Главная −> Повестка дня −> Евангельская повестка −> Третий Евангельский Собор −> Третий Собор: основные проблемы и вызовы современной церкви
Федор Райчинец

Третий Собор: основные проблемы и вызовы современной церкви

Этот собор еще раз подчеркнул, что инаковость продолжает оставаться для нас вызовом. Наши экклесиологические усилия все еще направлены не в то русло

Тема церкви стала ключевой в работе Третьего Евангельского собора. Вопросы, поднятые в процессе соборной работы достаточно глубоки, а потому еще долгое время будут в центре богословских дискуссий. Не претендую на полноту освещения обсуждавшихся проблем, выделю две, которые мне лично показались наиболее важными. 

1. Богословская поверхностность и жажда

Собор продемонстрировал одновременно диаметрально противоположные желания собравшихся участников. С одной стороны, собор вскрыл нашу богословскую поверхностность в понимании Церкви (ее предназначения), нашего понимания Царствия Божьего и разумения миссии, а также наше богословское искушение разделять тождественное (миссия и Церковь), и отождествлять не совсем тождественное (Церковь и Царствие). Подобные перегибы или искушения преследовали Церковь всегда. Так что мы во всем этом далеко не оригинальны. Это все, еще раз, показало что, то, о чем мы склоны много говорить, других учить, и полновременно этим заниматься, остается для нас далеко еще не изведанным, осмысленным, и связанным или взаимосвязанным.

Проблема, на мой взгляд, сегодня состоит в том, и это показал последний собор, что многие хорошие пастыри больших церквей не мыслят Церковь, Царствие, миссию богословски, и многие богословы не мыслят понятия Царствие и миссию церковно. Задача последующих соборов способствовать диалогу между пасторами и богословами ради восполнения этой образовавшейся бреши между Церковью и академией. 

С другой же стороны, собор выявил, на мой взгляд, невероятную богословскую жажду и желание разобраться в этих вещах богословски, и именно богословски их осмыслить и усвоив воплотить. Народ устал от богословского популизма и пожелал предметной богословской дискуссии.

Это дает огромную надежду, вызов, и острую необходимость в дальнейшей работе собора. Хочется только чтобы богословием занимались богословы, или, по крайней мере, богословы модерировали эти направления и дискуссии. Но не просто богословы в общем, а люди исследующие темы дискуссий. 

2. Инаковость как вызов

Этот собор оказался разнообразнее предыдущего, как в национальном, так и деноминационном (конфессиональном) смыслах, и он еще раз подчеркнул, что инаковость продолжает оставаться для нас вызовом. Наши экклесиологические усилия все еще направлены не в то русло. Мы все еще понимаем единство как некое приемлемое евангельское однообразие, а не как взаимодействие разнообразия. Для нас разнообразие это все еще  некая эфемерная угроза нашей хрупкой идентичности, а не ее обогащение. Сам собор, конечно способствует способности вмещения инаковости, но также и раскрывает ее актуальность и необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.