Вячеслав Штыров
Версия для печати

Индустрия плюс инфраструктура

На Дальнем Востоке должны развиваться все три типа экономического освоения территории: сырьевой, перерабатывающий и агломерационный

Вячеслав Штыров (Президент Республики Саха (Якутия)) — об экономическом освоении Республики Саха.

Cтратегия развития Республики Саха (Якутия) неразрывно связана с необходимостью ответа на главный геополитический вызов — освоение Дальнего Востока как части территории России. В рамках этой миссии необходимо развивать три экономических пояса: сырьевой на севере, перерабатывающий в центре и агломерационный на юге. На территории Якутии возможно гармоничное развитие всех трех типов экономического освоения.

В настоящий момент Дальний Восток является скорее географическим, чем экономическим понятием. Занимающие почти 40% площади Российской Федерации регионы Дальнего Востока существенно дифференцированы по экономико-географическим и природно-климатическим условиям, между ними не развиты хозяйственные, транспортные, логистические связи. Поэтому формирование стратегии каждого региона требует четкого обозначения ключевой цели и миссии. Главное — соблюдать два основных принципа: экономической эффективности инвестиционных проектов и их интегрированности в дальневосточную и общероссийскую кооперацию.

Республика Саха (Якутия) — регион уникальных запасов минерально-сырьевых ресурсов. Якутия занимает первое место в России по площади и природным запасам. Благодаря размерам и геологическим особенностям территории здесь представлен практически весь спектр существующих на планете ископаемых. Еще один уникальный ресурс Якутии — месторасположение, которое позволяет обеспечивать роль глобального транспортного и энергетического моста между разными частями страны.

Потенциал региона может реализовываться в двух направлениях. Это развитие мощнейшей базы для получения минеральных ресурсов и продуктов их первичной переработки и создание условий по их транспортировке для переработки на юг. При успешном решении поставленных задач Якутия должна стать важнейшим тыловым регионом для более южных районов Дальнего Востока, фактором развития перерабатывающих производств и машиностроения в Приморском крае, Хабаровске и Амурской области. Реализация потенциала первичного и вторичного секторов, в свою очередь, позволит развить постиндустриальные инновационные технологии в других центрах Дальнего Востока — южнее и ближе к портам. А они дадут обратный инновационный импульс в сырьевые регионы севера — Якутию и Магаданскую область. Укрепление таких взаимосвязей создало бы основу для стабильного роста экономики Дальнего Востока.

Четкое понимание нынешней конъюнктуры российского и мирового рынков и определение заделов на будущее позволяет сформировать перечень ключевых направлений развития Якутии и определить специализацию отдельных территорий, где возможно образование мощных производственных кластеров. Первая попытка создания таких кластеров — советские ТПК, ни один из которых не был завершен. Сейчас мы стартуем со второй попыткой запуска активной кластерной политики в совершенно новых условиях, исходя из другого понимания проблем и других критериев эффективности. Перед нами стоит цель создать серию крупных промышленных узлов. Каждый со своей пространственно-отраслевой структурой.

В Западной Якутии формируется кластер, основанный на добыче и переработке нефти и газа и развитии энергетики. В Южной Якутии уникальное сочетание самых разных полезных ископаемых и гидроэнергетического потенциала дает возможность создания крупного промышленного комплекса кластерного типа, позволяющего на базе общей инфраструктуры довести сырье до первичного передела, развивая горнодобывающую промышленность, гидроэнергетику, черную металлургию, газохимию и газопереработку. На XI Петербургском экономическом форуме в июне 2007 года проект "Комплексное развитие Южной Якутии" получил одобрение Инвестиционной комиссии по отбору проектов, претендующих на средства Инвестиционного фонда РФ. Остается пройти еще несколько раундов утверждения, однако уже сейчас мы понимаем, с какими проблемами столкнемся при реализации этих масштабных проектов.

В своем развитии мы движемся по принципу диффузии роста. Экономический подъем в одной точке должен давать общенациональный эффект. И это относится не только к индустриальному росту, но и к транспортному, и к инфраструктурному развитию. Ведь создание полноценного промышленного комплекса невозможно без надежной и развитой инфраструктуры, связанной с крупными транспортными, логистическими системами.

В настоящее время транспортно-энергетические связи между западной и восточной частями страны обрываются в районе Байкала. Объединение транспортной и энергетической систем в единую сеть, создание надежных переходов между восточными и западными регионами Российской Федерации — это еще один вызов в масштабах страны, и решение связано с территорией Якутии.

Масштаб проектов определяется нашим горизонтом планирования. Одобренная правительством "Схема комплексного развития Республики Саха (Якутия) до 2020 года" сейчас дорабатывается на перспективу до 2030 года в параллели со "Стратегией развития Дальнего Востока". Любое стратегическое решение направлено на создание основ для второй волны индустриализации в республике и развитие связей экономики Якутии с рынками всего Дальнего Востока. Только комплексное решение этих проблем позволит нам ответить на главный геополитический вызов — укрепление позиций России на Дальнем Востоке.

 

Источник: "Эксперт", 22 октября 2007 г .


 Приоритет №1

Премьер-министр России Михаил Фрадков, находившийся с официальным визитом в Якутии, поручил Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос о финансировании из федерального бюджета проектов по развитию транспортной инфраструктуры этой дальневосточной республики.

По оценке Фрадкова, развитие транспорта – это "приоритет номер один" в решении вопросов социально-экономического развития Якутии. Решение данного вопроса даст стимул развитию региона и создаст более привлекательный инвестиционный климат для бизнеса. Финансовая поддержка транспортных проектов в республике за счет федерального бюджета будет осуществляться по трем направлениям: через федеральную целевую программу модернизации транспортной системы Дальнего Востока и Забайкалья, за счет Инвестфонда и межбюджетных трансфертов.

Приоритетным проектом является достройка железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск, в финансировании которой наряду с федеральным бюджетом активно участвует правительство Якутии. Решив вопрос строительства железной дороги, можно будет подойти к вопросу строительства автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена в районе Якутска.

По оценке замминистра транспорта России Александра Мишарина, расходы федерального бюджета на поддержку транспортных проектов в Якутии составят около 70 млрд рублей. Среди основных проектов он назвал строительство моста через Лену (стоимость которого составит 17 млрд рублей), строительство железнодорожных и автомобильных подходов к мосту, строительство и реконструкцию федеральных автодорог "Колыма" и "Вилюй" (5 и 8,5 млрд рублей соответственно), работы по обеспечению судоходства на реке Лена (14 млрд рублей).

 

Источник: "Эксперт Online", 14 марта 2007 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.