Фома Амико, Вадим Иванченко, Юрий Ревич

Мобильный город, чудо света

За пять лет был разработан проект плавучего города, размеры которого не могут не вызвать восхищения: 1300 метров в длину, 220 в ширину и около 100 метров в высоту при весе 2,7 миллиона тонн. Главный застройщик утверждает, что в мобильном городе сконцентрируются самые передовые технологии корабельного и гражданского строительства, новейшие дизайнерские решения и последние разработки в области вычислительных и коммуникационных систем

Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?..
А. С. Пушкин

Каждая эпоха имеет свой идеал общественно-экономического устройства, свое представление о техническом совершенстве. И как же интересно наблюдать за их воплощением в жизнь и размышлять о последствиях. Тем более что предмет для размышлений как раз пред нашими глазами. Вы только представьте: курорт, непреходящее лето, все виды отдыха и развлечений, современные постройки из металла, стекла и бетона, полный спектр широкополосных коммуникаций, свободная экономическая зона, комфортабельный круизный лайнер — и все это… ваш родной дом. Фантазии Жюля Верна уже в который раз сбываются — перед нами плавучий город-корабль…

Идея построения собственного города пришла Норману Никсону более двадцати лет назад. Миллионер, грамотный инженер и обладатель богатого практического опыта, этот истинный американец воспылал желанием создать "небольшой Гонконг", предназначенный для комфортабельной жизни в свободном экономическом пространстве, для ведения бизнеса без налогов и торговли без пошлин. Собрав команду единомышленников, Никсон с жаром взялся за работу. Первоначально проект планировалось осуществить на одном из многочисленных островов Карибского моря, но то ли из-за нехватки средств на приобретение участка земли, то ли благодаря возникновению более заманчивой идеи, воображаемый город-остров стал мобильным, превратившись в огромный корабль с незамысловатым именем Freedom Ship — "Корабль Свободы". При этом инвестиционной привлекательности идея не потеряла: расчеты показали, что строительство корабля-города обойдется дешевле, чем освоение острова, да и прибыли он принесет больше.

За пять лет был разработан проект плавучего города, размеры которого не могут не вызвать восхищения: 1300 метров в длину, 220 в ширину и около 100 метров в высоту при весе 2,7 миллиона тонн. Главный застройщик утверждает, что в мобильном городе сконцентрируются самые передовые технологии корабельного и гражданского строительства, новейшие дизайнерские решения и последние разработки в области вычислительных и коммуникационных систем.

Специалисты основанной Никсоном компании Freedom Ship International проанализировали весь опыт строительства больших надводных объектов — от плавучих доков времен Второй мировой войны до современного плавучего аэродрома SeaBase, разрабатываемого Министерством обороны США, имеющего длину более полутора километров и способного одновременно принимать до десяти тысяч человек.

Вместимость Freedom, конечно, внушительнее: пятьдесят тысяч постоянных жителей, двадцать тысяч визитеров, пятнадцать тысяч членов команды и обслуживающего персонала. На борту предполагается построить семнадцать тысяч апартаментов разного класса и разместить четыре тысячи фирм. За два года корабль-город будет неспешно огибать земной шар, около семидесяти процентов времени проводя близ крупных мировых портов.

Получив официальную поддержку правительства Гондураса, которое выделило для строительства участок побережья одной из самых больших и безопасных бухт мира (г. Трухильо), компания готовится начать работы уже в этом году.

Детали проекта в большинстве своем не являются достоянием широкой публики, поэтому, собрав известные факты, мы решили пофантазировать о том, какая будет жизнь на плавучем острове. Материал в духе классической утопии, исполненный в жанре античного диалога, подготовил Александр Филонов, а размышление-монолог на злобу дня — Юрий Ревич.

Cегодня трудно сказать, как изменит строящийся город-корабль наше будущее, станет ли он чудом света или канет в Лету, забытый потомками, вырастет ли из этой затеи мобильная столица единого мирового государства, или он окажется домом престарелых миллионеров, не успевших утолить жажду путешествий? На эти вопросы, как всегда, даст ответ лишь время…

Левиафан, или Город в океане

Беседу ведут монах (M), ведающий монастырской гостиницей для мирян и путников, и мореплаватель из Генуи (Г), собирающийся в дорогу после ночлега в сём божьем доме[1].

М: Пожалуйста, поведай, что тебе довелось повидать, странствуя по морям, какие приключения пережить…

Г: Я уже рассказывал тебе, как в шторм наше судно лишилось руля и ветрил и три дня было игрушкой волн. А затем к нему приблизился бронекатер, нас окружили вооруженные мужчины и женщины и доставили на корабль Свободы.

М: А что это за корабль? Почему ты называешь его кораблем свободы? Как он устроен и как выглядит? Какие там царят порядки?

Г: Кораблем Свободы его нарекли создатели. Однако многие горожане пишут его название слитно — Freedomship, что я перевел бы как "Свободство". Весьма уместное название, но об этом я поведаю тебе чуть позже. Если бы ты побывал в России и познакомился с понятием "микрорайон", измышленным в этой дикой, но изобретательной стране и означающим город в городе, ты бы мог понять это лучше, однако и знакомства с пригородами Парижа будет довольно.

Издали сей корабль напоминает собранные воедино многоэтажки, парки, скверы и небольшой аэродром. Аэродром, как того и ожидает всякий разумный человек, находится на самой верхней палубе и притом достаточно просторен, чтобы принимать двухмоторные аэропланы, ибо длина корабля такова, что путь пешком от носа до кормы займет добрых четверть часа, хотя надобно отметить, что пешком ходят там лишь те, кто сам того желает, ведь днем и ночью по кораблю курсируют трамваи, а если кто стремится к одиночеству, может взять велосипед. Ведь время там тоже ценят, потому что даже в часы праздности горожанин найдет чем заняться. Есть там и магазины, и всяческого рода развлекательные заведения, где жизнь не затихает сутки напролет. Словом, корабль в самом деле являет собой небольшой город со всей его инфраструктурой… Причем в разных районах можно узреть разные образчики архитектуры и декора, ибо население многолико и многообразно, и каждая диаспора свято блюдет национальные традиции.

М: Но ведь управлять таким громадным кораблем, наверное, очень трудно!

Г: Как раз напротив. Винты корабля могут вращаться в любом направлении, так что сей левиафан может не только плыть куда угодно, но даже крутиться на месте. О таких мелочах, как непотопляемость корабля, который волна в пятьдесят локтей способна покачнуть лишь на ширину пальца, я даже не стану поминать, ибо она воистину феноменальна. Поражает другое: ему даже не нужен штурман, если разобраться. Всей техникой управляет навигационный компьютер, и вахтенному офицеру довольно лишь орудовать совсем игрушечным джойстиком. Но вообще-то не требуется даже такого вмешательства человека. Положение корабля определяет система GPS, и капитан может проложить курс, проведя пальцем по сенсорному экрану, после чего судно послушно пойдет по указанному пути, чуткими радарами обнаруживая любые преграды и обходя их.

М: А как же обитатели этого города общаются с внешним миром? Или они совершенно оторваны от событий и замкнуты в своем благополучном мирке?

Г: О счастье и благополучии этого мирка я поведаю тебе отдельно, ибо все обстоит отнюдь не так гладко и благопристойно, как может показаться неискушенному страннику.

Что же касаемо связи с миром, то она не только имеется, но и составляет основу деловой жизни корабля Свободы. На его борту установлено новейшее телекоммуникационное оборудование, проложены компьютерные сети и наличествует доступ в Интернет. Любопытно заметить, что при создании корабля главным средством общения инженеров служил как раз Интернет! Разумеется, обширная база данных регулярно пополняется, обеспечивая пользователей самой свежей и достоверной информацией. Есть у них и спутниковое телевидение. Создатели корабля даже разработали собственные технологические решения для обеспечения бесперебойной связи. У каждого горожанина есть сотовый телефон, позволяющий когда угодно связываться с любым городом мира, а для ретрансляции сигнала служит аэростат, плывущий по небу над кораблем. Поначалу эту роль играл самолет, круживший на высоте трех тысяч косых саженей[2], но аэростаты требуют куда меньше топлива, а творцы города очень заботятся об экологии, даже придумали специальную систему утилизации тепловой энергии выхлопа дизельных двигателей корабля, мощностью почти не уступающих табуну из сорока тысяч лошадей, — кстати, и выбраны дизели были как раз за то, что они меньше загрязняют атмосферу, нежели любые другие, пригодные для этой цели.

М: Но ведь, раз речь зашла об экологии, прости за столь недостойное упоминание, плавучий город должен производить неимоверное количество отходов человеческой жизнедеятельности, отравляя океан на своем пути?

Г: Не совсем так. Жители действительно производят нечистот ничуть не меньше, чем всякие прочие, однако те перерабатываются. Смывную воду очищают, после чего она снова идет на удовлетворение нужд граждан — как ты понимаешь, пьют ее только работники обслуживания, остальные же лишь моются ею. Твердые же отходы сжигают в диковинных электротуалетах и с выгодой продают полученный прах на вес в портах, где останавливается корабль. В последнее время распространилась мода на кремацию усопших с присоединением их пепла к отходам, ибо это пусть на малую толику, но увеличивает благосостояние общины.

М: А какая же ходит валюта в этой общине?

Г: А любая, ведь население интернационально и бывает во всех портах мира. Но жители предпочитают пользоваться смарт-картами "Фридомшип", потому что те автоматически конвертируются в любую валюту. А все расчеты с банками и магазинами корабля ведутся по внутренней сети.

М: Но ведь такие карточки легко могут быть похищены!

Г: Вовсе нет, потому что карточка опознает владельца по папиллярным узорам всей ладони, а не одного лишь большого пальца, как поначалу, причем кожа должна быть при этом теплой, а в капиллярах должен ощущаться пульс… Правда, и это не может оградить гражданина от опасности на все сто процентов — раньше на корабле случались страшные преступления: убийцы, прозванные "перчатчниками", отбирали у жертв смарт-карты и с еще теплой руки трупа снимали кожу, надевая на собственную руку, как перчатку, — и это несмотря на неусыпное бдение армии из двух тысяч охранников, обходящих судно дозором день и ночь. Но теперь этому ужасу положен конец, ибо армия увеличена до пяти тысяч — по человеку на каждый десяток горожан и пятерку приезжих, а во всех помещениях корабля — включая ванные и туалеты, где преступники скрывались поначалу, — установлены камеры наблюдения с круговым обзором, а чтобы их не могли подавить, любой источник нестандартного электромагнитного излучения засекается тотчас же, и на его перехват отправляется взвод обученных, вооруженных новейшим оружием бойцов невидимого фронта.

М: Но ведь это означает, что у граждан совсем нет личной жизни!

Г: Опять-таки, нет. Ведь наблюдение ведут не люди, а специальные компьютеры, работающие по эвристическим алгоритмам и выдающие информацию на экраны наблюдателей лишь в нештатных ситуациях. Вдобавок программы снабжены обратной связью и способны к самообучению.

М: Ну хорошо, но ведь тотальный контроль остается?! Каждого гражданина можно ежесекундно прослеживать по его смарт-карте?

Г: Но разве это такая уж большая цена за личную безопасность и благополучие? Вдобавок гражданин, каждый миг ощущая на себе всевидящее око, чурается злодеяний, как чумы, — да только ли злодеяний! Статистика отмечает, что количество адюльтеров снизилось на корабле с введением этой системы на целых 83 процента!

М: Но чем же зарабатывают себе на жизнь те, кто владеет капиталами, избавляющими их от всех забот о хлебе насущном?

Г: О, в этом отношении корабль Свободы тоже предоставляет широчайшие возможности. Оставим в стороне столь низменные предметы, как ассенизация и уборка помещений, ибо ими занимаются ничтожные личности, каковых можно нанять в любом порту, посулив бесплатный кров и стол во время круиза вокруг света. Хватает работы и для купцов и приказчиков всех рангов и мастей, ведь Всемирный Торговый Центр занимает на корабле целый этаж, сиречь палубу. А торговать тут и вправду выгодно, это настоящий рай для негоциантов, избавленных от любых пошлин и преследований мытарей. Как там выражаются, "тотальный дьюти-фри". Посему экспортно-импортные фирмы не знают ни сна, ни отдыха, собирая сказочные барыши. Да и любой другой настоящий профессионал всегда найдет себе дело на корабле Свободы. Больше всего здесь потребность в лекарях, особливо в геронтологах, ибо жители корабля очень заботятся о собственном здоровье и боятся старости — к примеру, спрос на "Виагру" здесь уступает разве что спросу на свободную от сахара (заметь, что и от пошлины) кока-колу и безалкогольное пиво. Посему популярны и многочисленные спортзалы и бассейны вкупе с тренерами и массажистками. Кстати, во всех помещениях установлены особые электростатические фильтры, улавливающие микробы и любую пыль, в том числе и цветочную, превращающие судно в рай для аллергиков, каковых в последнее время развитые страны плодят во множестве. Но высоким спросом пользуются и услуги преподавателей — здесь действуют не только школы, но и самый настоящий университет, — и стряпчих, улаживающих недоразумения между офшорными предприятиями и правительствами уймы стран, посещаемых судном во время нескончаемого пути вокруг света: я ведь уже объяснял тебе, что земля наша кругла, как яблоко. Счетоводы и банковские работники здесь тоже в чести. Офшорные — в самом буквальном смысле, сиречь удаленные от берегов, — банки привлекают сюда деньги со всего мира. А где деньги, там и технические службы, так что компьютерщики тоже в большом почете. С прискорбием отмечаю, что среди бизнесменов там много таких, кто прибыл отмывать грязные деньги в океанских водах.

Инженеров и прочих технических работников, обеспечивающих жизнь общины, лишь сдержанно уважают. Куда большим почетом пользуются дизайнеры по интерьерам, крупье, иллюзионисты и стриптизерши. Особняком живет община свободных программеров — им-то для работы не нужно ничего, кроме компьютеров и доступа в Интернет, каковые предоставлены каждому достойному гражданину через локальную сеть корабля. Так же работают здесь и художники, писатели, журналисты и изобретатели. Стоит помянуть и толмачей, попадающихся на каждом шагу и предлагающих свои услуги по смехотворным ценам.

М: Но зачем же нужны толмачи? Неужели у столь тесного мирка — по сухопутным меркам это заштатный городишко — нет единого языка?

Г: В том-то и беда! Создатели города-корабля были инженерами, не шибко разбиравшимися в тонкостях человеческих отношений. Они рассчитывали, что всеобщим станет англо-американский язык, ставший главенствующим во Всемирной Паутине. Но они вовсе не ожидали, что добрую часть первопоселенцев составят германцы, — а те по своей гордыне не пожелали отказаться от родного языка. С тех пор так и повелось. Каждая новая диаспора, складывавшаяся на корабле, считала свой священной обязанностью сохранить родной язык.

Конечно, космополиты предлагали ввести в качестве интернационального языка эсперанто, равно чуждый и равно доступный любой нации, но когда националистическое сознание прислушивалось к доводам разума?

М: Но ведь так недалеко и до стычек на национальной почве! И даже до настоящих войн! Ведь и религии у них, полагаю, разные?

Г: Разумеется, разные, хотя отцы города на первых порах об этом даже не задумывались. Но всякий мятеж должен вызреть, заговорщики должны, как оно и следует из сего термина, договориться — и тут-то в дело вступает действующий в сети корабля, как его любовно называют граждане, "Эшелончик"— Little Echelon — система выявления нежелательного контента. Как ты понимаешь, она призвана охранять не только банковские и навигационные системы, но и покой граждан от злоумышляющих террористов и повстанцев.

М: А кто же там употребляет власть, когда обнаруживаются злоумышленники?

Г: Как и надлежит по морскому кодексу — капитан.

М: Значит, капитан на судне — царь и бог?

Г: Что ты, это же корабль Свободы! Правда, в последнее время капитану все чаще приходится прибегать к неприятной обязанности наведения порядка.

М: Но разве при такой армии охранников и таких безотказных системах наблюдения могут возникать неприятности?

Г: Сразу видно, что ты в своей уединенной келье куда более оторван от мира, нежели этот корабль, ставший его средоточием. Начнем хотя бы со столь банального явления, как недоразумения между соседями. Пока дело не доходит до рукоприкладства, охрана попросту не имеет права вмешиваться. А поводов для недоразумений предостаточно — к примеру, животных там дозволено держать лишь у себя дома, дабы они не доставляли беспокойства окружающим. Но ведь запрету подчиняются далеко не все. Я уж не говорю о национальных разногласиях, для соседской ссоры с членовредительством бывает довольно заурядной антипатии.

М: И как же поступают с буянами?

Г: Так же, как и везде, — сажают в тюрьму по приговору капитана. За мелкие проступки предусмотрены более мягкие наказания наподобие общественно-полезных работ. Однако распространяется это лишь на простых граждан, а богатые и сильные мира сего находят способ избежать наказания.

М: Но ведь мелкие неприятности уладить не так уж трудно!

Г: Да, если в них не вовлечены целые диаспоры или партии. А между тем на корабле есть и шовинисты, и анархисты, и радикальные социалисты. Не забывай и о профсоюзах. Армия простых служащих, видящих вокруг праздную негу и роскошь, не может мириться со своим нищенским положением, иногда доходит до забастовок, саботажа и мятежей, и тогда против них приходится направлять настоящую армию. Именно из-за этого в каждом порту изрядную часть работников увольняют, набирая вместо них новых — однако тех приходится учить всему заново, что вызывает возмущение низким качеством обслуживания и нарекания со стороны состоятельных граждан, посему администрации приходится балансировать на узкой грани, выбирая между опытными и послушными — до поры до времени — служащими.

О киберпреступлениях говорить не будем, здесь они ничем не отличаются от таковых на Большой земле; меня же занимали лишь те, что связаны со спецификой корабля. Куда большую угрозу представляют для него террористы и пираты, влекомые сюда скопленными в банках и казино неисчислимыми богатствами и обилием столпов общества, коих столь выгодно держать в заложниках. И если атаки пиратов корабль, оснащенный самым современным оружием, отражает относительно легко, то террористы прибегают к различной тактике — от захвата аэродромной палубы до сборки на борту корабля разнообразных бомб, вплоть до атомных…

Вот в каких условиях существует сегодня воплощение идеала Свободы… Может быть, поэтому зовут судно "Свободством", ибо сей замысел инженеров-идеалистов, стремившихся к свободе и страдавших гигантоманией, был воплощен безупречно с технической точки зрения, но разбился о человеческую природу, как и все подобные начинания во веки веков. Аминь.

М: Погоди же! Расскажи еще хоть немного.

Г: Не могу, мне пора в путь.

Конструкция корабля необычна для океанских судов: его ширина больше высоты, что придает этому грандиозному сооружению необычайную остойчивость. Каркас судна образуют 520 герметичных стальных секций, каждая из которых имеет 24 метра в высоту, от 15 до 30 метров в ширину и 15-36 метров в длину. Секции, скрепленные болтами на берегу, составят сегменты длиной от 90 до 120 метров, которые после спуска на воду будут соединяться в базовую конструкцию.

Планируемые темпы строительства таковы, что уже через десять месяцев после начала работ три сегмента будут спущены на воду и начнется сборка всей конструкции, а еще через семь месяцев двадцатипятиярусный каркас будет закончен. Спустя два года от закладки корабля первые четыре тысячи помещений из двадцати одной запланированной будут готовы для заселения. С этого момента он сможет отправляться в плавание, остальное может быть доделано во время первого двухлетнего круиза вокруг земного шара.

Freedom Ship планируется оснастить мощными дизельными моторами (3700 лошадиных сил). Конструкция более чем полусотни гребных винтов позволит им поворачиваться на 360 градусов, обеспечивая высокую маневренность судна. Управлять моторной частью будут компьютеры.

Не забыли разработчики и об экологии. Система жизнеобеспечения спроектирована так, чтобы не загрязнять океан: все "издержки" жизнедеятельности будут сжигаться или перерабатываться. Зола удобрит цветочные клумбы, очищенные сточные воды будут перерабатываться в питьевую воду, что гораздо дешевле, чем опреснение морской воды. Излишек тепловой энергии главных двигателей пойдет на отопление помещений, нагрев воды и выработку электричества. Стеклянные, бумажные, пластиковые и металлические отходы планируется утилизировать и продавать на Большой земле, причем Никсон намерен получать за них приличные деньги. По оценке разработчиков, каждый житель корабля будет (должен?) производить отходов на 80 процентов меньше, чем житель обычного города.


Оформление быта

 

Уехать туда бы, где жизнь другая,
Не мучиться, не злиться, не любить.
Купить для разлуки попугая
И научить по-русски говорить…
Из эмигрантских стихов

Нас с вами, господа, все время достают. Никак не могут оставить в покое: нам мешают жить то пьяные подростки, то чеченские террористы, то милиция-полиция, то государственные органы, то вонючие автомобили и вообще загрязнение окружающей среды… Между тем задайте себе вопрос: а не доросли ли мы уже до того, чтобы попробовать обустроить свою жизнь самим? Давайте пошлем в соответствующее место — хотя бы в фантазиях — все эти надуманные проблемы и оставим себе проблемы настоящие, которые стоит достойно решать? Без проблем вообще жить не получится, но лично я готов хоть трижды в день решать свои собственные проблемы с женой, детьми, работодателем или даже с официантами в баре, — однако хочу, чтобы проблемы Чечни или Югославии, энергокризиса в Приморье или неурожая в Поволжье, пожара на танкере в Персидском заливе или падения курса NASDAQ меня не касались.

Я не живу в Чечне, Югославии, в Персидском заливе и Приморье. Вы можете меня обвинить, конечно, — вот какой гад, совсем не сочувствует, — но поверите ли, я глубоко убежден, что каждый делает свою жизнь сам (за исключением некоторых случаев типа кирпича с крыши, от которых не уберечься никому). Нет безвыходных ситуаций — есть проблемы, которые люди создают себе сами. Я научился разжигать костер под дождем еще в семилетнем возрасте, а русский самовар, на кипячение воды в котором в количестве пяти литров уходит одно полено, у меня стоит в углу — так что я не боюсь энергокризиса. Я выживу. Я боюсь только того, что, заработав деньги и пожелав жить красиво — со всеми этими занавесочками из тканого вручную материала, Интернетом на дому, коврами, которые чистятся проще, чем обои, сотовыми телефонами и автомобилями имени некоей Мерседес, мы это самое оформление быта (ведь это не более чем оформление — жизнь-то продолжается и в тюрьме, и в концлагере) потеряем из-за каких-нибудь фанатиков типа Маквея или Хаттаба. Не следует ли нам попробовать создать свое государство, в котором налоги будут взимать исключительно как плату за проживание, чиновники будут вежливыми "слугами народа", администрация будет действовать только в интересах населения, а качество электроэнергии будет таким, чтобы в придачу к компьютеру не приходилось приобретать еще и источник бесперебойного питания?

Запросто. Оказывается, для этого нужны лишь деньги. Сразу несколько проектов типа жюльверновского плавучего острова пытаются развернуться в мире. Меня не привлекают проекты размещения такого "острова-государства" на островах, хоть в Карибском море, хоть в Тихом океане. Такой реальный остров может подвергнуться вторжению того же Хаттаба-Басаева или Бен-Ладена, или подвергнуться давлению со стороны блюстителей "неотмывания денег" из ЕС (что, на мой сермяжный взгляд, почти одно и то же). Лучше всего создать плавучую штуку (не забудем, что 71 процент поверхности Земли занимают океаны) солидных размеров (чтобы не слишком качало) и управляемую всякой электроникой. По-моему, построить такую вещь вполне по силам мировому сообществу.

Предположим, мы (или кто-то, у кого денег поболее) скинулись и построили некий корабль "Утопия". Идеал наш — отдельное государство, никогда не заходящее в пределы двенадцатимильных зон иных государств (чтобы не действовала юрисдикция данной страны) и всегда перемещающееся по океану или стоящее на якоре в зоне недосягаемости для судебных приставов. Какие проблемы мы обязаны предвидеть?

Первый момент — чисто технический. Все механизированные транспортные средства, придуманные человеком до сих пор, имеют одну дурацкую особенность. Возьмем аэробус А-310. Его пустой вес 83 тонны, с горючим — тонн этак на 60 больше, а вмещает он 183 пассажира, если считать с багажом — тонн 25 максимум. Ничуть не лучше соотношение носимый груз/собственный вес у автомобилей: "Мерседес 600" весит полторы-две тонны, а может возить всего шесть рыл по восемьдесят килограммов, и даже если причислить багаж… Но хуже всего это соотношение у кораблей: они выгодны лишь потому, что плавают (а не летают и не ездят), а вопрос поддержания всего этого железа на плаву есть очень серьезный вопрос. Оно (железо) состоит из корпуса, двигателей, разнообразных причиндалов для обеспечения безопасности мореплавания (всяких там лампочек-прожекторов-радаров), навигационной системы, рулевого управления, кондиционеров и отопителей, холодильников для хранения еды и пива, печей для выпечки хлеба, плит для приготовления пищи и музыкально-киношных центров для увеселения экипажа и пассажиров. Плавать оно само не будет — нужен квалифицированный экипаж, который не только умеет рулить, причаливать и ежедневно драить палубу, но еще и многого чего другого (на крупных лайнерах даже держат спецслужбу для изничтожения вредных насекомых, поскольку для тараканов нет ничего милее, чем сырые, всегда теплые и абсолютно недоступные для обработки коммуникационные колодцы на современном судне). Кроме того, любой корабль в более или менее длительном рейсе все время красят, чтобы не ржавел, — для чего, вообще говоря, тоже нужна спецкоманда — палубные матросы. Причислим сюда систему компьютерного управления всем и вся — от открытия дверей в бар до поддержания заданной температуры воды в бассейнах: ее ведь тоже должен кто-то поддерживать?

В практике мореплавания до сих пор не придумано ничего, кроме абсолютного тоталитарного руководства. Обязан быть один капитан на всех, который и отвечает за все. Если капитан плохой — вам не повезло. Бывали, конечно, попытки ввести демократическое управление (капитана смещали или выбирали), но они обычно заканчивались еще хуже, чем произвол одного. Даже партийное руководство в советское время не смогло выдумать ничего, кроме первого помощника ("помпы"), который играл (часто неплохо) роль массовика-затейника и киномеханика, но обычно остерегался вмешиваться в функции, законно принадлежавшие капитану. Потому верховное руководство на любом судне (не исключая и нашего "плавучего острова") всегда будет принадлежать капитану — некоему аналогу руководителя администрации правительства.

Кстати, модель "острова-государства" в свое время придумал не только Жюль Верн, но и позднее автор популярных триллеров Ричард Старк. В одном из его романов действует мафия, которая построила на нейтральной территории (правда, не на корабле, а на острове в частном владении) исключительно шикарный отель-публичный-и-игорный-дом для богатых. Сюжет триллера сводится к тому, что все это сгорает во время нападения гангстеров, пытающихся ограбить кассы заведения… Так что, дабы не подвергнуться внезапному нападению пиратов, нам придется создать для начала (не удивляйтесь, именно так — для начала) службу безопасности. Эта служба будет проверять, обыскивать и в дальнейшем наблюдать за теми, кто, по ее профессиональному мнению, неадекватно себя ведет. И, кстати, не забудьте еще и компьютерную безопасность… Именно из подобных служб в древности возникли профессиональные военные элиты средневековья — дворяне, князья и короли (они же и попытались управлять, но когда у них стало получаться плохо, они призвали на помощь профессионалов-менеджеров, образовав правительства — "кабинеты министров". У нас такие "управленцы", не забудьте, существуют изначально — в виде команды с капитаном во главе), а значит, образуется уже аж два центра власти, от которой мы пытались, кажется, убежать, строя свой "остров-государство".

Но и это не все. Наш "остров-государство", если он не является домом для престарелых богачей, должен осуществлять какую-то целенаправленную деятельность. Капитан (правительство) отвечает за безопасность мореплавания и функционирование систем. Службы безопасности (воины) отвечают за то, чтобы пассажиров-жителей не ограбили, корабль не сожгли, а террористы не вздумали бы заслать на судно своего человека в целях захвата заложников. Но кто будет направлять корабль? В какие порты он поплывет, к каким землям приблизится, и, главный вопрос, — зачем?

Легко выстроить это самое "зачем". Такой корабль может служить идеальным налоговым убежищем для предпринимателей, офшорной зоной для регистрации фирм или местом пребывания хоть для Гусинского с Березовским, хоть для любого другого землянина, у которого есть трения с властями. Но тогда этой деятельностью тоже кто-то должен руководить — ведь капитану и так хватает обязанностей, не правда ли? Так возникает верховная власть (президент или там премьер-министр с парламентом), которая, в отличие от команды специалистов-менеджеров во главе с капитаном и от спецслужб-воинов, вполне может быть выборной и демократически управляться. В ее функции будет входить выработка целей плавания и направления движения, утверждение бюджета и платы за пребывание на борту, объяснения с официальными властями других государств, регистрация браков и рождений и много чего еще.

Но разве, господа, мы в этом случае от чего-нибудь убежим? Мы, кажется, хотели уйти от налогов, парламентских прений, шпионства спецслужб, ленивых дворников, продажных политиков — разве можно получить что-то такое взамен лучше, чем оно есть? Структура человеческого общества неизменна, и убежать от него можно только в леса или в дом для умалишенных. Но даже и тогда вы не застрахованы от того, что в лес не придет лесничий и не оштрафует вас за незаконную установку силков на зайцев, а в доме для умалишенных — не повяжут ремнями за "неадекватное" поведение.

Господа, если у вас много денег, не проще ли купить замок в Шотландии, снять пентхауз в "Хилтоне" на Багамах или виллу в Ницце и ни о чем не думать? Но ведь человеческое поведение никогда не следовало "разумным" доводам…

А может быть, вы хотите жить в комфортабельном корабле-городе, бороздящем просторы океана?..

Желающие жить и работать в городе-корабле могут уже сегодня через компанию Freedom Ship International забронировать или купить понравившиеся помещения, которые в зависимости от месторасположения и общей площади поделены на 16 категорийот тридцатиметровой однокомнатной квартиры без кухни и с окном, выходящим в коридор, до VIP-апартаментов площадью 200-500 кв. метров с несколькими ванными комнатами и большим окном, из которого открывается вид на океан. Стоимость жилья колеблется от 193 тысяч до более чем двух миллионов долларов. "Коммунальные платежи" составят от 550 долларов до нескольких тысяч в месяц. На сегодняшний день две из четырех выставленных на продажу жилых палуб полностью зарезервированы или проданы.



[1] Заранее прошу прощения у читателей за несоответствие архаичного стиля современной лексике, поскольку тяжеловесная тевтонская поступь витиеватых сравнений, используемых автором для описания неведомых ему технических ухищрений, в современном языке попросту неуместна. К тому же по настоянию редактора рукопись пришлось сильно сократить — сохранение оригинальных метафор пошло бы в ущерб сюжету. — Здесь и далее прим. переводчика.

[2] Среднелужицкая косая сажень — около 2,5 м.

Источник: "Компьютерра", 17 июля 2001 г.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2020 Русский архипелаг. Все права защищены.