Главная ?> Повестка дня ?> Евангельская повестка ?> Третья конференция «Реформация vs революция»  ?> Личность человека как ключевой фактор Реформации
Павел Рындич
Версия для печати

Личность человека как ключевой фактор Реформации

Реформация начинается с изменения личности человека, с изменения его внутреннего мира. Без изменения отдельной человеческой личности никакое изменение общества невозможно

Цель моего выступления — заострить внимание на личности как важнейшем факторе Реформации. Хочу обратить внимание на то, что Библия трактует человеческий фактор как значимый, хотя на этом, по моему мнению, не заостряется или почти не заостряется внимание теми учеными, кто сегодня пишет на тему о роли личности. Как пастор, напомню, что говорил апостол Павел. Он утверждал, что личность — душа человека, это внутренний человек, это сердце человека. В Библии мы читаем: "больше всего на свете храни сердце твое, потому что из него источники жизни" [1]. И я убежден, что в этой фразе сердце, о котором идет речь, не физическое, а духовное.

Продолжая разговор о личности, вспомним, что Реформацию творили отдельные люди. Понятно, что бытие этих людей определялось конкретными историческими реалиями. Понятно, что они в том времени и в том пространстве смогли быть ключевыми фигурами. Понятно, что этим людям давались и даются сегодня разные оценки. О каждом заметном человеке в истории можно спорить… Можно не сойтись в оценках даже Гитлера и Муссолини, несмотря на то, что большинство людей будут характеризовать их как злодеев. Выдающаяся фигура Реформации — фигура Мартина Лютера — также неоднозначно оценивается в современном мире. Кто-то называет его "пресловутым", а кто-то считает "величайшим спасителем мира". Но, несмотря на эти различные оценки, следует признать, что все действующие лица Реформации в процессе религиозных перемен переживали что-то личное.

Когда я смотрю через призму своего жизненного опыта на происходившее тогда, в отдаленном прошлом, я вижу, что Реформация начиналась с изменения личности человека, с изменения его внутреннего мира. В качестве примера скажу об апостоле Павле. Он был величайшим человеком в истории, он не просто повлиял на историю Европы, историю всего мира, а стал одним из величайших апостолов, определивших во многом динамику христианского движения. Именно таким был известный нам апостол Павел. Интересно то, что в его внутреннем мире произошли серьезные сдвиги. Порой человек высказывает некую важную идею, и это само по себе уже существенно. В примере с Павлом речь идет не просто о привнесении в мир идей новой мысли, пусть очень важной. Происходит трансформация внутреннего мира человека в результате пережитого им. Читая Евангелие, другие источники, которые упоминают об апостоле Павле, я снова и снова осмысливаю, что же случилось в жизни этого человека. Он был взращен в иудействе, вырос в определенной системе ценностей, системе Израиля, которая основывалась не только на 10 заповедях, но и на 613 подзаповедях. Его именовали тогда Савлом. Он был человеком, служившим закону, был иудеем. И вдруг этот человек меняется, пережив что-то особенное. Что? Он меняется как личность, в первую очередь. И изменение его личности происходит под воздействием откровения [2]. И я глубоко убежден, что любая реформация начинается с личного изменения человека.

Этот человек переживает нечто особенное. Как он описывает сам, это была встреча с Христом… И я думаю — какая должна была быть глубокая личная трагедия у человека, чтобы резко уйти от всей системы ценностей религиозной среды закона иудейского, в которой он жил годами.

В наших центрах реабилитации я общаюсь с людьми, представляющими так называемый блатной мир. Я вижу, что у этих людей очень много предрассудков, своих предписаний, как правильно себя вести, огромное количество норм, которым они неизменно следуют. Когда я говорю этим людям в наших реабилитационных центрах об изменении личности апостола Павла, они прекрасно меня понимают, соотнося сказанное со своим собственным жизненным опытом.

Как первоначально жил апостол Павел, вернее, Савл в те времена? Ему нельзя было есть некошерную пищу, к пище не должны были прикасаться язычники, нельзя было иметь дело с язычниками, говоря современным языком вести с ними бизнес, нельзя было, войдя к ним в дом, осуществлять какие-либо переговоры наедине. И вот от этой привычной системы ценностей человек отказывается. Он переживает личное изменение в своей душе: любовь к Богу, любовь к ближнему. Он отказывается от всей той системы ценностей, в которой жил. Как результат: Новый Завет постоянно обращается к теме любви к язычникам. Он должен был поплатиться за это своей жизнью, и был приговорен к смерти. Интересно, что иудеи были готовы слушать проповедь об Иисусе Христе. Кстати, часто в Новом Завете упоминается, что его гнали якобы именно за Христа. Однако в Деяниях апостолов мы читаем, что он стоял перед тысяченачальником. И, когда он говорил о Христе, все молчали. То есть такое было еще допустимым, нормальным. Но когда он стал говорить, что пошел к язычникам и стал есть с ними, иудеи начали кричать: "пусть земля даже не носит такого".

И я все время думаю, что за реформация была в этом человеке, что за изменение, какая глубокая трагедия? Это было именно изменение в его душе, это было некое не просто озарение, а преобразование его души.

В более поздней истории, уже не евангельской, а истории XVI столетия, мы видим нечто подобное. Вспомним, что Мартин Лютер, живя тоже в определенной системе ценностей, не думая о Реформации как таковой, идет по лестнице святого Петра, целуя каждую ступеньку, и вдруг в какой-то момент он вспоминает место Писания, читаемое на латинском языке, что "праведный верою жив будет" [3]. И вот именно это откровение, точнее не просто откровение, а изменение его личностной природы, становится той искоркой, которая начинает Реформацию во всей германской нации.

Вот, что пишет Джон Уэсли, может быть, кому-либо неизвестный. Я приведу некоторые цитаты из разных книг, в том числе из его воспоминаний и напомню о его жизни и жизни английского общества в целом. Кстати, поясню, почему экономика и политическая жизнь Англии в XVIII веке пошла по другому руслу.

Он пишет в своих воспоминаниях: "Вечером я с большой неохотой отправился в дом на улице Олдрсгейт, где кто-то читал предисловие Лютера к "Посланию к Римлянам". Приблизительно без четверти девять, когда он читал об изменениях, которые производит Бог в сердце через веру в Иисуса Христа, я почувствовал, как в сердце моем стало необыкновенно тепло, я почувствовал, что верю в Христа, только в Христа, только в своего Спасителя и ради своего спасения. И мне была дана уверенность, что Он удалил мои грехи, и даже мои грехи, которые, казалось бы, никто удалить не мог, и спас меня от закона и смерти. Мои глаза наполнили слезы, и мое сердце наполнилось великим теплом, которого я не могу больше описать". Эта цитата из дневника Уэсли за 24 мая 1738 года. И еще одна цитата из другой книги, на мой взгляд, выражающая очень интересную мысль: "В результате просвещения (использование этого слова само по себе интересно) Джона Уэсли евангельское движение стало главным фактором англосаксонского протестантизма, и с того времени остается доминирующим фактором".

И следующая цитата: "Многие говорили, что без этого пробуждения, которое начал Уэсли в Британии, грозила бы Британии революция, подобная французской. В  XIX веке нонконформистское сознание играло важную роль в политике, профсоюзы и лейбористская партия глубоко уходят своими корнями в пробуждение, начатое Джоном Уэсли".

На мой взгляд, мы мало говорим о религиозном воздействии на общество, на путь развития отдельных стран. Пример Джона Уэсли убеждает, что говорить об этом необходимо: Англия избежала революции, которую пережила Франция. Многие лейбористские партии и профсоюзы переживали подъем именно благодаря пробуждению евангельского движения, начатого Джоном Уэсли.

Мы часто вспоминаем нашего великого и известного писателя Федора Михайловича Достоевского. Он в своем известном произведении "Преступление и наказание" описывает обращение Раскольникова, а именно, обращение к Христу и изменение в связи с этим природы этого человека. Когда я перечитывал Достоевского, то все время думал: как удивительно, что этот роман издавали в советские времена. Там же проповедь Евангелия содержится, практически открытым текстом. Без изменения отдельной человеческой личности никакое изменение общества невозможно. В этом основная идея произведения.

Наш Спаситель, Иисус Христос, однажды сидел со своими учениками, с маленькой группой людей, которые на тот момент могли считаться самой малочисленной сектой. Они были никому неизвестны. Их было всего 12 человек-учеников, рыбаки, дураки, как некоторые их называют. Они сидели в закрытой комнате. Иисус взял чашу, в ней было вино (кто-то говорит, что вино, а, может быть, и сок виноградный), и Он сказал: "Это кровь Моя Нового Завета, пейте из нее все" и подал 12 ученикам. И когда они пили, думаю, это было глубокое откровение Его слов: "Это кровь Моя, за вас проливаемая".

Вы знаете, и это известно ученым-генетикам, что кровь несет в себе заряд ДНК. Он дал им чашу с её буквальным содержимым. А в словах Его был образ. Он сказал: "Пейте из нее все, до тех пор, пока не буду я с вами пить в царствии Отца Моего". И, когда ученики пили из этой чаши, возникал образ того, что кровь Самого Иисуса Христа должна течь в жилах этих людей, может быть, не физически, но каким-то иным образом. Я уверен, что в тот момент началось подлинное понимание христианства, не просто как религии, не просто как "обращения ко Христу" или некоего "изменения". Иисус ожидал того, чтобы люди изменились внутри, изменилась их природа, изменилась ДНК, в конце концов. Может быть, духовная ДНК. Изменился их внутренний человек — вот о чем говорил Иисус.

И мое желание, как пастора, как человека, чтобы каждый, лично переживая в себе Христа, как апостол Павел, как Мартин Лютер, как Джон Уэсли, как герой романа Достоевского, отказавшись от своих привилегий, изменился полностью. Тогда в нашей стране будет большое благословение и, наверное, реформация будет возможна.

 

Об авторе: Павел Рындич, старший пастор Библейского центра "Посольство Иисуса" г. Нижний Новгород, епископ РосХВЕ


[1] Притчи 4:23
[2] Во время нашего мероприятия на острове Кос Сергей Борисович Переслегин много говорил об изменении личности под воздействием откровения.
[3]Римлянам 1:17

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.