Главная ?> Повестка дня ?> Евангельская повестка ?> Третья конференция «Реформация vs революция»  ?> О реформации сознания: нравственно-экологическое мышление — новая парадигма сознания
Василий Рыжов
Версия для печати

О реформации сознания: нравственно-экологическое мышление — новая парадигма сознания

Поток информации, поступающий по каналам массовой коммуникации, а также из сферы науки и образования, наиболее сильно влияет на массовое сознание и формирует комплекс эстетических, этических, мировоззренческих вкусов и предпочтений

Если под реанимацией понимается возвращение жизни, то реформация, можно полагать, означает возвращение формы. Вопрос в том, какой формы и формы чего? А если говорить о мышлении, как наиболее существенной характеристике сознания, то какого формата мышления?

Полагаю, что главное в этих вопросах — осознание того, что в центре Вселенной бьется сердце Иисуса Христа, Сына Божьего, чрез которого Бог и "веки сотворил" и которому "дана всякая власть на небе и на земле". Власть эта — не власть силы, насилия, борьбы, разрушения или революции. Это — власть любви и свободы, власть сердца любящего и сострадающего, это нежный гром… Он зовет к возвращению в Отчий дом и озабочен успешностью этого пути…

Названная цель должна быть связана с кардинальным изменением направленности сознания людей с антропоцентрического на тео- и христоцентрическое сознание. И это сознание должно быть экоориентированным, с более адекватным отражением состояния ЭКОСА (нашего дома, нашего обиталища) в ценностно-нравственных установках, потребностях и деятельности людей, их внутреннего мира. Творец дал нам экос, описанный Им Самим словами "Хорошо весьма" (Быт. 1:31). Это "хорошо весьма" относилось не только к внешнему окружающему человека миру, но и к самому человеку, его внутреннему миру "по образу и подобию Божию". Сегодня, однако, внешнее стало, говоря словами сатирика, "большим унитазом", а внутреннее, подчас, и того хуже.

Совершенно очевидно, что пренебрежение экологией вещественной ведет к нарушению телесного здоровья. Игнорирование законов и требований психической, духовной и нравственной экологии ведет к моральной, культурной и интеллектуальной деградации. Сегодня со всей очевидностью стоят проблемы экологизации сознания людей, формирования экологической культуры и становления экоцелостной личности.

Реформация в этом контексте связана с рядом условий. Наиболее важные из них, на наш взгляд:

а) осознание людьми экологических проблем, кризисов и катастроф как последствий нарушений в духовно-нравственной сфере;

б) соответствующее экологическое и нравственно-экологическое образование и воспитание;

в) кардинальные изменения в системе ценностей и нравственных установок людей, смена ценностной парадигмы;

г) системное оздоровление образа жизни;

д) выработка у людей устойчивости к неблагоприятным воздействия внешней среды.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о чудовищном неблагополучии в этих вопросах [1].

Оценка состояния нравственно-экологического созна­ния современных россиян, позволяет говорить о преобладании в нем таких аспектов, как боязнь прямой угрозы жизни и экономическая выгода, доминирование потребностей прагматического и материального характера. Например, проведенное среди населения Ставропольского края В.И. Горовой и её соавторами исследование (выборка со­ставила 1200 человек) позволило выстроить так называемую шкалу угроз. На первом месте оказалась угроза во­енных действий, на втором — угрозы экономического характера, а угрозы экологического кризиса, его причин и последствий, путей его преодоления почти никого из опрошенных особенно не волнуют.

Впрочем, при исключительной популярности самого понятия "экология", его содержание оказывается сильно размытым. Скажем, для преподавателя-биолога экологичность тождественна природосообразности, для химика или технолога экологичность — это чистота и замкнутость технологических процес­сов. Случается, что экологичность и вовсе теряет свое содержание, превращаясь в синоним чего-то очень хорошего, противопоставленного чему-то очень плохому — неэкологичному и т.п. Но главное, почти не стоит вопрос об экологии внутреннего мира человека, экологии души и духа.

Реформация сознания и возвращение к "хорошо весьма" неизбежно связаны не только с "генеральной уборкой" экоса, но и с капитальной "очисткой" внутреннего мира человека от психологических загрязнений. В этой части доклада предлагаются к рассмотрению следующие вопросы, кратко обозначенные ниже.

Системное оздоровление образа жизни людей

Собственно психологическим компонентом образа жизни является индивидуальная система взглядов, норм, ценностных ориентаций, мотивов и оценок, самосознания личности и Я-концепции, проявляющихся в конкретной индивидуальной жизнедеятельности человека, в его поведении и деятельности. Это также определенный способ переживания жизненных ситуаций, преодоления человеком трудностей и решения жизненных проблем [2].

В национальной доктрине образования Российской Федерации одной из основных целей развития образования до 2025 г. определено воспитание здорового образа жизни. Чтобы правильно понять феномен "здоровый образ жизни", нужно прежде принять определенное понимание жизни, определенное понимание здоровья, и наконец, определенное понимание образа, по которому должна строиться жизнь.

Если понимать жизнь как процесс поддержания жизнедеятельности организма через питание, а здоровье как нормальное состояние органов обеспечения так понимаемой жизни и ее воспроизведения, то здоровый образ жизни точнее всего можно описать словами Библии о временах Ноя перед потопом "ели, пили, женились и выходили замуж…и не думали" (Мф. 24:38-39). К счастью, сегодня многими учеными представления о здоровом образе жизни связывается с понятием здоровья в широком (интегральном) его понимании, включающем физическое, психическое и психологическое здоровье.

При рассмотрении здоровья в широком смысле выделяются три уровня здоровья человека [3]:

1) высший уровень — личностно-смысловой или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека;

2) уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений;

3) уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Подчеркивается, что в системах оздоровления, оптимизации условий жизни человека все больше и больше внимания должно отводиться духовному совершенствованию, направленному на формирование позитивной мотивации, духовной доминанты, здорового образа жизни.

Понятие и классификация психологических загрязнений сознания

В процессе становления и развития отношений человека с окружающим миром, мы постоянно сталкиваемся с опасностью нарушения экологичности среды, а также экологичности и "чистоты" внутреннего мира человека, его психики. Во всех этих случаях речь идет о психологических загрязнениях в структуре сознания, мышления и целостной личности человека. В нравственно-экологической парадигме их уместно интерпретировать именно как загрязнения, а в качестве важнейшей задачи формирования нравственно-экологического сознания ставить задачи не только преодоления этих загрязнений, но и развития психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям, способным вызвать эти загрязнения.

Особенность загрязнения состоит в том, что действие загрязнителя ведет к упрощению системы, ее деградации. Сказанное относится не только к веществу или энергии, попавших в материальную систему, но и к информации, поступившей в психику, а также к любому другому воздействию на человека внешней среды, в процессе взаимодействия с которой происходят разного рода психологические загрязнения [4]. В исследованиях по экологической психологии их классифицируют следующим образом:

1. Повреждения, загрязнения картины мира. Выпадение из картины мира естественных природных объекты и замена их искусственными, виртуальными суррогатами является повреждением и деградацией психики. У многих современных городских жителей, особенно, детей, теряющих или еще не имевших непосредственной связи с объектами живой природы, наблюдается упрощение картины мира [5].

2. Загрязнения канала информации об окружающей среде. Неблагоприятные условия существования приводят к искажению процессов восприятия и к формированию искажений картины мира. При этом чрезмерно экстремальные воздействия сами по себе оказывают на психику разрушающее влияние. Так, сильная боль практически блокирует все другие каналы, сосредотачивая внимание на себе.

3. Загрязнения канала общения и массовой коммуникации. Экологичным можно считать такое общение, которое не ведет к деградации системы отношений, но способствует их обогащению, усложнению, гармоничности. Психологическим загрязнением в этом канале будет такое общение, которое приводит к деградации, примитивизации отношений, их обеднению [6]. Информационный образ мира, поступающий по каналам массовых коммуникаций, в значительной мере поврежден, что сказывается на формирующейся с его помощью индивидуальной картине мира в сознании людей. Эти повреждения:

а) упрощенная, примитивная модель бытия;

б) потеря чувствительности к высшим проявлениям бытия, духовным и трансцендентным реалиям, утрата этических и эстетических ценностных ориентиров;

в) обесценивание знания, преобладание прагматического подхода к нему;

г) перегруженность СМИ готовыми образцами и схемами жизни, ведущими к утрате самостоятельности. Все это признаки психологического загрязнения.

Учитывая их системный и глобальный характер, можно говорить о психоинформационном экологическом кризисе. Главным условием "очищения", на наш взгляд, должно стать наполнение его духовно-нравственным и ценностно-смысловым содержанием.

4. Эмоциональные загрязнения. Здесь можно назвать такие эмоционально-личностные образования как страх неудачи, страх отвержения, чувство вины и стыда, явления стресса и эмоционального выгорания.

5. Мотивационно-волевые загрязнения, связанные с прагматизацией и примитивизацией мотивов и устремлений человека, безволием и дурными привычками, бездуховностью целей и ведущих ориентаций деятельности и поведения, препятствующих личностному росту [7].

6. Наиболее глобальными являются загрязнения, повреждения ценностно-смысловой и нравственно-духовной сфер личности. Искажения системы ценностей, бездуховность, низкий уровень ценностно-смысловых ориентаций в личностной (нарушения я-концепции), межличностной (деформации эмпатии, толерантности), трансцендентной сфере (безверие, атеизм, безнравственность) Библейским термином, обобщающим все эти загрязнения, является понятие греха, и Бог через свое Слово призывает людей к очищению.

Анализ загрязнений нравственно-экологического сознания ставит проблему их возникновения и проникновения в сознание людей. Совершенно очевидно, что важнейшим каналом не только передачи, но и искусственного создания загрязнителей является информационное пространство. Поток информации, поступающий по каналам массовой коммуникации, а также из сферы науки и образования, наиболее сильно влияет на массовое сознание и формирует комплекс эстетических, этических, мировоззренческих вкусов и предпочтений. Все это ставит проблему психолого-экологической безопасности личности, а также задачи формирования нравственно-экологического сознания и устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды. Именно устойчивое и действенное нравственно-экологическое сознание призвано обезопасить личность от проникновения в психику и структуру личности всего вредного и потенциально опасного, способного их разрушить.

Формирование нравственно-экологического сознания и экоцелостной личности

Здесь речь идет о формировании нравственно-экологического мышления; о системе представлений, составляющих экоориентированное, или экологическое мировоззрение, о воспитании нравственно-экологической ответственности, о становлении многомерной экоцелостной личности.

Нравственно-экологическое мышление это нравственно осмысленный мыслительный акт, необходимый для разумного решения конкретной эко­логической задачи. Разумность здесь определяется мерой отношения к Экосу и его Создателю. Нравственно-экологическое мировоззрение — это целостная система, объединяющая знания о месте челове­чества в природе и значении эко-факторов и сис­тем в его социально-экономическом и личностном раз­витии. Нравственно-экологическая ответственность нравственное качество, проявляющееся, прежде всего, в адекватном, ответственном отношении личности к природе и вби­рающее в себя все основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость, рачительность и др. Но главное — это понимание того, что тварный мир — это не скопление вещества, а целостный живой организм, где и человек занимает свое определенное место. И в этом организме, в самом центре его бьется сердце Творца, Иисуса Христа. Природа может отвечать и отвечает на безнравственное поведение людей серьезными предупреждениями, природа может давать позитивный ответ на нравственно оправданные поступки и деяния людей.

Иначе говоря, речь идет о многомерной экоцелостной личности, обладающей сис­темой экологических знаний, владеющей разнообразными видами экологической деятельности, опытом творческой деятельности в области окружающей среды, опытом эмо­ционально-ценностного отношения к окружающей при­родной среде, нравственно-экологичного отношения к себе..

Концепция экоцелостной личности — это, прежде всего, система образов-понятий: жизнь, экоцелостность, экознание, экосознание, экокультура, духовность, нравственность, творчество, человек, развитие. В русле этой концеп­ции лежит одна из труднейших задач — экологизация личности и формирование нравственно-экологического сознания. Духовно-нравственный человек — человек свободный, способный ограничить удовлетворение прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Смена парадигм

Решение всех этих вопросов неизбежно связано со сменой парадигм. А смена парадигм неизбежно связана с кардинальными трудностями реформации сознания. И здесь важно увидеть механизм преодоления этих трудностей. В этой связи мы рассматриваем два типа поведения и организации активности людей; и три формы взаимосвязи людей.

Активность:

а) реактивная, при которой на всякое воздействие человек сразу отвечает соответствующей реакций;

б) активность проактивная, когда между воздействием (стимулом) и реакцией у человека есть право и свобода выбора поведения, независимого от стимула. Понятно, что реактивная личность является зависимой от стимула (воздействия); проактивная — свободна от него.

Формы взаимосвязи:

а) Зависимость выражается ты-парадигмой мышления и сознания личности: ты обо мне заботишься; ты добиваешься чего-то ради меня; в неудаче я обвиняю тебя;

б) независимость выражена я-парадигмой сознания и мышления: я могу это сделать; я несу ответственность; я полагаюсь на самого себя; я могу выбирать.

в) взаимозависимость, выраженная мы-парадигмой: мы можем это сделать; мы можем взаимодействовать; мы можем, объединив наши способности и возможности, создать что-то более значительное.

Зависимым людям необходима помощь других, чтобы получить то, что им нужно. Независимые могут получить все, что им нужно, благодаря собственным усилиям. Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других людей, чтобы достичь наибольшего результата.

Если я, например, зависим в физическом смысле — парализован или имею какой-то физический недостаток, — я нуждаюсь в твоей помощи. Если я зависим в эмоциональном плане, мое чувство собственного достоинства и уве­ренности в себе зависит от твоего мнения обо мне. И если я тебе не нравлюсь, это доставляет мне страдания. Если же я зависим в интеллек­туальном смысле, я рассчитываю на то, что ты будешь думать за меня, найдешь решение моих проблем.

Исходя из этих положений, можно полагать, что для взаимозависимого существования мало одной только независи­мости мышления. Независимые люди, недостаточно зрелые для того, чтобы думать и действовать взаимозависимо. Они могут хорошо работать индивидуально, но никогда не станут хорошими лидерами или членами команды. Они не руководствуются парадигмой взаимозависимости, ко­торая необходима для счастья в браке и семейных отношениях, для до­стижения успеха внутри какой-либо организации, у ниже может быть недостаточно сил для смены парадигмы.

Взаимозависимость — проявление гораздо большей зрелости. Если я взаимозависим физически, то, даже будучи уверен в себе и своей рабо­тоспособности, я понимаю, что вместе мы можем сделать гораздо боль­ше, чем сделаю я один, даже если очень постараюсь. Если я взаимоза­висим эмоционально, мое чувство собственного достоинства не мешает мне ощущать потребность в том, чтобы любить других, а также быть любимым. Если я взаимозависим интеллектуально, я сознаю, что для обогащения своего ума я должен заимствовать все лучшее, что есть у других. Будучи взаимозависимой личностью, я имею возможность щедро и осмысленно делиться с другими всем, чем обладаю сам, и получаю доступ к неисчерпаемым ресурсам и возможностям других людей.

Но самое главное, все-таки, не в этом, а во взаимозависимости с Богом, Иисусом Христом. Такая взаимозависимость подключает нас к неисчерпаемому источнику благословения и успеха, о чем говорит нам Слово Божие: "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают. А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Ис. 40:30-31). "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8: 28).

В основе нравственно-экологического мышления, нравственно-экологического мировоззрения, нравственно-экологической ответственности и в целом нравственно-экоцелостной личности лежит парадигма "взаимозависимости с Богом". Переход к такой парадигме сознания является подлинной реформацией, возвращение к изначальному полному единству человека и его Создателя.

 

Об авторе: Василий Рыжов, доктор психологических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского христианского университета


[1] Горовая В.И. Экологизация сознания в контексте культурологического подхода и концепции экоцелостной личности / В.И. Горовая, О.А. Линенко // Вестник университета. 2009. № 4. С. 41-44. См. Соловьева Н.В., Соломина Н.С.
[2] Зинченко В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б.Моргунов. М., 1994. См. Василюк Ф.Е. и Чумаков Б.Н.
[3] Братусь, Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
[4] Бганба-Церера В.Р. Экология души: ненасилие — путь в грядущее. СПб., 1994. Калмыков А.А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций. М., 1999. Рыжов В.В. Психологическая устойчивость личности к информационным воздействиям: монография. М., 2011. Рыжов В.В. Формирование нравственно-экологического сознания студентов: учебное пособие. М., 2010.
[5] Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. См. Калмыков А.А.
[6] См. Братусь Б.С. и Калмыков А.А.
[7] Горбачев А.Л. Психологические условия и механизмы духовно-нравственного развития личности: дис. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009.  Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие. М., 2001.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2014 Русский архипелаг. Все права защищены.