Григорий Гриценко
Версия для печати

Послание без экономики

Экономическая часть прошлогоднего Послания Президента была не в пример богаче нынешней. Перечень задач с обоснованиями занимал несколько страниц и ясно описывал перспективы нашего развития. Казалось, дело состоит только в том, чтобы засучить рукава и с энергией взяться за работу

Первое, что бросается в глаза после прочтения очередного Послания Президента Федеральному Собранию, — это крайняя бедность экономического раздела. Кроме очень невразумительных рассуждений о необходимости юридической защиты иностранных инвестиций (что можно было сделать еще десять лет тому назад) и предложений о повышении доходов бюджетников (как будто списанных со статей, опубликованных на “Полит.ру”), Послание Президента больше никаких принципиальных экономических новаций не содержит.

Из этого факта можно сделать несколько вариантов выводов: во-первых, с экономикой настолько все хорошо, что упоминать ее в тексте основного президентского выступления года больше нет смысла; во-вторых, президентские советники настолько оскудели разумом, что не в состоянии даже один раз в год выдавить из себя на бумагу что-либо приличное; и, в-третьих, поскольку сейчас идет кипучая работа над воплощением в жизнь заданий предыдущего Послания, то ставить новые задания, пока не выполнены старые – не совсем прилично.

Как нам представляется, именно третье соображение удержало руки составителей Послания подальше от более активного упоминания экономики. Потому что с ней у нас сами знаете как, а в способности президентского окружения генерировать новые экономические идеи никто никогда и не сомневался. Поэтому, хотя Послание, по идее, должно ставить новые задачи, мы, тем не менее, воспользуемся удобным поводом и посмотрим, как идет выполнение старых, еще прошлогодних задач, и не имеет ли при этом места дезориентация исполнителей. Тем более, что сам президент призвал воспринимать прошлогоднее и нынешнее послания “как единую программу действий”.

Экономическая часть прошлогоднего Послания Президента была не в пример богаче нынешней. Перечень задач с обоснованиями занимал несколько страниц и ясно описывал перспективы нашего развития. Казалось, дело состоит только в том, чтобы засучить рукава и с энергией взяться за работу, после чего благосостояние будет у нас в кармане. Рукава действительно были засучены, но вот произошел ли после этого рост благосостояния – это еще очень большой вопрос. Чтобы попытаться ответить на него, мы приведем список прошлогодних идей и сопоставим их с реальным воплощением.

Первая практическая задача, поставленная Посланием 2004 года – это обеспечение граждан доступным жильем. Поскольку такая задача не раз ставилась и при прежних экономических и политических режимах, но так никогда никем не была выполнена, то, как справедливо отмечалось в Послании, дело было в неверных подходах к ее реализации. И стоит применить правильные подходы, как дело будет в шляпе. Новые, правильные подходы должны были состоять в следующем: предоставление долгосрочных кредитов на приобретение жилья; разрушение монополизма строительных компаний и, как следствие, – снижения стоимости жилья за счет ликвидации административных барьеров; предоставление гарантий прав добросовестных приобретателей жилья; и, наконец, упорядочение получения социального жилья.

Нельзя сказать, чтобы задача обеспечения граждан жильем совсем была провалена. За прошлый год темпы роста ввода жилой площади составили 12,5%, что является своеобразным рекордом за весь пореформенный период. Правда, надо честно признать, что этот ввод был обеспечен не за счет расширения ипотечного кредитования, а за счет средств крупных инвесторов, которые приобретают жилье целыми подъездами для его последующей перепродажи отдельными квартирами по более высоким ценам. И, тем самым, вздувают их еще сильнее, делая приобретение жилья для большинства граждан еще менее возможным.

Банковский кризис лета прошлого года, кажется, приостановил спекулятивную тенденцию на рынке недвижимости, но надолго или нет – сказать пока трудно. Во всяком случае, цена одного метра жилой площади была загнана на такой высокий уровень, что с ипотекой или без нее – купить жилье все равно не представляется возможным. И даже если ипотечное кредитование будет расширено, ничего, кроме дальнейшего роста цен на жилье это не даст. Таким образом, можно считать, что первая задача прошлогоднего президентского послания была успешно провалена.

Вторая практическая задача, поставленная в Послании 2004 года – модернизация здравоохранения. Критерием успешности этой модернизации должна была выступить продолжительность жизни населения, которая в России значительно отстает от показателей развитых стран. Понятно, что за один год исправить ситуацию практически невозможно, но можно хотя бы предпринять шаги в нужном направлении. Были эти шаги сделаны или нет, сказать трудно, но вот то, что задача увеличения продолжительности жизни населения по-прежнему является актуальной, следует хотя бы из того, что она перекочевала в Послание 2005 года. Правда, в несколько иных формулировках, что не делает ее, однако, менее трудноисполнимой.

В качестве третьей практической задачей была выдвинута оптимизация налогов и налоговой системы. Частично она была выполнена, так как максимальную ставку ЕСН все-таки удалось снизить с 35,6% до 26%. Но сделать налоговую систему России более благоприятной для инвестирования и развития бизнеса, чем в странах-конкурентах, разумеется, не удалось. Не удалось, кстати, и понизить ставку НДС, и упростить процедуры его администрирования. Более того, снижение ставки ЕСН и последующее сокращение налоговых поступлений в первом квартале текущего года ясно показало, что дальше отступать некуда. Еще одного снижения бюджет просто не выдержит, а раз так, то все задачи налогового реформирования по факту можно считать свернутыми. То есть разговоры о реформах будут вестись постоянно, но ни во что конкретное они воплощаться не станут – власти будут отделываться только косметическими поправками.

Четвертая и пятая задачи, выдвинутые Президентом в прошлом году – доведение инфляции до 3% в год и введение конвертируемости рубля – ничего, кроме грустной улыбки не вызывают. И дело даже не в том, что монетизация льгот резко изменила ценовую структуру и привела к повышению абсолютного уровня цен – это явление разовое и к процессу возникновения самоподдерживающей инфляции не приведет. Все дело в том, что инфляция нашим финансовым властям – увы – неподвластна, так как генератор ее находиться далеко за пределами нашей страны, в США, и поэтому сделать с ним мы ничего не можем. Говоря по-другому, сейчас в нашей экономике, впрочем, как и во всем остальном мировом хозяйстве, имеет место явление импортируемой инфляции, которое вызвано политикой американских денежных властей, и явление это прекратится только после смены самой политики. А когда это произойдет, сказать трудно. Во всяком случае, в прошлом году этого не было, да и в текущем нет оснований ожидать. Поэтому о доведении инфляции до более или менее приемлемого уровня или о введении конвертируемости рубля можно только мечтать.

И, наконец, шестая экономическая задача, — это развитие транспортной инфраструктуры. Но и здесь нам не повезло. Судя по данным о развитии этой самой инфраструктуры в 2004 году, приведенным Министерством транспорта, ситуация на больших дорогах России только ухудшилась. Грузопоток вырос, а вот пропускная способность транспортных артерий – нет. Более того, из-за возросшего износа в самом ближайшем будущем возможен ее частичный коллапс, и тогда сотни трейлеров будут еле двигаться в гигантских пробках, причем пробки эти будут не на городских улицах, к чему мы уже привыкли, а на междугородных шоссе.

Таким образом, подводя итоги (разумеется, промежуточные) исполнения Послания Президента РФ 2004 года, мы можем констатировать, что оно не выполнено практически по всем пунктам. Причем, для анализа мы старались отобрать только те из них, которые имеют реальную практическую значимость и могут быть воплощены в жизнь в самое ближайшее время. Абстрактные задачи вроде удвоения ВВП или ликвидации бедности нами даже не рассматривались. Недостижимыми оказались даже такие приземленные цели, как облегчение жилищной ситуации или оптимизация налоговой системы. Наверное поэтому нынешнее Президентское Послание и было освобождено от сильной экономической нагрузки – чтобы не дезориентировать слушателей и читателей.

Источник: «Полит.ру»

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.