Дмитрий Морозов

Реальность виртуальных городов

Благодаря развитию технологий и Интернета виртуальные города становятся все более похожи на реальные, соединяя в себе вещи из реального мира и предоставляя удобства виртуального

Дмитрий Морозов, редактор веб-сайта Центра стратегических разработок "Северо-Запад", раскрывает понятие "виртуального города" и его роль в нашей жизни.

Сегодня все больше элементов из реального мира находят свое отражение в мире виртуальном: искусство, образование, бизнес. И вполне закономерно, что в виртуальное пространство переносится и город, естественная среда обитания современного человека.

Рисунок 1

Модель реального города, созданная на основе 2-х мерного плана

 

 

 

 

 

Обычно под виртуальным городом принято понимать некую совокупность уже существующих  информационных ресурсов реального города, размещенных в Интернет.

К таким ресурсам можно отнести информационные сайты фирм города, администрации, музеев, театров, Интернет-магазины и т.д. Условно их можно называть виртуальным городом, но по существу это просто массивы информации: тексты, графика, звук и видео. По своей сути эти ресурсы объединены только наличием реальных прототипов, привязанных к конкретной географической местности.

Почему же эти "информационные города" нельзя назвать виртуальными?

Под "виртуальной реальностью" понимают модель какой-либо среды, передаваемой человеку через ощущения.

Конечно, можно сказать, что нынешней Интернет-магазин — это своеобразная модель реального магазина, которую мы воспринимаем через зрение. Но как мы совершаем покупку в таком магазине? Никто не подходит к прилавку, не берет в руки интересующую книгу, чтобы ощутить ее вес и полистать ее страницы — вместо этого мы, увидев ссылку с названием издания, щелкаем по ней мышкой, отправляя книгу в электронную корзину.

Рисунок 2

Карта, показывающая динамику роста виртуального города (по материалам ActiveWorlds)

 

 

 

 

 

 

 

То же можно сказать и об информационных городах. Огромный массив информации и относительно удобные средства навигации по нему не позволят, однако, пройтись по улицам города, полистать в магазине книгу, встретить на виртуальной улице знакомого и пожать ему руку.

Впрочем, уже сейчас предпринимаются шаги к тому, чтобы превратить разговоры фантастов о виртуальных городах в реальность.

Такие разработки ведутся уже довольно давно, одной из первых областей, где появились виртуальные города, стало городское планирование. Использование виртуальных моделей в данной сфере позволило решить ряд серьезных задач: сохранение существующего исторического облика города, комфортность проживания, вопрос транспортных систем. У разработчика появилась возможность оценить будущий проект не в отрыве от городской среды, а с учетом существующих инженерных коммуникаций, влияния различных источников загрязнения и шума. Теперь, надев шлем ВР, можно прогуляться по будущему кварталу, зайти в отдельное здание, посмотреть на вид, открывающийся из окна будущей квартиры.

Однако даже самые прекрасно спроектированные виртуальные города страдали существенным недостатком — они были безлюдны. Даже существовавшие в них виртуальные модели людей оставались лишь компьютерными программами.

Рисунок 3

В виртуальном городе есть своя бензозаправка, машины и даже банк

 

 

 

 

 

Следующим шагом, приблизившим ВР и виртуальные города к человеку, стал Интернет и разработка VRML (Virtual Reality Modeling Language) — язык моделирования Виртуальной реальности. VRML позволил создавать 3-х-мерные виртуальные пространства и города и размещать их для всеобщего доступа в Интернете.

Эти города стали населять уже не компьютерные программы, а реальные люди. Причем это были люди со всего мира, а не только какой-то одной страны или расы — доступ в виртуальные города открыт всем.

Изначально виртуальные города являлись очень простыми по своей структуре, по сути, они представляли собой очередное место для общения, став своеобразной новой формой Интернет-чата. Пространство города ограничивалось несколькими "домами", разделенными по интересам, где можно было найти собеседников и пообщаться с ними. В дальнейшем количество жителей начало расти, а вместе с ними начали увеличиваться и города. Причем этот рост стал не просто количественным, виртуальные города трансформировались, все больше приобретая черты своих реальных прототипов.

Одним из таких наиболее удачных проектов оказался ActiveWorlds (http://www.activeworlds.com), огромный Интернет-портал, объединяющий более 1000 виртуальных пространств. Общая площадь виртуального города ActiveWorlds, по данным на 2001 год, составила более 400 квадратных километров и постоянно увеличивается.

Рисунок 4

В Виртуальном Петербурге можно увидеть, что в 1900 г. Дворцовая площадь была красного цвета

 

 

 

 

 

Также как и в настоящих городах, в ActiveWorlds есть районы и кварталы. Есть и органы власти в виде городского совета. Появились даже виртуальные деньги. Развивается социальная сфера: в виртуальных городах располагаются свои кинотеатры, где показывают фильмы, снятые жителями города; есть картинные галереи, библиотеки, парки аттракционов, периодически выходят газеты и журналы. Присутствует  в виртуальных городах и коммерция: открываются магазины, идет активная торговля недвижимостью, работают казино, где можно потратить и выиграть как виртуальные деньги, так и реальные. Причем это не просто красивые трехмерные модели зданий, а реально действующие заведения, владельцами которых являются горожане.

Благодаря своей открытости и практически не ограниченным возможностям для самореализации, отсутствию проблем, присущих реальным городам (перенаселенность, загрязнение окружающей среды, транспортные проблемы, арендная плата за землю, проблемы с правом на жительство), виртуальные города становятся все более популярными.  

Учитывая перспективность виртуальных городов, правительства многих стран уже сейчас создают копии реальных городов в виртуальном пространстве. При этом преследуются не только развлекательные, но и чисто практические цели: сохранение для будущих поколений истинного облика города, градостроительная деятельность, безопасность, навигационные системы, информационно-поисковые задачи, туристская привлекательность города и т.д.

Хорошим примером реализации виртуального города может служить проект "300.ru" — виртуальный Санкт-Петербург (http://www.300.ru). Данный проект находится пока еще на начальной стадии, но уже сейчас он может предложить детальную 3-х мерную модель центра Санкт-Петербурга. С помощью этой модели пользователь может совершить путешествие во времени, посмотрев, как изменялся внешний облик города со временем. В дальнейшем авторы проекта планируют расширить возможности виртуального Петербурга, совместив его с существующими информационными ресурсами города.

Конечно, говорить о том, что виртуальный город стал полной заменой реального, неверно. Пока что виртуальный город — это своеобразная форма развлечения наподобие компьютерной игры. Но благодаря развитию технологий и Интернета виртуальные города становятся все более похожи на реальные, соединяя в себе вещи из реального мира и предоставляя удобства виртуального.

 

Источник: "Российское Экспертное Обозрение", №2 (16) 2006 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.