Как войти в Царство Божие?

Как правило, люди представляют себе Божие Царство аналогом царства человеческого. Они хотят видеть в нем устрашающую силу против «чужих», а также иметь чувство защищенности и гарантированные блага для «своих». Но природа Царства Божия такова, что оно присутствует везде, всегда и открыто для всех

В культурной памяти народов живет неистребимая, хотя и смутная идея – призрачная мечта о божественном Царстве. Вся история человечества связана с его поисками. Интуиция того, что где-то есть совершенный мир, в котором нет болезней, смерти, бедности, похоже, у человека врожденная. Но вот беда – путь к этому Царству найти не просто, большинству не дано, не позволено, не удается. Никакие карты, билеты, связи не гарантируют доступа туда. И поисковые экспедиции не помогут – путь в Царство Божие всегда индивидуален.

Об этом с неожиданной грустью поет Гарик Сукачев:

"Знаю я, есть края – походи поищи-ка попробуй.
Там такая земля, там такая трава,
А лесов, как в местах тех, нигде, брат, в помине и нет.
Там в озерах вода, будто Божья роса,
Там искрятся алмазами звезды и падают в горы.
Я б уехал туда, только где мне достать бы билет
<…>
И теперь для меня нет ни сна, ни покоя, ни места,
Как доехать туда, как туда долететь.
И кто сможет теперь мне помочь или все рассказать
О местах, что нет в карте
От Владивостока до Бреста,
Все об этих краях, куда мне очень надо попасть".

Рассказы о Царстве приобретают тем более экзотическую окраску, чем меньше у людей возможности увидеть его. Люди позволяют себе много фантазировать, но не утруждают себя практическими вопросами: что я должен сделать со своей стороны, чтобы увидеть, найти, открыть для себя Царство Божие? Как отыскать и открыть дверь в это Царство?

В народе чаще всего говорят о том, что в Царство Небесное само собой попадают после смерти или после "конца света". Такой взгляд лишает нашу нынешнюю жизнь всякого смысла, и ее можно рассматривать как хождение по мукам или томительное ожидание истинной жизни. Странно то, что такие мнения часто подкрепляют ссылками на христианство, в то время как Библия утверждает прямо противоположное. Согласно Библии, Царство Божие – это не какое-то место, а особое состояние человека и мира, когда в их бытии утверждается владычество Бога, Его законы, Его воля ("на земле, как на небе").

Известный библеист Том Райт вопрос о Царстве Божием и Царстве Небесном, местонахождении и природе Царства называет главной тайной Библии. Его книга "Главная тайна Библии" недавно вышла на русском языке и сразу же стала бестселлером даже среди уставших от сенсаций россиян. "Царство Бога", о котором говорил Иисус, указывает не на посмертную участь человека и не на побег из этого мира в другой, но этим выражением обозначается верховная власть Бога "и на земле, как на небе", пишет ученый. Царство Божие, по мнению автора, – "это образ нынешней реальности, небесное измерение теперешней жизни. Небеса в Библии – это, как правило, не будущее нашей надежды, но скрытое измерение обычной жизни – можно сказать, Божее измерение"*.

Несомненно, что земная и духовная реальности находятся в конфликте, однако разрешение этого конфликта не в бегстве в потусторонний мир, а в преображении мира здешнего, в примирении его с небом. Разобщенность, враждебность человеческого по отношению к Божественному лишь разрушают царство земное и не созидают Царства Божия. У "слишком духовных" и "слишком земных" людей есть свои специфические проблемы со зрением, которые мешают им увидеть Царство. Дальнозоркие "манихеи" не видят никакой ценности в реальности, презирают тварный мир и ждут его конца, лишая себя счастья уже здесь и сейчас войти в Божие Царство. Близорукие же материалисты не видят ничего, кроме "своей" реальности, дальше своего носа, поэтому вместо открытой двери им мерещится непроходимая стена.

Как правило, люди представляют себе Божие Царство аналогом царства человеческого. Они хотят видеть в нем устрашающую силу против "чужих", а также иметь чувство защищенности и гарантированные блага для "своих". Но природа Царства Божия такова, что оно присутствует везде, всегда и открыто для всех. Это не особенное царство в ряду других царств, оно из ряда вон выходящее, ни на что не похожее. Царство Божие проникает сквозь "железные занавесы" других царств, и там, где люди начинают жить по его законам, жизнь меняется без войн и политических реформ.

Христос разоблачал человеческие представления о политическом характере Его Царства – там нет столиц, властей и видимых границ: "Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17:20–21).

Иннокентий Вениаминов, православный миссионер на Аляске, учил, что Царство Божие есть состояние (выделено мной. – М. Ч.) человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Он создал первую грамматику алеутского языка, перевел на него книги Священного Писания. Так Царство Божие расширилось в пределы Аляски, Курил, Камчатки, а точнее – в сердца живущих там людей.

Сердце – то самое таинственное место, где Царство Божие встречается с нашей реальностью и начинает радикально ее менять. Иоанн Златоуст говорил: "Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие".

Царство Божие – не где-то там, не когда-то в прошлом или в будущем. Не нужно куда-то идти или чего-то ждать. Но Христос в Евангелиях говорит: "Я есть воскресение и жизнь" (Ин 11:25), поэтому вовсе не нужно ждать, пока настанет всеобщее воскресение мертвых, Лазарь может воскреснуть сейчас. А разбойник может быть "ныне" с Богом в раю. Так что вопрос "Где мне найти Царство Небесное?" нужно заменить более правильным: "Как мне войти здесь и сейчас в Царство Божие?"

Часто любознательные люди задают абстрактные вопросы о Царстве Божием, так и не решаясь что-то изменить в своей жизни. Богатый юноша спрашивал у Иисуса: "…что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Мк 10:17), но не смог расстаться с богатством, закрывавшим вход в Царство. И даже учеников испугали слова "…трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие" (Мк 10:24). Оказывается, вход открывается не через заповеди, которые можно научиться формально "отрабатывать", а через внутреннюю перемену, когда ради Царства Божия человек продает все, что имеет (см.: Мф 13:45–46).

Когда человек обращается к Богу, он начинает видеть весь мир в Божественном свете, он всюду замечает следы Божьего присутствия, знаки Его Царства. В это Царство можно войти изнутри своей ситуации. Необязательно откуда-то бежать и куда-то идти, что-то покупать и чего-то достигать. Открывая сердце Богу, человек вступает на территорию Его Царства.

 
*Райт Т. Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве. – М.: Эксмо, 2009. – С. 44.
 
 
Источник: Журнал "Решение" №26, 2009 г.
Актуальная репликаО Русском АрхипелагеПоискКарта сайтаПроектыИзданияАвторыГлоссарийСобытия сайта
Developed by Yar Kravtsov Copyright © 2017 Русский архипелаг. Все права защищены.