Церкви и города

Постановка задачи на ролевую игру

Церковь и город: краткий исторический обзор

Взаимоотношения церкви и города прошли несколько этапов.

Античность. Христианские общины распространяются, главным образом, в городах и называются экклесиями [1], хотя на тот момент никакого существенного влияния на городскую жизнь церковь еще не оказывает. Даже после реформ Константина основную власть в городе осуществляет гражданская администрация. Влияние церкви растет по мере роста общин и упадка Римской империи. Ключевые события, маркирующие усиление влияния Церкви: встреча Льва I с Аттилой, разграбление Рима готами, трактат Августина "О граде Божьем".

Средние века. На первый взгляд, Церковь полностью определяет городскую жизнь. Кафедральный собор строится так, чтобы все горожане могли одновременно участвовать в богослужении. Ритм городской жизни определяется церковным календарем. Епископ и священники обладают мощным влиянием, в том числе — на светскую власть, а подчас — сами обладают политической властью в городе. Интеллектуалы также принадлежат исключительно к духовному сословию, богословие — царица наук в университетах.

При этом зачастую за красивым христианским фасадом прячется самое мрачное язычество, а христианская нравственность больше декларируется, чем  практикуется. Люди в большинстве своем абсолютно несведущи в самых основах христианской веры, многие библейские нормы попросту игнорируются.

Реформация и Новое время. Реформация вывела благочестие за стены храмов в повседневную жизнь. Супружеская верность и честный труд отныне являются основными признаками подлинного христианина. В Новое время христианство постепенно проникает вглубь личной и общественной жизни, но одновременно утрачивает всеобщность. Будучи отныне личным выбором человека, вера больше не может претендовать на регулирование всех сторон жизни. Так открывается дорога для секуляризации.

В центре города отныне находится не собор, а завод.  Причем завод, как ранее собор, зачастую вмещал в себя весь город! [2] И отныне ритм жизни города регулируется заводскими гудками, а не звоном колоколов, смыслы городской жизни формируются в сфере экономики, а не богословия. А трудовая, семейная и социальная этика быстро утратила всякую связь с религиозной верой, так и не став новым храмом. В результате Реформации Церковь приобрела человека, но потеряла город. Городские жители – наименее религиозная часть населения индустриальных стран. И лишь деревня сохраняет остатки благочестия.

Современная ситуация. Мир снова находится в процессе перехода от индустриального мира к какому-то новому (когнитивному?) Ритм жизни наших городов уже не определяется заводскими гудками, а экономике приходится делить свое влияние с иными (например, культурными) факторами жизни общества. А это означает, что должна быть заново поставлена задача на достижение наших городов Евангелием и обнаружением новых смыслов, форм и стратегий влияния Церкви на городскую жизнь.

Задача на игру

В ходе ролевой игры нам нужно постараться ответить на ряд вопросов:

Во-первых, почему протестантизм, завоевав целые нации, потерял города? Еще и сегодня мы можем некоторые города назвать католическими, хотя влияние церкви в них осталось лишь в виде "реликтового излучения". Мы также можем указать протестантские нации. Но можно ли назвать протестантские города? Почему ни трудовая деятельность, ни этика не стали новым городским храмом, действительно освящающим пространство городской жизни и привязывающим жизнь города к Христу?

Во-вторых, почему стала возможной секуляризация? Это — необходимый этап взросления или девиация нашей цивилизации? Что в протестантизме позволило произойти секуляризации и что в христианстве позволит ее преодолеть?

В-третьих, что значит влиять на город сегодня? В античности амфитеатр вмещал всех граждан; в Средние века городской собор мог вместить все городское население. В Новое время центром и сутью городской жизни стал завод, который так и не стал новым храмом, скорее, это – капище, где поклоняются золотому тельцу. Что должно вместить жизнь города сегодня? И как сделать так, чтобы это "нечто" стало новым храмом?

Общий план ролевой игры

В нашей игре будет два такта.

Первый посвящен исторической реконструкции кальвиновской реформации в Женеве. Женева как модель реформационного города интересна "чистотой эксперимента": именно в Женеве реформы проводились наиболее последовательно и были доведены до конца, а кроме того, на развитие событий в Женеве практически не оказывали влияние внешние факторы: основные противоборствующие силы находились внутри города. В этом такте мы постараемся найти ответ на первые два поставленных вопроса: почему протестантизм потерял города и что лежит в основе секуляризации.

Второй такт — прогностический. На модели условного города будущего попытаемся ответить на третий вопрос: В чем должно выражаться влияние Церкви на города современные и будущие? Что может стать новым храмом, который освятит пространство городской жизни, откроет подлинные смыслы существования города и жизни в нем? 



[1] Экклесия (греч. εκκλησια) первоначально – городское законодательное собрание, на которое допускались только граждане города (свободные взрослые мужчины) и на котором решались основные вопросы городской жизни. Христианские общины, включавшие в свой состав рабов, женщин и иноплеменников, принимая слово экклесия как самообозначение, тем самым заявляют, в том числе, о претензии влиять на городскую жизнь.

[2] Пусть и не в буквальном смысле. Тем не менее, именно завод давал работу и заработок большинству населения, основной доход в городской бюджет, население часто живет в бараках при заводе, покупает товары в заводских лавках и т.д.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.