Межсоборное присутствие Евангельского Собора

Преамбула к конференции

Тематика цикла "Реформация vs Революция" отражает представления его организаторов о содержании движения навстречу 500-летию Реформации и 100-летию русской революции

Материалы Второй конференции"Реформация vs Революция", 3-4 ноября, 2011 г.
Также с материалами конференции можно познакомиться здесь

 

Конференция "Реформация vs Революция" состоялась в Москве 3 и 4 ноября 2011 года. Это вторая конференция из цикла, посвященного 500-летию Реформации и предполагающего проведение ежегодных конференций до 2017 года включительно.

В начале XVI века, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер прибил на ворота замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые полемические тезисы. От этого в некоторой степени условного, но яркого и привлекательного события чаще всего и ведут отсчет европейской Реформации.

Тематика цикла "Реформация vs Революция" отражает представления его организаторов о содержании движения навстречу 500-летию Реформации и 100-летию русской революции. Но план цикла – это не просто перечень тем, которые мы желаем обсудить, проговорить и прожить, разворачивая общее дискуссионное поле вплоть до 2017-го года. Время от времени мы корректируем нашу "дорожную карту", особенно с учетом других проводимых нами мероприятий, и в первую очередь – Евангельского Собора.

Весьма радует, что вокруг юбилейной даты растет и развивается живая и разнообразная активность. Так, в этом году прошли флэшмобы с театрализованным действом – прибиванием тезисов на условные врата, что было широко отражено в Рунете. Уже не первый год в регионах России проходят публичные мероприятия – круглые столы, научные конференции и другие форумы, посвященные этой славной дате, выпускаются памятные плакаты. Издательский дом "Протестант" снял в 2011 году ролик, посвященный Реформации, который заинтересовал многие церкви.

Приятно осознавать, что некоторые из наших идей и разработок реализуются уже другими людьми и в иных формах. В частности, необходимость некоторых изменений годичного религиозного календаря осознали не только мы – в качестве примера такой календарной реформы можно привести появление среди признанных праздников нашей страны Дня Реформации.

Авторы докладов, прозвучавших на конференции, переработали для печати как сами свои сообщения, так и материалы их обсуждений.

Первый день конференции был посвящен двум темам. Первая тема ретроспективная, она обращена к оставленному доктором Лютером богословскому наследию и включает в себя

реконструкцию его трудов. Вторая отражает насущные нужды дня сегодняшнего, то есть, неотложные и принципиальные мероприятия, исследования и проекты, которые нам необходимо осуществить. Представляется, что эти темы неразрывно связаны, поскольку наш XXI век во многих отношениях похож на век XVI, о чем неоднократно упоминается в статьях, вошедших в сборник. То есть, ситуация, как говорили большевики, – предреволюционная, а как говорят реформаторы наших дней, – предреформационная. Действительно, разве не чувствуется, что по России бродит призрак Реформации?!

Вот почему нам так важно понять, что же Лютер задумывал в действительности. Какие распутья пришлось ему преодолеть? Что именно у него получилось? За счет чего и с чьей помощью это у него получилось? Не менее важно осознать и то, что ему не удалось – хотя и могло бы, если бы он и его единомышленники и соратники поступали еще более смело и умело. Есть ли безусловное оправдание всякой реформации, и если есть – то каково оно? И каковы те непредвиденные последствия реформации, которые вызывают глубокое сожаление?

Все эти вопросы чрезвычайно актуальны, но наши интересы идут гораздо дальше. Исторические факты ненадежны. Исследователи прошлого часто констатируют: "Он задумывал то-то, сделал то-то, скорбел о том-то". Но где гарантии, что человек задумывал именно это и именно так? И откуда мы знаем, о чем он сожалел? Слишком многое ускользает даже от сподвижников исторической личности, а уж тем более – от историков и документалистов. Любой самый, казалось бы, неоспоримый, документально зафиксированный факт все равно остается лишь сырьем для различных истолкований.

Нам нужны не факты – нам нужны исторические смыслы, ибо история – это отражение борьбы интерпретаций. С другой стороны, история всегда связана с будущим. Поэтому ключ к достоверным историческим исследованиям мы сможем получить, не только обращаясь к прошлому, но и обязательно имея в виду будущее (например, закладывая его в повестку сегодняшнего дня). Нам нужна такая интерпретация деятельности Лютера и его времени, которая всколыхнет христиан, воодушевит, научит, образумит. Но наши сердца вряд ли откликнутся на факты per se. Мы считаем, что исследовательская работа завершена, лишь в том случае, если за фактами можно разглядеть и расшифровать тайнопись Святого Духа. Нашу конференцию можно будет считать успешной, только когда за фактами и рассуждениями появится воодушевляющий смысл.

Мы хотим яснее увидеть, что происходило в XVI веке. Мы хотим понять те времена глубже, дабы не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли, ведь мы прекрасно помним как положительные, так и отрицательные последствия Реформации. Именно поэтому, как уже было сказано, первый день конференции мы посвятили пристальному всматриванию в XVI век – в замысел, действия и мотивы самого Лютера, а затем – обсуждению повестки для XXI века.

Базовой гипотезой первого дня стало предположение, что современная христианская Церковь находится в ситуации, близкой к той, в которой пребывала Католическая Церковь в XVI веке. Речь идет не о внутрицерковной ситуации (не о недостатках самой Церкви), а о внешней – о системе вызовов, с которыми столкнулась Церковь тогда сейчас. Сегодня, например, остро стоит вопрос: как и за счет каких ресурсов Церковь Христова сможет дать ответ на новую совокупность вызовов, которые предъявляет ей все ускоряющееся изменение мира? Каким образом она ответит на вызовы со стороны новой глобальной (пусть и трещащей по всем швам) экономики, новой науки (в том числе, пугающих достижений генной и клеточной инженерии, которые позволяют радикально изменять биологическую природу живых организмов, включая человека), новых представлений о ценностях и фундаментальных смыслах? Или Церковь с ответом опаздывает? Не хочется верить в тот печальный образ, который иногда возникает в нашем воображении: современная Церковь с задержкой воспринимает происходящее с миром, затем не спеша рассуждает, анализирует и, наконец, дает свою оценку – но с фатальным опозданием… А мир за это время убегает далеко вперед, и поэтому церковной оценкой мало кто интересуется, кроме некоторых послушных клириков и прихожан…

Грустная картина. И для того чтобы предупредить столь печальное и нежелательное развитие событий, второй день конференции решено было посвятить тем актуальным проблемам, решение которых позволит Церкви действовать с опережением и достойно и

успешно ответить на вызовы современности. Поэтому темами второго дня стали христианское мышление и соборность.

На последнем Евангельском Соборе (Наро-Фоминск, июнь 2011 г.) С.Б. Переслегин высказал предположение о том, что в истории европейской цивилизации христианское мышление играло специфическую роль – время от времени оно осуществляло подлинную закваску мира, причем закваску не только ценностную, но и когнитивную. Иными словами, общество периодически начинало думать по образцам, предложенным Церковью, интериоризируя их, а затем используя как свои собственные. Но в силу того, что мир сей оторван от Первоисточника, усвоенный им христианский образ мышления неизбежно выхолащивается. И каждый раз, когда выхолащивание достигает максимума, мир вступает в очередной "глобальный" кризис. Затем христианство либо рождает новые когнитивные формы (тем самым беря на себя ответственность за будущее!), либо по каким-то причинам становится неспособным их породить, и тогда оно теряет статус "закваски мира", а Церковь становится маргинальной. Это предположение стало нашей рабочей гипотезой, исследованиям которой была посвящена первая тема следующего дня конференции.

Вторая тема – соборность. В поисках ответа на вопрос о том, чего Бог ждет от Своей Церкви сегодня, М.В. Дубровский (на том же Евангельском Соборе) предложил многообещающую идею. Если Лютер вернул христиан к Священному Писанию и, в числе прочих возможностей новой эпохи, провозгласил и оправдал способность всех верующих работать с текстом Библии, то к чему необходимо вернуть христиан в наше время? Какое важное качество, которым должна обладать Церковь, оказалось умаленным, почти утраченным сегодня? Что нам нужно восстановить в первую очередь? Весьма вероятно, что таким качеством является как раз соборность, и восстанавливать необходимо именно ее. Проблема соборности и вопросы ее возрождения также стали предметом обсуждения участников конференции.

В заключение хотелось бы выразить благодарность издательству, которое выпустило этот сборник в серии "философско-религиозные тетради". Ранее в этой серии были изданы и материалы предыдущей конференции 2010 года.

Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.