Игорь Архипов

Мост в будущее

Стремление властей Санкт-Петербурга к комплексному развитию инженерной инфраструктуры территорий является одним из главных достижений бюджетной политики городской администрации

Как уже неоднократно отмечалось, в том числе и нашим журналом, на нынешнем этапе российской истории главной задачей бюджетно-финансовой политики властей регионов должно быть развитие экономической инфраструктуры — решение вопросов инженерного обеспечения территорий, строительства дорог, головных энергоисточников и магистральных сетей. Это обусловлено естественно-монопольным характером такой инфраструктуры и тем обстоятельством, что ее состояние явно неадекватно потребностям растущей экономики.

При этом из всех регионов Северо-Запада только в Петербурге власти каждый год существенно увеличивают объем бюджетных капитальных вложений в инфраструктуру города. Руководители экономического блока Смольного, хорошо представляющие реальные потребности бизнеса, стремятся задействовать максимум бюджетных средств для решения острейших инфраструктурных проблем. Тем не менее петербургский бюджет остается в значительной степени "бюджетом проедания". Власти должны воспользоваться благоприятной конъюнктурой (доходная часть бюджета стремительно возрастает, в том числе за счет крупных федеральных налогоплательщиков) и направлять гораздо больше средств на развитие инфраструктуры.

Капитальные расчеты

На первый взгляд бюджетные показатели должны впечатлять. Адресная инвестиционная программа (АИП) составит в 2007 году 57,2 млрд рублей, то есть 25,6% расходов бюджета. Отрадно, что финансирование АИП растет опережающими темпами относительно общего роста бюджетных расходов. Расходная часть бюджета увеличивается по сравнению с 2006 годом на 22%, при этом объем АИП возрастает на 58%. Однако приходится констатировать, что далеко не все расходы могут быть в полной мере отнесены к инфраструктурным, действительно обеспечивающим синергетический эффект для развития городской экономики.

Несомненно, к важнейшим мероприятиям относится внутриквартальная инженерная подготовка новых территорий для жилищного строительства — на нее выделяется 1,7 млрд рублей (в пять с лишним раз больше, чем в 2006 году). Как сообщили в Комитете по строительству, всего планируется обеспечить инженерией 299,5 га застраиваемых территорий, на которых может быть возведено 3,9 млн кв. м жилья. Это территории северо-приморской части (Приморский район), Юго-Запада (Красносельский район) и Невского района. По словам директора ГУ "Управление инвестиций" Льва Винника, сроки завершения инженерной подготовки этих территорий согласуются с подготовкой полных пакетов документов для выставления участков на торги. Кроме того, 1,5 млрд рублей (в 2006 году — 227 млн рублей) выделяется на строительство и реконструкцию межквартальных магистралей, преимущественно в активно осваиваемых девелоперами Приморском и Красносельском районах.

Однако в АИП включаются также объекты сугубо социальной инфраструктуры. Чиновники обосновывают это тем, что капвложения в строительство пожарных депо, отделений милиции, поликлиник, больниц, социальных учреждений, детских садов, школ, стадионов — непременное условие освоения новых территорий. И, как уверяет вице-губернатор Михаил Осеевский, решения о выделении средств принимались зачастую исходя из целевых показателей Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга. "Мы стремились использовать нормативы, которые были разработаны для целей социально-экономического развития города, — отмечает Осеевский. — К примеру, это количество квадратных метров площадей в школах на тысячу жителей, в детских дошкольных учреждениях и т.д. Это очень хорошие показатели, позволяющие осуществлять планирование. Обращаясь к нормативам, мы видим, что в бурно развивающемся Приморском районе не хватает школ, детских садов, то же самое относится и к Калининскому району".

При этом в АИП учитывается и 4,2 млрд рублей, выделенных из бюджета города в 2007 году в качестве субвенций компании "Газпром нефть Инвест" на строительство административно-делового центра "Газпром-Сити". В какой мере этот проект удовлетворяет не только потребностям конкретной компании-монополиста, но и интересам развития города — вопрос дискуссионный и связан преимущественно с политическими решениями на самом высоком уровне.

В целом же, по словам Михаила Осеевского, руководители Смольного стремились комплексно подходить к отбору новых объектов АИП: "На заседаниях комиссии, в которую включены представители основных отраслевых комитетов, сталкивались различные мнения и в открытом обсуждении выявлялись достоинства и недостатки предлагаемых объектов. К примеру, строители говорят, что в таком-то районе целесообразно построить жилье. Глава Комитета по энергетике и инженерному обеспечению возражает: мол, это возможно не ранее такого-то года и для этого требуется столько-то денег на инженерную инфраструктуру. В свою очередь, дорожники говорят, что все это не имеет смысла, пока не будут выделены средства на подведение дорог к этой территории. В итоге, на мой взгляд, по каждому комитету мы отобрали действительно приоритетные объекты, увязанные с программами развития других отраслей".

Большие масштабы

Такой комплексный подход заслуживает, разумеется, всяческого одобрения. Однако важно, чтобы он проявлялся и в решении проблемы развития территорий. Основной акцент должен при этом делаться на вопросах инженерно-энергетического обеспечения, которые обычно являются главным фактором, сдерживающим развитие территорий (особенно на окраинах города).

Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (КЭиИО) Александр Бобров подчеркивает, что намеченные на следующий год мероприятия полностью согласуются с масштабной программой развития системы электроснабжения (стоимостью около 300 млрд рублей) — о ее реализации летом договорились губернатор Валентина Матвиенко и председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс (см.  "Лучше поздно, чем никогда"). С учетом этой программы (приблизительно на 90% финансируемой структурами РАО "ЕЭС России") определялись во многом предусмотренные в АИП работы по водоснабжению и водоотведению, теплообеспечению, наконец, строительству дорог для новых территорий.

В АИП нашло отражение то, что территории на севере города рассматриваются властями в качестве приоритетных для массового жилищного строительства. Помимо дальнейшего развития северо-приморской части (СПЧ) наиболее перспективными зонами освоения являются Каменка и Северная Долина.

В этой связи действительно стратегическим объектом станет тоннельный коллектор от Комендантского аэродрома до Северной Долины. "Восьмикилометровый канализационный коллектор пройдет через весь север города, обеспечив водоотведение в зонах Каменки и Новоорловского лесопарка, где будет создаваться вторая очередь особой экономической зоны, на территории Северной Долины, которая без этого объекта вообще не сможет осваиваться", — поясняет Бобров. Коллектор должен быть построен к 2009 году и обойдется в 3,8 млрд рублей (бюджет-2007 выделяет на эти цели 830 млн рублей). Также непосредственно для новых кварталов СПЧ начнется строительство общесплавной канализации.

Параллельно с решением проблемы канализации будет строиться водовод большого диаметра — от Муринской насосной станции в сторону Каменки (его стоимость — 780 млн рублей). Он обеспечит территории жилой застройки в Каменке и новую промзону для завода Nissan, а также повысит надежность водоснабжения СПЧ. Снабжать теплом СПЧ и Приморский район будет вводимая сейчас в эксплуатацию тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ, а первую очередь застройки Северной Долины — реконструируемая котельная "Парнас-4". Что касается электроснабжения, то, как мы уже писали, будут строиться несколько подстанций 110 кВ, основным же источником питания в этом районе станет новая подстанция 330 кВ "Парнас" (ОАО "ФСК ЕЭС" должно ввести ее в строй в 2010−2011 годах).

Впрочем, среди крупных объектов, о необходимости которых говорили специалисты КЭиИО, в АИП пока не фигурирует новый блок на Северной водопроводной станции (хотя его проектирование завершается). Строительство блока стоимостью несколько миллиардов рублей должно кардинально улучшить ситуацию с водоснабжением всего севера города и зоны Ручьев (Генплан определил ее также под жилую застройку). В следующем году из петербургского бюджета не будут выделяться средства на продолжение начатого в 1980−е годы строительства главного коллектора северной части города, хотя он имеет системное значение для развития правобережных районов. По словам Боброва, сегодня выполнено около 70% работ. На завершение строительства требуется порядка 15 млрд рублей, и в Смольном надеются, что значительную часть этой суммы удастся получить из федерального бюджета.

Кстати, как подчеркивает председатель КЭиИО, явный приоритет АИП 2007 года — вдвое увеличить работы по строительству и реконструкции тепловых сетей (на это выделяется 2,3 млрд рублей). "Наибольший объем работ приходится на районы города, которые не входят в зону ОАО „ТГК-1“ и где город полностью ответственен за теплоснабжение, — поясняет Бобров. — Прежде всего это север города (Приморский, Калининский районы), территории на востоке (Малая Охта, Ржевка), есть объекты и в центре. Основные средства идут на магистральные сети, наиболее дорогие и ответственные с точки зрения аварийности. Внутриквартальные сети мы стремимся реконструировать преимущественно за счет тарифной составляющей ГУП „ТЭК СПб“".

Другая доминирующая зона жилой застройки — юго-западная приморская часть (Красносельский район). Вблизи строящегося китайскими инвесторами комплекса "Балтийская жемчужина" город готовит и уже постепенно реализует на торгах участки общей площадью около 120 га (на них может быть возведено около 1,6 млн кв. м жилья). Ключевую роль в снабжении этих территорий теплом и электричеством будет играть Юго-Западная ТЭЦ, инвестором которой выступает компания "Синтез Девелопмент". В свою очередь, город берет на себя строительство внешних сетей (в 2007 году на это выделяется 550 млн рублей). Кроме того, в 2007−2008 годах на деньги города будет производиться основной объем работ по строительству подстанции №369А напряжением 110 кВ, которая обеспечит застройку новых территорий на Юго-Западе, в том числе первых очередей "Балтийской жемчужины" (общая стоимость подстанции составляет 1 млрд рублей).

С точки зрения освоения юго-запада и юга города системное значение имеет строительство нового блока на Южной водопроводной станции (оно начинается уже в этом году). Общая стоимость проекта — 3,6 млрд рублей, из них 1,2 млрд рублей выделяются в 2007 году. Как поясняет Бобров, новый блок мощностью 350 кубометров воды в сутки вместе со строительством системы водоводов позволит обеспечить жилищную застройку на Юго-Западе, а также подать воду в промзону "Шушары".

В центре внимания

Особое внимание уделяется проблемам инженерно-энергетического обеспечения центральных районов города, где наблюдается дефицит мощностей практически по всем видам энергоносителей, а сети изношены и перегружены.

Для решения проблем водоснабжения центра Петербурга принципиальное значение имеет реконструкция Главной водопроводной станции (ГВС) со строительством нового блока (в 2007 году на это выделяется 850 млн рублей, всего же до 2009 года потребуется около 5,5 млрд рублей). Осуществление проекта позволит заменить изношенные мощности станции (строившиеся еще в 1920−е годы) и увеличить подачу воды в исторический центр, в том числе в расчете на развитие намывных территорий на Васильевском острове. Также с реконструкцией ГВС связаны планы по освобождению части Смольной набережной, где предполагается выход на поверхность Орловского тоннеля. По словам Боброва, давно назрело строительство кольцующего канализационного коллектора по набережной реки Мойки: "Благодаря этому можно будет поэтапно закрывать для реконструкции старый коллектор, которому уже около 50 лет, иначе будет постоянная угроза выброса нечистот буквально в историческом центре".

Учитывая острый дефицит мощностей электроподстанций в центре Петербурга, Смольный намерен форсировать строительство новых объектов за счет городского бюджета. В 2007 году завершатся работы (на них выделяется более 300 млн рублей) по вводу подстанции №40А 110 кВ, которая обеспечит, в частности, вторую сцену Мариинского театра, реконструируемую Новую Голландию, здания Сената и Синода. Начнется строительство еще двух подстанций в историческом центре (общей стоимостью 2,4 млрд рублей), а также подстанции "Крестовская" (1,2 млрд рублей) — она необходима для электроснабжения нового стадиона и элитного жилья на Крестовском острове.

Следует отметить, что власти постарались комплексно подойти к развитию отдельных запущенных "постпромышленных" территорий в центре города. Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) проводит комплексную реконструкцию Синопской набережной. Параллельно здесь строится канализационный коллектор, а в 2007 году город начнет строительство подстанции 110 кВ "Синопская". ЗАО "Синопская набережная", получившее статус агентства по развитию территории, активно готовит проект планировки участка и уже приступило к его освобождению от имущественно-правовых обременений.

Эксклюзивные зоны

Мероприятия, связанные с развитием инфраструктуры промзон, направлены главным образом на создание условий для реализации проектов стратегических инвесторов — Toyota и GM на юге города, в Шушарах, и Nissan в районе Каменки.

Так, на завершение инженерной подготовки промзоны "Шушары" в следующем году выделяется 600 млн рублей. Как поясняет Александр Бобров, работы включают строительство подстанции 110 кВ "Шушары" (в 2007 году она будет введена в эксплуатацию), вынос с территории будущего завода Toyota газопроводов и ГРП высокого давления, строительство магистрального водовода с насосной станцией, общесплавной канализации и т.д. Также 850 млн рублей выделяется на создание улично-дорожной сети на территории промзоны.

Что же касается новой промзоны в Каменке для завода Nissan, то на ее инженерную подготовку в течение двух лет будет израсходован 1 млрд рублей (500 млн рублей — уже в 2007 году). Планируется построить канализационный коллектор, РТП и кабельную трассу к подстанции "Северная", подводящий газопровод и др. Помимо этого потребуется несколько сот миллионов рублей на очистку будущей производственной площадки от леса. Судя по всему, пока речь идет лишь об обеспечении проекта Nissan, хотя чиновники и упоминают о гипотетической возможности размещения в Каменке других предприятий.

Сколько-нибудь серьезные мероприятия, направленные на развитие других промзон, касаются только Металлостроя. Особое значение имеет строительство очистных сооружений (их стоимость превысит 2,5 млрд рублей). Они обеспечат водоотведение для всей промзоны, а также прибрежных территорий в Рыбацком (сейчас там происходят прямые выбросы в Неву). Хотя очевидно, что этот проект стал форсироваться опять же в расчете на потребности соседней промзоны в Шушарах — новые очистные сооружения нужны и для водоотведения с ее территории. Впрочем, благодаря этому в цепочку Металлострой — Шушары попадет и город Пушкин, где уже сложилась критическая ситуация с канализацией, сдерживающая развитие жилищного строительства.

Примечательно, что формально в 2007 году (как и в нынешнем) на инженерную подготовку промышленных территорий (т.е. фактически на все промзоны, кроме "стратегических") выделяется только 200 млн рублей. Это подтверждает наш вывод, что на практике игнорируется принятая в конце 2004 года правительством Петербурга программа развития промзон (см. "Провальная зона"). Поначалу чиновники декларировали намерение города готовить промышленные площадки на окраинах (на территориях с низкими ставками земельного налога), которые были бы привлекательны и доступны по цене для предприятий, желающих переехать из центра Петербурга. Но эта работа не увенчалась ощутимым успехом, ибо все усилия властей были брошены на подготовку территорий для стратегических инвесторов в лице мировых автопроизводителей. Не меняет печальной картины и бесконечно рекламируемая Смольным промзона "Нойдорф", на инженерную подготовку которой в течение трех лет выделялись бюджетные средства. После размещения завода Bosch und Siemens в промзоне осталось только 18 га , обеспеченных инженерией, причем за неимением других подготовленных площадок эту территорию отдали для создания особой экономической зоны (очередной, прежде всего имиджевый, проект). По признанию руководителей КЭРППиТ, в последние два года финансирования не хватало даже для оплаты по среднерыночным расценкам работ по инвентаризации промзон и подготовке проектов планировок.

Михаил Осеевский пока затрудняется сказать, как будут израсходованы предусмотренные в АИП 200 млн рублей, возможно, они пойдут на подготовку новых участков в зоне "Нойдорф", на создание инфраструктуры особой экономической зоны. "Мы смотрим и на возможность освоения новых территорий, например, в зоне „Ржевка“, в районе Белоострова, несомненно, продолжит развиваться зона около Ижорских заводов", — поясняет Осеевский.

Лекарства от пробок

Ряд крупных проектов, способствующих решению болезненных транспортных проблем города, предусмотрен в разделе АИП, подведомственном КБДХ (его бюджет 10,5 млрд рублей).

Так, сообщение между центром и периферийными районами может улучшиться благодаря строительству путепроводов через железнодорожные пути, где постоянно возникают пробки. В рамках проекта ОАО "РЖД" по реконструкции устаревших "американских" мостов через Обводный канал город проведет капитальный ремонт набережных. В 2007−2008 годах будет израсходовано порядка 1 млрд рублей на реконструкцию Пискаревского проспекта и путепровода. Эти проекты увязываются не только с "подключением" городских магистралей к Кольцевой автодороге, но и с началом строительства Орловского тоннеля.

На проектирование и строительство Орловского тоннеля в АИП на 2007 год предусмотрен 1 млрд рублей (общая стоимость проекта — 28 млрд рублей). Как отмечает вице-губернатор Юрий Молчанов, губернатор поставила задачу до конца года объявить концессионный конкурс (после его проведения станет возможным использование средств Инвестиционного фонда РФ). Победитель конкурса должен будет представить и окончательный рабочий проект строительства тоннеля, устранив недостатки предыдущего проекта (компании "Система Галс""), вызвавшего протесты общественности и недовольство губернатора. Кроме того, не дожидаясь проведения концессионного конкурса по всему Западному скоростному диаметру, бюджет города выделяет 3 млрд рублей на строительство южного участка ЗСД (он особенно важен для разгрузки транспортных потоков морского порта).

Наконец, в связи с попытками оздоровить транспортную ситуацию в городе можно отметить выделение 5 млрд рублей (в пять раз больше, чем в нынешнем году) на строительство Фрунзенского радиуса метрополитена (участок от "Садовой" до "Волковской" должен быть введен в 2008 году). Несмотря на остроту проблемы организации дорожного движения, финансирование строительства и реконструкции светофоров увеличивается незначительно, а автоматизированная система управления движением будет создаваться только на проспекте Стачек. Конечно, заслуживает одобрения то, что в бюджете-2007 впервые выделены средства на создание перехватывающих парковок. Но при этом возникает риторический вопрос об эффективности их использования. Настораживает то, что достаточно большую сумму (90 млн рублей) чиновники предполагают потратить лишь на проектно-изыскательские работы (не исключено, с весьма неопределенным результатом).

Санкт-Петербург

Источник: "Эксперт Северо-Запад", 30 октября 2006 г .

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2018 Русский архипелаг. Все права защищены.