД невозможно. Речь в большей степени идет об оптимизации этой работы. Так, сейчас в одном органе объединены функции миграционной и паспортно-визовой служб. Это позволит устранить дублирование и повысить управляемость в вопросах борьбы с незаконной миграции и контроля за пребыванием и проживанием   иностранных граждан на территории России.

К первому ноября мы планируем завершить формирование службы, и начнется полноценная работа в соответствии с задачами ФМС в новой структуре.

Большая работа проводится по подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность новой службы, включая и федеральные законы. Утверждено штатное расписание и структуры службы. В субъектах РФ введены должности заместителей министров или, соответственно, замначальников ГУВД-УВД, курирующих миграционное и паспортно-визовое подразделения на местах. Надо отметить, что несмотря на проведение оргштатных мероприятий, ФМС в полном объеме выполняла и выполняет возложенные на нее задачи.

В целом, по моему мнению, все проведенные мероприятия позволят нам активизировать работу службы и более качественно исполнять свои обязанности.


Из беседы с Александром Климовым, "Эхо Москвы", 19 Сентября 2003 г.

— Я просматривал сегодня информационные сообщения за последние дни, никто не знает, оказывается, сколько на самом деле в нашей стране находится незаконных мигрантов. Понятно, что это в основном, наверное, трудовые мигранты, которые пытаются здесь каким-то образом заработать. Цифры называют и от полутора миллионов, и до 15. Сам разрыв этих цифр говорит о том, что проблема есть. Что делается МВД, в частности федеральной миграционной службой, чтобы, наконец, узнать хотя бы это, как их всех зарегистрировать, чтобы знать, с кем работать?

— Начать я бы хотел с того, что совершенно вы правы, что цифры разнятся, поэтому мы сейчас уходим от такого понятия, как незаконные мигранты и нелегальные мигранты. Надо иметь в виду, что большинство из этих людей — это лица, которые находятся на территории РФ без определенного правового положения. Некоторые люди — в силу заблуждения, невозможности, непонимания. Вы знаете, сейчас идет паспортная реформа. Люди приходят менять паспорта и узнают, которые прожили по 5-10 лет на территории России, что они, оказывается, не граждане России. Это серьезная проблема. Поэтому мы сейчас говорим, цифра до 5 млн. лиц, которые не имеют этого определенного правового положения. В это число входят и незаконные мигранты, которые прибывают на территорию России с корыстными целями, в целях совершения преступлений, терактов и других действий, которые, скажем так, являются нарушением российского законодательства.

— Каков портрет этого, вы говорите, не надо говорить "незаконный мигрант", этого нелегала? Не портрет даже, кого больше, представителей бывший советских республик, союзных, или вьетнамцев, китайцев, афганцев?

— Если взять статистику, конечно же, это практически все бывшие республики СССР, государств Китай и Вьетнам. Это наибольшее число лиц, которые находятся на территории РФ. Я сейчас не буду даже уточнять, незаконные мигранты, законные мигранты, это работа дальнейшая наша, но по численности я сказал, что около 5 млн. лиц, которые требуют уточнения своего правового положения. Что мы сейчас и делаем.

— В какой форме уточняется это правовое положение? Вроде начался, уже не эксперимент, карта мигранта, да, это что такое? Как работает этот проект?

— Совершенно вы правы, вы знаете, что у нас существует с рядом государств, как правило, это практически все республики бывшего СССР, с которыми у нас существуют соглашения о безвизовом режиме, т.е. безвизовом пересечении границы с РФ. В этом случае у нас усложнен порядок учета этих лиц, которые пересекают границу, находятся на территории РФ. Мы ввели миграционную карту, уже полгода как эта карта работает. Я должен отметить, это учетный листок, который дает нам возможность учитывать иностранного гражданина, когда он приехал, с какой целью, кто его пригласил, где он будет находиться, когда он выезжает. Это очень важно. А учитывая то, что в этом листке мы ставим печати пограничника, т.е. отметку, что он пересек границу, в последующем ставится отметка о его регистрации, это важный вопрос, потому что многие наши и бывшие соотечественники, другие иностранные граждане игнорируют тот порядок, который существует. Почему-то вы, когда проживаете в г. Москве, вы зарегистрированы по месту жительства, у вас не возникает вопроса, правильно это или нет. А у иностранного гражданина, который прибывает на 20-30 дней или на 90 дней заниматься коммерческой деятельностью, тоже вне закона многие из них это делают, или по другим основаниям, они считают, что они могут игнорировать наши законы и не идти в органы регистрационные регистрироваться по месту нахождения. Это мы хотим в корне изменить, не заставить, а приучить иностранных граждан, которые не выполняли законы РФ, все-таки их выполнять. Это очень важно.

<...>

— Т.е. карту можно получить просто при пересечении границы? Но там же нужно предоставлять какие-то документы, видимо?

— Я вам скажу больше, что не при пересечении границы, а только при пересечении границы, потому что в законе о правовом положении четко прописано, что иностранный гражданин, пересекающий границу, заполняет миграционную карту, ему ставится отметка пограничными органами о пересечении границы, после чего органы внутренних дел производят регистрацию по месту его временного пребывания. При выезде он сдает свою миграционную карту органам пограничного контроля. Все это прописано в законе о правовом положении иностранных граждан. Также в законе предусматривалось, что на территории России отдельные иностранные граждане, которые уже находились на территории после введения законов, в течение двух месяцев могли получить эти миграционные карты. Этот срок прошел, мы сейчас готовим распоряжение, что с 1 октября мы прекратим выдавать миграционные карты на территории РФ. Т.е. только на границе можно будет получить миграционную карту. <...> Мы сейчас создаем миграционную инспекцию на территории РФ, которая будет выявлять, потому что миграционная карта находится при нем, он пишет, что он приезжает учиться, а сам стоит на рынке и продает кожаные куртки или продает что-то еще. Такие лица будут выявляться, и будут применяться меры административного воздействия. Они различны.

— Или высылка?

— Я хочу сказать, что депортация и административное выдворение — тоже мера административного воздействия. Я хотел бы громко говорить эти слова, но есть у нас штрафы, составляются протоколы, как крайняя мера мы подаем все документы в суд, и судья принимает решение об административном выдворении иностранного гражданина. Этот институт работает, и раньше он работал, никто его не отменял.

— Кто оплачивает эту процедуру?

— Тоже хороший вопрос, я скажу так, что оплачивает эту процедуру сам иностранный гражданин, а также работодатель, который привлекает иностранного гражданина. В случае невозможности определения или неимения средств у гражданина, в этом случае — за счет средств федерального бюджета.

— Представляете, если даже не 15 миллионов нелегалов, хотя бы даже половина, из этой половины половину нужно будет депортировать, это же бешеные деньги за счет федерального бюджета.

— Мы сейчас на эту тему думаем, у нас в федеральном бюджете на эти цели на 2004 год предусматривается около 80 миллионов рублей. Сумма эта, конечно же, небольшая для того, чтобы осуществлять депортирование и административное выдворение, но вы не забывайте, что у нас, когда иностранный гражданин устраивается на работу, он оплачивает государственную пошлину в размере 4 тысяч рублей. И если подсчитать, сколько работает иностранных рабочих, какие суммы, то государству, конечно же, идет определенная прибыль, скажем так, за привлечение иностранных рабочих. Также эти иностранные рабочие и платят налоги, которые они должны платить при осуществлении трудовой деятельности. Сейчас, вы знаете, что есть такой институт, как залог на обратный выезд иностранного рабочего, который привлекается в РФ. Он не до конца сейчас отработан, мы над этой темой работаем, не исключено, что будут какие-то альтернативные возможности, как например увеличение госпошлины, и мы четко понимаем, что при увеличении госпошлины какая-то сумма будет предусматриваться на этих недобросовестных мигрантов, а также мы сейчас рассматриваем вопрос об обязательном страховании иностранных рабочих. Сложный вопрос, он потребует внесения изменений в закон об обязательном страховании, но вопрос, который сейчас обсуждается, и мы с Минтрудом эту тему сейчас начали обсуждать. Я думаю, что в ближайшее время какие-то предложения будут.

<...>

— Буквально сегодня Минтруда выступило с резкой критикой постановления правительства Москвы о порядке использования иностранных работниках, дескать, это постановление противоречит закону о гражданстве, да, видимо, о правовом положении иностранных граждан в России, так называется?

— Эта проблема у нас не первый день. В чем суть, я хочу пояснить, чтобы было всем понятно, что до вступления в силу закона, первым этапом, т.е. необходимость исследования по привлечению иностранных рабочих возлагалась на правительство г. Москвы. С введением закона эта функция была передана министерству труда. Т.е. службы занятости в субъектах оценивали, какое юридическое лицо может привлекать иностранных рабочих. Почему произошло именно так — мы с вами понимаем, что первоочередное право занятия рабочего места принадлежит гражданину РФ. Если гражданин РФ не может занять это место, в этом случае может осуществлять работу иностранный гражданин, т.е. приоритетное право гражданина России. Министерство труда обладает той информацией, которая необходима для принятия этого решения, может ли иностранный гражданин занять это место или не может. И самое важное, я считаю, что закон четко определил, что это служба занятости министерства труда. Спорить можно очень долго, правильно или неправильно. Есть закон, его необходимо выполнять. Если правительство Москвы считает, что этот порядок неправилен, есть процедуры, которые позволяют представлять документы для внесения изменений в закон о правовом положении. Но то постановление, которое было выпущено, оно на самом деле не соответствует тем требованиям, которым подлежат такие документы, и с юридической стороны, и с практической. Первое, что там регулировался вопрос российских граждан, чего не может быть, вы знаете, есть закон о свободе передвижения и выборе места жительства, мы не можем ограничивать российских граждан, где им находиться, что им делать, это первое. И второй вопрос, это, конечно же, под сомнение поставлена компетенция службы занятости министерства труда, по моему мнению, это тоже неправильно, необходимо решать этот вопрос немножко по-другому.

— Каковы могут быть последствия для московских властей от этого противоречия?

— Я сейчас не могу оценивать последствия, которые для московских властей, есть органы соответствующие. У нас есть прокуратура. Я думаю, что, конечно же, это постановление работать не будет, потому что оно противоречит закону.

— Есть уже несколько сообщений на пейджер по поводу нашей темы. <...> Локки пишет, кажется ему, что в компетенцию вашу, федеральной миграционной службы, проблемы мигрантов из-за рубежа, в эту компетенцию должны входить проблемы, связанные с приезжими из других городов России. Как бороться с беззакониями, связанными с временной регистрацией? Т.е. речь уже идет о трудовых потоках внутри страны.

— Я бы сказал следующее, что федеральная миграционная служба занимается внешней миграцией, это очень важно, потому что есть у нас экономические министерства, которые должны планировать, регулировать вопросы внутренней миграции, которые зависят от экономической составляющей, развития регионов, условий жизни, социального обеспечения. Мы занимаемся лишь с иностранными гражданами, поэтому указом президента эта функция не была нам передана, по внутренней миграции, заниматься мы ей, конечно же, не будем, хотя прогнозы определенные, политические, и необходимость для государства планирования миграционных потоков мы составляем, конечно же занимаемся этой проблемой.

— Видите, сколько проблем обозначилось. Нет ли необходимости, как вы считаете, может быть, есть такая необходимость создать некий межведомственный орган, в который входили бы представители федеральной погранслужбы, представители МВД, высокопоставленные сотрудники, которые занимаются трудовыми, миграционными потоками, проблемами, слишком много ведомств, слишком много бумаг, бюрократии много, нет?

— Я бы хотел обратить внимание, что миграционной политикой занимается не только МВД, а, может быть, и не столько МВД, и президент РФ, и правительство РФ, и законодательные органы у нас осуществляют непосредственно миграционную политику. МВД является координатором федеральных органов исполнительной власти и министерств по данной проблеме. Что касается совместных каких-то структур, у нас есть правительственная комиссия, которую возглавляет министр РФ Зорин Владимир Юрьевич. Существует межведомственная рабочая группа по совершенствованию миграционного законодательства под руководством зам. главы администрации Виктора Петровича Иванова, существуют различные комиссии совместные, которые работают по той или иной проблеме. Есть у нас совместные органы, которые в полном объеме позволяют нам выполнить те задачи, которые перед нами поставил президент РФ и министр внутренних дел Борис Вячеславович Грызлов.

— Что такое государственная программа по поддержанию добровольного переселения в Россию соотечественников из стран СНГ?

— Я хочу сказать, что создана комиссия, в которую входят представители федеральных органов исполнительной власти, научные наши работники, представители общественных организаций, которые сейчас разрабатывают программу добровольного переселения наших соотечественников. Эту группу я возглавляю, работа непростая, мы должны полностью оценить, сколько соотечественников находится за рубежом, что такое соотечественник, потому что если посмотреть действующий закон, соотечественники — это все бывшие граждане СССР. Вы же понимаете, что СССР распался на независимые государства, данный термин необходимо уточнять, что такое бывшие граждане СССР.

— Вы в какую сторону склоняетесь в порядке уточнения?

— Я склоняюсь, что этот вопрос требует очень серьезной политической и терминологической отработки, почему, потому что народ — живой организм, это я такой термин скажу, и нельзя народ обманывать. У нас уже был один случай, когда мы приняли закон о вынужденных переселенцах, миллион людей получили этот статус, и сегодня мы не в состоянии предоставить им те гарантии, которые предусмотрены законом. Президент сказал, что надо прекращать принимать те законы, которые у нас не обеспечены финансово. Поэтому мы сейчас детально все разрабатываем, насколько есть возможности у государства, что это за категория, когда они приедут, в какие сроки, какой возрастной ценз, по какой специальности они могут работать, есть ли у нас инфраструктура для этих людей, все это мы сейчас разработаем, конкретные предложения будут представлены. Коротко скажу, что программа состоит из двух больших блоков. Первое — это статусный блок, мы должны понять, что если соотечественники нам нужны, РФ, мы должны предоставить возможность упрощенного порядка предоставления гражданства или вида на жительство. И второй этап — это экономический, т.е. возможность государства по оказанию этой помощи. При разработке этих вопросов и оценке ситуации мы должны предоставить все эти материалы для обсуждения в правительстве РФ, которое принимает решение по целесообразности разработки целевых государственных программ. <...> Здесь огромную роль будут играть субъекты РФ, потому что в первую очередь субъекты должны сказать. Мы сейчас говорим, что у нас идет отток населения, у нас смертность превышает рождаемость. Скоро, есть прогнозы, что через 50 лет у нас население уменьшится на 30 миллионов и т.д. Суть в том, что только субъекты могут определить, что нам необходимо столько-то людей, по таким-то специальностям. Эта инициатива должна, в первую очередь, исходить, конечно же, из субъектов, от глав субъектов, которые скажут — да, нам действительно не хватает таких-то специалистов, давайте подумаем, как это сделать. Дальше техника начинает разрабатываться. Что касается по срокам, вы знаете, что бюджет уже представлен в ГД, это большие средства, и на 2004 год эти средства, конечно же, не предусмотрены. В этой связи по регламенту мы должны до мая 2004 года разработать программу и направить ее в правительство для принятия решения о внесении этой программы и утверждения бюджета на 2005 год.

<...>

— Когда начнется переход на пластиковые карты, карты мигрантов, с введением миграционных карт вообще увеличился приток в страну граждан?

— Что касается пластиковой карты, мы начали выдавать, уже несколько месяцев идет выдача пластиковых карт, но иностранных рабочих это не должно волновать, потому что процесс этот технический. Мы же когда выдаем пластиковую карту, мы не отменяем институт старый, мы уже выдали на бланке формата А4 разрешение, и он в течение года спокойно осуществляет трудовую деятельность. Но в целях, чтобы сложнее было подделать, для того, чтобы все-таки автоматизировать работу, мы ввели эти пластиковые карточки, которые сейчас у нас выдаются уже в Москве и Московской области, в ряде других регионов. Я думаю, что в течение ближайших трех месяцев мы во всех субъектах перейдем именно на пластиковые карты.

— И они также будут выдаваться на границе, да?

— Нет, пластиковые карты — совершенно другой институт. Это подтверждение на право заниматься трудовой деятельностью. Это совершенно разные вещи, миграционная карта, которая выдается на границе, и пластиковая карта, которую мы называем разрешением на работу, это совершенно разные институты, путать их нельзя. Это только выдается тем иностранным гражданам, которые осуществляют трудовую деятельность. Юридическому лицу мы выдаем разрешение на привлечение иностранного рабочего, а иностранному рабочему выдается разрешение на работу. Эта самая пластиковая карточка, в которой фотография, данные, подпись руководителя подразделения, печать подразделения, и это дает ему право осуществлять трудовую деятельность. Два совершенно разных института.


Из беседы со Светланой Сорокиной, передача «Основной инстинкт» 19 сентября 2003 г.

<...>

— Ни одна партия не выносила, по-моему, у себя в лозунг то, что "мы приветствуем миграцию". Ни одна.

— У нас только три национальности: это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Другие национальности мы не признаем. Вот господин Абдулатипов хорошо сказал, что, например, Германия. Вы не забывайте, что в Германии одна национальность ? немцы. В Российской Федерации, и будем брать бывший Советский Союз, более 100 национальностей. Если мы сейчас пойдем по национальному признаку, мы запутаемся окончательно. Поэтому тот лозунг, что я сказал, вот эти три категории, мы должны его соблюдать, и будем соблюдать, по крайней мере, по линии МВД России.

— На самом деле спокойней стала ситуация с притоком, с мигрантами, с тем, чтобы их учитывать?

— Я бы не сказал, что она спокойнее, но не забывайте, что основной пик был во время распада Союза и те годы, которые были, первые эти четыре года, когда люди выбирали, где им жить, в республиках бывшего Союза или приехать на территорию России. У нас в 95-м году было более миллиона вынужденных переселенцев. Сегодня их всего-навсего, условно, 426 тысяч. Вы понимаете, цифра огромная, но все равно это практически в три раза меньше, чем после распада Союза.

— Обратите внимание, какие громадные цифры звучат. Это понятно. У нас была уникальная ситуация, у нас разваливалась действительно империя, разваливался Союз. И поэтому люди, которые, так или иначе, оказались в каких-то сложных разломанных ситуациях, приехали в Россию.

— Это очень важно. Я привел цифры вынужденных переселенцев. То есть те люди, которые официально имеют статус вынужденного переселенца. Поэтому я говорю, 426 тысяч. Вот сейчас паспортизация, люди меняют паспорта. Приходят, и оказывается, что они граждане России в силу определенных причин. И таких людей гораздо больше.

— И подпадают уже под новый закон о гражданстве.

— Да. И вот сегодня мы говорим, что у нас около 5 миллионов незаконных мигрантов. Я ухожу от этого термина "незаконный мигрант". Это люди без определенного правового положения: люди, которые используют, пребывание на территории, как преступную цель. Есть люди, которые заблуждались, и в силу определенных причин не оформили документы. И их нельзя называть незаконными мигрантами, но они и не граждане России. То есть необходимости срочно принять меры для того, чтобы их легализовать. Если человек добропорядочный, приехал здесь осуществлять трудовую деятельность, привез семью, почему бы и нет. Мы должны подумать на эту тему.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.