Ирина Гасанова

Точка застройки и пядь родной земли

Пресловутая точечная застройка Киева и других крупных городов разрушает их архитектурный облик и снижает качество жизни людей. Однако с произволом властей и застройщиков можно успешно бороться. Для этого граждане должны научиться действовать организованно и квалифицированно

Общественные слушания жителей Подольского района по вопросу застройки сквера на площади "Красная Пресня", состоявшиеся 7 июня, закончились принятием клятвы на верность Подолу. В ней собравшиеся торжественно обещали бороться "за каждую пядь подольской земли, каждый куст, каждое дерево". На последних словах текста, зачитать который поручили ветерану Великой отечественной войны Екатерине Рыбацкой, все семьсот человек, которых в тот вечер вместил зал кинотеатра "Жовтень", в один голос трижды прокричали "Клянемся! ". В глазах многих — и стариков, сидящих в первых рядах, и коренастых мужчин от тридцати до пятидесяти, и молодых менеджеров в белых воротничках на галерке — стояли слезы. Представители городской и районной власти, наблюдавшие полуторачасовое собрание из президиума на сцене, и так чувствовали себя неловко, а финалом были просто ошарашены. Глава Подольской райадминистрации Евгений Романенко в заключительном слове не посмел больше склонять собравшихся на сторону власти, что пытался сделать в приветственной речи, и пообещал сделать все возможное, чтобы Киевсовет рассмотрел решение, принятое на этих общественных слушаниях. Его суть сводится к запрету любого строительства на территории сквера по адресу ул. Константиновская, 28–30.

Этот документ появился в результате почти годичного конфликта жителей Подола со столичными властями. То, что сквер будет уничтожен и передан под застройку, жители близлежащих домов поняли только тогда, когда были срублены сорокапятилетние голубые ели. До этого момента зеленый забор, который год стоял вокруг сквера, ассоциировался у подолян с его обновлением. Оказалось, что еще в апреле 2004 года участок в 30 соток в сквере был передан Епархии Армянской апостольской церкви под строительство церковного здания. Проект также предусматривал возведение рядом с церковью пятиэтажного офисного центра с подземным паркингом. Это обстоятельство и возмутило жителей микрорайона, поскольку под угрозой уничтожения оказалось единственное нетронутое место отдыха детей и пенсионеров. К тому же наличие сквера значительно повышало стоимость квартир в микрорайоне, из-за чего интерес подолян к зеленому массиву был вполне прагматичным.

Масштабного перераспределения уже розданной киевской земли при мэре Леониде Черновецком не произошло. Но руководители города по-прежнему стараются заручиться поддержкой чиновников из центральной власти и наиболее влиятельных в стране бизнесменов, раздавая участки в столице. Только теперь они вынуждены делить те территории, которые по законодательству застраивать нельзя.

В условиях затянувшегося политического кризиса киевская власть осталась без дееспособного контролера сверху. Благодаря закону о столице в городе выстроена автономная система местного самоуправления: избранный мэр автоматически назначается главой горгосадминистрации, а ее аппарат является исполнительным органом Киевсовета. С руководством правоохранительных органов мэрия заключает "договор о ненападении" с помощью той же земли и квадратных метров дорогой столичной недвижимости. Без мощной инициативы со стороны парламентских партий шансов на появление влиятельной оппозиции в Киевсовете, где подавляющее большинство депутатов либо уже имеют бизнес в столице, либо намерены им обзавестись, нет. В такой ситуации личность мэра Киева не имеет принципиального значения: кто бы им ни был, его позиция по отношению к строительству в городе не будет серьезно отличаться от той, которую демонстрирует команда Черновецкого. Киевляне оказались перед необходимостью самостоятельно выстраивать систему взаимоотношений с властью.

Им есть, что терять

Мгновенной реакцией жителей близлежащих домов на информацию о том, что подольский сквер будет застроен, стал снос забора. Если бы не прибывший наряд милиции, протесты грозили перерасти в драку с представителями армянской общины "Ноев ковчег", финансирующей строительство церкви. Сквер взяла под охрану милиция. Дело в том, что у строительных фирм ООО "Нафтобуд", ООО "ВКП Мегабуд" и ООО "НВБ ФИРМА ”Добробуд”" на руках был весь комплект документов, необходимых для начала строительства. Против такого аргумента любые акции протеста бессильны. Остановить строительство может только киевская власть, которой жители Подола должны доказать неправомерность принятого ею решения.

Организовывать долгосрочную борьбу за сквер взялся бизнесмен Сергей Шевченко. Мотивация у него железная — если церковь и офисный центр все-таки будут построены, они перекроют доступ солнечного света в его квартиру, что противоречит нормам законодательства. Члены армянской общины многим жильцам из окрестных домов предлагали поменять их квартиры на равноценное жилье в другом районе. Но этот аргумент не подействовал. "Я уже достиг того социального статуса и материального положения, чтобы самому решать, где жить в своем городе. Я купил довольно дорогую квартиру в престижном районе, вложил деньги в капитальный ремонт и не собираюсь от нее отказываться", — заявляет Шевченко. Его бизнес (разработка и продажа строительных карьеров, строительство и продажа коттеджных городков) стабильно приносит высокие доходы. К вопросу защиты собственности он также подошел по всем правилам ведения бизнеса. Для организации долгосрочной акции протеста Шевченко пригласил приятеля Александра Ляльку, являющегося профессиональным организатором массовых мероприятий: он прошел курс обучения у представителей голландского и немецкого фондов по поддержке гражданского общества, а также участвовал в подготовке и проведении оранжевой революции. Ценность этого общественного активиста еще и в том, что он юрист по образованию и умеет работать с чиновниками и судебными инстанциями. То, как действовали под его руководством жители Подола, создало в столице прецедент. Граждане сумели предотвратить начало строительства, несмотря на то что у застройщиков были все необходимые разрешения.

Движущей силой самоорганизации жителей стала инициативная группа, в которую вошли не только самые активные подоляне, но и специалисты в области юриспруденции, градостроения, а также люди, имеющие опыт бюрократической работы на госслужбе. На Подоле подобрать необходимых специалистов оказалось несложно. В своих выступлениях на общественных слушаниях в кинотеатре "Жовтень" неправомерность застройки сквера профессионально обосновывали вице-президент Союза архитекторов Украины Сергей Духовичный и эколог Алексей Ховратенко. Первый как член градостроительного совета Киева заявил, что на рассмотрение горсовета был внесен только проект церкви без "пристроек в виде офисного центра с паркингом". Второй — что сквер жизненно необходим жителям Подола, поскольку из-за интенсивного движения транспорта количество вредных выбросов в атмосферу в 25 раз превышает предельно допустимую концентрацию. Оформлением запросов в органы власти занимается Марина Воловик, много лет занимающая должность секретаря в одном из комитетов Верховной Рады. С судебными инстанциями работают три местных юриста. Иски против органов городской власти, а также строительных компаний жители подали в несколько районных судов столицы. "Мы не должны выступать против киевских армян, у нас совершенно иная задача — заставить власть учитывать интересы граждан", — заявил "Эксперту" эколог Алексей Ховратенко.

В серьезности намерений жителей Подола власти убедились после того, как те самостоятельно начали обустраивать уже частично заваленный стройматериалами сквер. В ответ на появление на участке железной мини-конструкции церкви, по инициативе Александра Ляльки подоляне в середине мая за собственные деньги и своими силами соорудили детскую площадку с игровыми снарядами и спортивными тренажерами. С тех пор жильцы близлежащих домов каждую субботу собираются на площади и продолжают реконструировать сквер. Планы у подольской общины большие: помимо детской и спортивной площадок они хотят создать зону отдыха для пожилых людей, фонтан имени Кирилла Кожемяки и водяной каскад. Проект обновления зеленой площадки разработал профессиональный архитектор по заказу и на деньги жителей района. Если Киевсовет вернет этому участку статус сквера, то его реконструкцию возьмется финансировать группа компаний "Планета", офис которой расположен на той же площади. Для остальных расходов — оплату адвокатов, покупку стройматериалов и инструментов, печать агитационных листовок (которые жильцы расклеивают в общественных местах) — создан фонд. Основными его вкладчиками стали бизнесмены из расположенных около сквера домов. Они же выделили пять тысяч долларов на детскую площадку и тренажеры. "Я много и сам организовывал, и просто участвовал в акциях, но такой гарлемский драйв, с каким зажиточные подоляне срывали железобетонные плиты под создание детской площадки, видел впервые. Все это происходило на глазах представителей армянской общины, чиновников из городской власти и милиционеров", — рассказывает Лялька. После того как жители взялись за реконструкцию сквера, какие-либо попытки строить церковь и офисный центр прекратились. До этого ни определение Шевченковского райсуда о запрете строительных работ, ни ночной караул подолян не останавливали инициаторов строительства.

Манхеттен по-киевски  

Как-то в разговоре с корреспондентом "Эксперта" партнер строительной компании "ХХІ Век" Андрей Миргородский, который при мэре Александре Омельченко был первым заместителем главного архитектора Киева, высказал предположение: "Плотность застройки Киева будет увеличиваться, его ждет судьба всех мегаполисов: здесь все равно будет Манхеттен". Решение Киевсовета о выделении земли предполагает, что депутаты принимают или отклоняют экспертные заключения нескольких комиссий, управлений и регуляторных органов (от пожарников до санитарно-эпидемиологической службы), изучавших строительный проект, в том числе на предмет его соответствия градостроительной документации. Если придерживаться этой схемы, то в столице нет земельного ресурса, который в Генеральном плане развития Киева и по закону о градостроительстве предназначен под застройку. Такая земля была роздана еще во вторую каденцию бывшего мэра Александра Омельченко (2002–2006). Тем не менее, с апреля прошлого года нынешний горсовет во главе с мэром Черновецким выделил под застройку 1,4 гектара земли. В лучшем случае это участки в промзоне и под старыми домами, подлежащими сносу. Но в основном делят зеленую и парковую зоны, а также придомовые территории: детские площадки, палисадники.

Решение подольских общественных слушаний примечательно не только четкостью соблюдения юридических формальностей. Оно является зеркальным отражением схемы, по которой столичные депутаты выделяют земельные участки в непредназначенных для строительства зонах. Суть ее в том, что одним решением о выделении земли Киевсовет принимает сразу несколько промежуточных решений, которыми вносит изменения в генплан и другие комплексные программы развития города. К примеру, постановление о выделении 113 гектаров вдоль залива в Оболонском районе первым пунктом исключает эту территорию из зеленой зоны общественного пользования, вторым — вносит изменения в программу развития зеленой зоны и включает ее в земельный запас для жилищного строительства, третьим — передает участок строительной компании. Отобразить такие точечные изменения в генплане невозможно. В нем Киев просто разделен на зоны. Следующим этапом разработки градостроительной документации должны стать детальные планы территорий (ДПТ), которые уточняют застройку района, микрорайона, квартала вплоть до обозначения этажности и площади новостроек. Но за пять лет с момента принятия генплана Киева разработано только два ДПТ: Печерского района и заказника Жукова острова. Но и их Киевсовет пока не утвердил. При таком состоянии градостроительной документации точечная застройка столицы ведется без формальных нарушений. Однако на деле главный документ, регулирующий развитие мегаполиса, не работает. "Сколько точечных изменений внесено в генплан, ни в градостроительном совете, ни в горадминистрации не знают. Хаотичная застройка идет полным ходом, и город уже напоминает цыганское одеяло, сшитое из лоскутов разного цвета и фактуры", — говорит глава общественной организации "Голос громады Киева" Владимир Бондаренко. Жить в таком городе становится все менее комфортно.

Рождение горожан

К протестам киевлян против застройки их придомовых территорий со скверами и детскими площадками столичные власти подошли по принципу "возглавить, чтобы обезвредить". Согласно двум решениям Киевсовета от 2005 года, пакет разрешительной документации на строительство в столице включает в себя результаты общественных слушаний и обсуждений. Однако проводятся эти мероприятия по традиционной схеме украинской демократии: на место будущей застройки за небольшую плату в лучшем случае свозятся жители отдаленных улиц того же района или обитатели других районов города. Поскольку четкого разделения районов Киева на микрорайоны нет, застройщики получают согласие на строительство на улицах старого Подола от жителей массива Виноградарь, который тоже входит в Подольский район, но расположен минимум в трех километрах от его исторической части. На общественных слушаниях зарабатывают и отдельные общественно-политические организации, распространившиеся по Киеву, как предвыборные технологии перед мартовскими выборами-2006. Однако даже проведенные по всем правилам общественные слушания с участием жильцов, чьи непосредственные интересы может затрагивать новостройка, не гарантируют, что городские власти учтут позицию граждан.

В украинском законодательстве участие территориальной общины в планировании развития своего района оговорено в законе о местном самоуправлении и законе об основах градостроения и планировании территорий. В Киеве обязательное проведение общественных слушаний предусмотрено "Уставом территориальной громады Киева" и правилами застройки. Но ни один из этих нормативных актов не обязывает власть учитывать позицию граждан при принятии решений — Киевсовет лишь принимает к сведению факт проведения общественных слушаний. Если строительство уже начато, а жители выступают против него, то они должны собрать тысячу подписей под обращением в горсовет, который власти обязаны рассмотреть. Поэтому первое, что необходимо изменить в нормативно-правовой базе деятельности органов местного самоуправления, так это добиться того, чтобы законом или решением Киевсовета власть обязали учитывать отношение территориальной общины не только на этапе уже разработанного и утвержденного горсоветом строительного проекта, но и на этапе выделения под него земли. Избежать ситуации, когда эгоизм жильцов блокирует развитие города (к примеру, в случае со строительством ветки метро через Русановские дачи), городские власти смогут тогда, когда разработают планы застройки территорий, четко обозначат границы микрорайонов, определят категорию граждан, чьи непосредственные интересы затронет предполагаемое строительство, а также создадут механизм компенсации. Такая четко прописанная нормативная база градостроения может стать началом бизнес-плана стратегического развития Киева с ясной схемой его реализации.

Самый дорогой ресурс Киева — земля — ограничен. Это приводит к  централизации столичной власти. Киевсовет во главе с Черновецким лишил райадминистрации полномочий выделять землю в своих районах, поэтому лоббировать собственные интересы через наиболее близкие к ним им органы власти горожане уже не могут. В условиях перманентного кризиса на общегосударственном уровне апеллировать к Кабинету министров, президенту и Верховной Раде малоэффективно. Самостоятельность нынешнего мэра, имеющего лояльное большинство в Киевсовете, демонстрирует решение о придании Киевгоргосадминистрации статуса исполкома органа местного самоуправления. Согласно закону о столице, горадминистрация и так выступала исполнительным органом Киевсовета, но предыдущий мэр Александр Омельченко сохранял представительство президента в структуре столичной власти в знак готовности согласовывать свои действия с Леонидом Кучмой. Тогда как Черновецкий полностью обезопасил себя от посягательств центральной власти на свои полномочия.

В то же время столичные власти все чаще сталкиваются с выступлениями горожан против их градостроительной политики. Сейчас в Киеве почти три сотни проблемных строительных проектов, начало которых заблокировано акциями территориальной общины. В секретариате Киевсовета рассмотрения на сессии ожидают обращения с требованиями отменить застройку придомовых территорий и парковых зон, которые подписали более двадцати тысяч киевлян. Столица — не только место концентрации наибольшего финансового и интеллектуального ресурса, но и город, в котором больших успехов добиваются наиболее социально активные члены общества.  Уровень доходов значительной части киевлян позволяет им задумываться о таких вещах, как качество жизни и комфортность городской среды. Подталкивать жителей столицы к действию будет непродуманная политика городских властей, которая затрагивает их интересы как собственников. Обитатели престижных районов города уже доказали, что в состоянии отстоять свои права. А именно в Киеве зарождались многие общенациональные тенденции. Очевидно, что первыми контроль над действиями местных властей начнут устанавливать жители украинских мегаполисов.

 

Источник: "Эксперт Украина", 25 июня 2007 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.