Главная ?> Повестка дня ?> Евангельская повестка ?> Третья конференция «Реформация vs революция»  ?> Историческая и футурологическая роль Церкви в условиях настоящего и грядущего экономического кризиса
Глеб Спиваков
Версия для печати

Историческая и футурологическая роль Церкви в условиях настоящего и грядущего экономического кризиса

Идея персональной веры и труда как инструмента служения Богу привела к развитию малого и среднего предпринимательства и дало толчок к появлению среднего класса, который и стал основой развития Европы в последующем

Моя ключевая тема — это историческая и футурологическая роль Церкви в условиях экономического кризиса. На сегодняшний день практически все экономисты прогнозируют неминуемое усиление кризисных явлений, которые будут заключаться не только в девальвации доллара, то есть в экономико-социальной сфере, но и в противоречиях, рожденных назревшей потребностью в переменах. 

Кризис страны всегда переходит в кризис личности: человек теряется, не знает, как жить дальше, куда идти. Я верю, что именно Церковь как Тело Христово должна быть проводником к выходу из кризиса.

Практический взгляд на веру и экономические усилия в деловой сфере жизнедеятельности, конкретное участие в движении "Миссия в бизнесе" помогли мне заметить возможности Церкви, которые на протяжении истории у нее появлялись во время кризисов. Они не только появлялись, но и постоянно были направлены на улучшение социальной ситуации в конкретике бытия.

Приведу пример Южной Кореи. В 1950-м году она переживала кризис, голод, гражданскую войну. Вчера еще люди жили в одной стране, а сегодня — в новых двух: Северной и Южной Корее. В первой царит коммунистическая идеология, при которой все равны в серой безнадежной массе рабочих, во второй — американо-протестантский взгляд на мир, тесно связанный с необходимостью развития национального бизнес-сектора.

Через 30 лет мы видим, что приезд американских миссионеров, наложенный на ментальную приверженность к дисциплине и качественной работе, вывел Южную Корею в лидеры мировой экономики. Северная же — осталась на этапе выживания. Сегодня Южная Корея — на 45 процентов, как минимум, евангельская страна. Принципы управления государством полностью основаны на христианской трудовой этике. 

Несколько слов об упомянутой христианской трудовой этике. Мартин Лютер в XVI веке говорил о всеобщем священстве, которое означало преображение Земли, ее устройства. Позже идея была названа протестантской этикой труда.

Лютер, как позже и корейцы (благодаря приезду миссионеров), верил в то, что всякая работа является служением Богу. В Его глазах — точно таким же, как служение проповедника за кафедрой. Прошло несколько десятков лет, и Европа выбралась из нищеты, поскольку осуществляла постоянное служение. Вскоре протестанты-европейцы покорили американский континент, создали государство. Они высадились на побережье океана и заявили: "Вот здесь, на этой земле, мы построим страну, в которой евангельские принципы будут доминировать".

А началось все с двух вещей: кризиса и наличия евангельского актива с мышлением Царства Божьего, непосредственно основанного на трудовой этике и идее всеобщего священства. Происходила трансформация социально-экономической жизни Запада при переходе от средневековья к новому времени. Церковь имела ви?дение на общество, и конкретно на экономику, а экономика начинала обретать ви?дение на церковь и общество.

Реформация принесла людям идею персональной веры и труда как инструмента служения Богу. Все это привело к развитию малого и среднего предпринимательства как формы проявления такого труда и дало толчок к появлению среднего класса, который и стал основой развития Европы в последующем.

Церковь не может повлиять на кризис, но стать евангельским активом — её первостепенная задача в смутные времена. Ведь в чем не только преимущество, но и опасность кризиса? В том, что если не будет достойного человека с евангельским мышлением реформатора, к власти придет диктатор. Неужели, мы хотим для себя и людей, которым мы служим, такого будущего? 

Влияние движения "Миссии в бизнесе" в современных условиях можно увидеть на многих примерах. Местные власти маленького городка под названием Славянск (Донецкая область), увидев активность христиан в сфере социального предпринимательства, начали взаимодействовать с евангельскими церквями города. Развернулось сотрудничество в решении социально-экономических вопросов.

Власть в районных центрах, где местные социальные предприниматели из "Миссии в бизнесе" устанавливают детские площадки, проводят праздники и мероприятия для города, постепенно убеждается в полезности этих мероприятий для всех горожан. Через "Клубы исцеления души" при салонах здоровья проводится духовно-просветительская работа с посетителями салонов — старшим поколением, в результате чего у людей рождается вера в Бога, восстанавливаются отношения с их взрослыми детьми, повышается самооценка и появляется вера в будущее.

Через сеть женских фитнес-клубов ведется работа в женских колониях, где специалисты клубов проводят долгосрочные женские тренинги и мастер-классы, в результате чего у женщин появляется вера в Бога и видение своей жизни после выхода из колонии. После выхода из колоний партнеры "Миссии в бизнесе" предоставляют им рабочие места, помогая эффективнее адаптироваться к жизни в обществе и забыть о прошлой жизни.

Подобные изменения отдельных групп людей в городах происходили и происходят и на локальном уровне, и на глобальном. Например, Европа до Реформации была в плачевном состоянии. Общество делилось на маленькую прослойку богатых феодалов и князей, а также основную массу бедноты, которой не хватало денег даже на пропитание. Реформация принесла людям идею персональной веры и труда как инструмента служения Богу. Все это привело к развитию малого и среднего предпринимательства как формы проявления такого труда и дало толчок к появлению пресловутого среднего класса, который и стал основой развития Европы на несколько столетий.

Приведенные примеры служения еще и еще раз убеждают нас в силе религиозного воздействия на людей как через традиционные, так и через инновационные инструменты. 

Я верю в силу молитвы, данной Иисусом: "Да будет воля Твоя на земле как на небе". Я вижу Россию евангельской, несмотря на то, что бизнесу здесь очень непросто развиваться на честных евангельских принципах. Но мы это делаем, потому что верим, что только мы, христиане, принесем новые принципы работы в сферу бизнеса — принесем священство. И так должно быть во всех сферах общества — с молитвой веры и конкретными действиями, сообща. 

И ключевое слово в последней фразе — "сообща"!

 

Об авторе: Глеб Спиваков, бизнесмен, руководитель движения социально-ответственного предпринимательства "Миссия в бизнесе"

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.