Главная −> Повестка дня −> Евангельская повестка −> Радикальная ортодоксия −> Материализм и трансцендентность
Джон Милбанк

Материализм и трансцендентность

Для достижения адекватной онтологии материалистический социализм нуждается в обращении к теологии. Таков имплицитный логический горизонт, толкающий французских мыслителей-марксистов вперед к теологии — они сами не подозревают об этой логике, ухватывая описанное движение в сугубо фрагментарных и частных моментах

Одним из ключевых аспектов французской марксистской мысли, а также мысли, подвергшейся влиянию французов, после 1950-х гг. стала попытка дополнить марксизм более адекватной онтологией, чем содержащийся в сочинениях Маркса и Энгельса. Отчасти в силу стремления континентальной мысли отделить себя от сциентистского уклона аналитической философии, данная попытка была ознаменована поиском нередукционистского материализма. Редукционистский материализм представляет материю как атомизированное, механическое, пассивное и инертное начало, он пытается описать осмысленное действие и воление как иллюзию.

Нередукционистский же материализм представляет материю как нечто, способное породить субъективность и осмысленность, как место возникновения спонтанной и непредсказуемой энергии. В силу того, что история материализма — это история редукции (за исключением, наверное, лишь стоиков да Спинозы с Ницше), искатели нередукционистской версии материализма вынуждены обращаться к платоновско-аристотелевской идеалистической, а также теологической мысли, для того чтобы создать достаточно насыщенную концепцию материальных процессов (стоики, Спиноза и Ницше тоже много заимствовали из этих традиций).

Подобное обращение неизбежно и оправданно: например, британскую традицию редукционистского материалистического марксизма достаточно трудно согласовать с той высокой оценкой субъектов, которую можно встретить в работах Маркса, субъектов, которые могут свободно реализовать свой творческий и экспрессивный потенциал.

Полностью текст в формате *.pdf можно посмотреть здесь.

Источник: журнал Логос  № 3, 2011 г.

Об авторе. Профессор Джон Милбанк — основатель и лидер все более влиятельного теологического движения "радикальная ортодоксия". Суть "радикальной ортодоксии" в призыве к христианам опираться не на чуждые им светские философии, но на свое собственное вероучение и вытекающую из него традицию мышления. Подробнее о Джоне Милбанке здесь.

 

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.